г. Чита |
Дело N А78-1978/2008-С2-28/85 |
"20" июня 2008 г.
04АП-1637/2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2008 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Е.В. Желтоухова, Т.О. Лешуковой,
при ведении протокола судебного заседания судьей Рыловым Д.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г.Чите на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Читинской области от 4 мая 2008 года по делу N А78-1978/2008-С2-28/85
по заявлению индивидуального предпринимателя Черных Валентины Викторовны к Межрайонной инспекции ФНС N 2 по г.Чите об оспаривании протокола об административном правонарушении от 10.04.2008 г. и постановления N 22-292 от 15.04.2008 г. по делу об административном правонарушении,
(суд первой инстанции судья Литвинцев А.Б.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Черных В.В.,
От заинтересованного лица: Дианова Е.В., представитель по доверенности от 10.04.2008 г.,
установил:
Индивидуальный предприниматель Черных Валентина Викторовна (далее ИП Черных В.В., заявитель) обратилась в суд с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС N 2 по г.Чите (далее налоговый орган, заинтересованное лицо) об оспаривании протокола об административном правонарушении от 10.04.2008 г. и постановления N 22-292 от 15.04.2008 г. по делу об административном правонарушении.
Решением суда первой инстанции от 04.05.2008 г. требования заявителя удовлетворены частично: производство по делу о признании незаконным протокола N 000276/22-266 об административном правонарушении от 10.04.2008 г. прекращено; постановление налогового органа N22-292 от 15.04.2008 г. о назначении предпринимателю административного наказания в виде штрафа в размере 3000 рублей признано незаконным и отменено.
Как следует из решения суда первой инстанции, основанием для частичного удовлетворения требований заявителя послужил вывод суда о недоказанности факта административного правонарушения и наличия вины ИП Черных В.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.14.5 КоАП РФ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решение суда первой инстанции, поскольку факт осуществления предпринимателем Черных В.В. наличных денежных расчетов при перевозке пассажиров без применения контрольно-кассовой техники и без выдачи соответствующих бланков строгой отчетности материалами дела подтвержден.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу, с доводами, изложенными в ней, не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, выслушав доводы представителей сторон, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 31.03.2008 г. налоговым органом на основании поручения N 22-142 от 31.03.2008 г. в ходе проведения проверки соблюдения Федерального закона РФ от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" предпринимателя Черных В.В. в автобусе ГАЗ 322131, государственный номер АЕ 488 75 RUS, следующем по маршруту N 28 "Каштак - Сосновый бор", принадлежащем предпринимателю Черных В.В., при оказании услуги пассажирской перевозки по цене 13 руб. водителем автобуса Ериловым В.К. контрольно-кассовая техника не была применена, бланк строгой отчетности (билет) не выдан.
По результатам проверки составлен акт N 002298 от 31.03.2008 г., 10.04.2008 составлен протокол N 000276/22-266 об административном правонарушении, в котором указано, что ИП Черных В.В. совершено административное правонарушение, предусмотренное ст.14.5 КоАП РФ.
15.04.2008 г. руководителем Межрайонной ИФНС N 2 по г.Чите вынесено постановление N 22-292 о привлечении ИП Черных В.В. к административной ответственности, предусмотренной ст.14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3 000 руб.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене вышеуказанного протокола и постановления налогового органа.
Четвертый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным в части по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям при осуществлении наличных денежных расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
В соответствии со ст.14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 30 до 40 тысяч рублей.
В соответствии с п.2 ст.2 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Пунктом 3 ст.2 указанного выше закона указано, что организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностью своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при осуществлении продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте (за исключением такси, а также транспорта, работающего в режиме маршрутного такси).
Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно- кассовой техники, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 N 171, к бланкам строгой отчетности, приравненным к кассовым чекам, относятся квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае оказания услуг населению.
Бланки строгой отчетности, утвержденные Министерством финансов Российской Федерации, предназначенные для денежных расчетов с населением за оказываемые услуги, являются первичными учетными документами, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 г. N 745 приравниваются к чеку контрольно-кассовой машины.
Как следует из материалов дела, предпринимателем Черных В.В. обязанность выдачи билетов при осуществлении наличных денежных расчетов водителю автобуса Ерилову В.К. была разъяснена, что подтверждается актом проверки N 002298/22-498 от 31.03.2008 г., объяснением водителя Ерилова В.К. от 31.03.2008 г. и его опроса в качестве свидетеля от 31.03.2008 г. Проездные билеты имелись в наличии, но при осуществлении наличных денежных расчетов с конкретным пассажиром билет выдан не был.
Факт не выдачи бланка строгой отчетности при осуществлении расчета подтверждается актом проверки от 31.03.2008 г. N 002298, актом проверки выдачи чека, протоколом об административном правонарушении N 000276/22-266 от 10.04.2008 г., а также не оспаривалось Предпринимателем в судебном заседании в суде апелляционной инстанции.
Судом первой инстанции неправомерно указано на отсутствие вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.14.5 КоАП РФ, поскольку из представленных предпринимателем документов (трудовой договор от 07.07.05, инструктаж) не усматривается, что водитель был проинструктирован по вопросу применения контрольно-кассовой техники, бланк строгой отчетности - билет не был выдан при осуществлении расчета, следовательно, не была применена контрольно-кассовая техника.
В соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности налоговым органом вины предпринимателя Черных В.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.14.5 КоАП РФ.
Довод заявителя на тот факт, что при осуществлении расчетов пассажиры могут получить билет при выходе самостоятельно, оторвав билет, несостоятелен в связи с тем, что согласно абз.3 п.1 ст.5 ФЗ N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать пассажирам при осуществлении расчетов в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки. Следовательно, билет должен быть выдан на руки пассажиру в момент получения оплаты за услугу.
Исходя из вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что налоговый орган правомерно привлек ИП Черных В.В. к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3000 руб.
На основании всего вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции в оспариваемой части и принятия по делу нового судебного акта.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Читинской области от 4 мая 2008 года по делу N А78-1978/2008-С2-28/85, арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Читинской области от 4 мая 2008 года по делу N А78-1978/2008-С2-28/85 отменить в части признания незаконным и отмене Постановления N22-292 от 15.04.2008 г. Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N2 по г.Чите. В указанной части принять новое решение.
В удовлетворении требований предпринимателя без образования юридического лица Черных Валентины Викторовны о признании незаконным и отмене Постановления N 22-292 от 15.04.2008 г. Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г.Чите - отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течении 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-1978/08
Заявитель: Черных В. В.
Ответчик: МРИ ФНС N2 по г. Чите
Хронология рассмотрения дела:
20.06.2008 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1637/08