15 января 2009 г. |
г. Пермь Дело N А60-16139/2008 |
Резолютивная часть постановления вынесена 14 января 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 января 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Романова В.А,
судей Булкиной А.Н,
Казаковцевой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём Фарбазовой О.Ф,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
истца, Государственного учреждения "Свердловское региональное
отделение Фонда социального страхования Российской Федерации",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 октября 2008 года, принятое судьёй Мезриной Е.А. по делу N А60-16139/2008
по иску Государственного учреждения "Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации"
к Муниципальному унитарному предприятию "Ремстрой"
о взыскании суммы капитализированных платежей
(Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, их представители в судебное заседание не явились),
установил:
Государственное учреждение "Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" (далее - истец, Фонд социального страхования) обратилось в арбитражный суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию "Ремстрой" (Ответчик, Муниципальное предприятие) о взыскании на основании ст. ст. 64 и 1093 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) 548.856 руб. 74 коп. капитализированных платежей.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24.10.2008 (судья Мезрина Е.А.) исковые требования удовлетворены, с Ответчика в пользу Истца взыскано 548.856 руб. 74 коп. капитализированных платежей. При этом суд в мотивировочной части решения изложил вывод о том, что в связи с пропуском Истцом установленного п. 5 ст. 64 ГК РФ срока для предъявления требований к ликвидируемому Муниципальному предприятию, требование Истца подлежит удовлетворению за счет имущества Ответчика, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок.
Истец, обжалуя решение в апелляционном порядке, просит его изменить в части очередности удовлетворения исковых требований Ответчиком и указать на взыскание суммы капитализированных платежей в составе требований кредиторов первой очереди. При этом заявитель жалобы считает, что Истец не пропустил установленного п. 5 ст. 64 ГК РФ срока, поскольку сведения о начале добровольной ликвидации Ответчика в официальном органе печати не публиковались.
Ответчик отзыв на жалобу не представил.
Представители сторон, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в заседание апелляционного суда не явились.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 1093 ГК РФ в случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни и здоровью, соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами.
В соответствии с подпунктом 10 п. 2 ст. 18 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон об обязательном социальном страховании) Фонд социального страхования исполняет обязанности по аккумулированию капитализированных платежей ликвидируемых страхователей. Последние, к числу которых относится и Ответчик по настоящему делу, в силу п. 2 ст. 23 названного Закона обязаны внести капитализированные платежи в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 863 "Об утверждении порядка внесения в Фонд социального страхования РФ капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Постановление правительства от 17.11.2000 N 863).
Как следует из материалов дела, постановлением Главы администрации Городского образования "Сухой Лог" от 31.03.2006 N 317-ПГ принято решение о ликвидации Муниципального предприятия, создана ликвидационная комиссия (л.д. 40), соответствующие сведения об этом внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 14.04.2006 (л.д. 12-13).
Статьёй 63 ГК РФ установлен порядок ликвидации юридического лица. В соответствии с ним ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. После окончания такого срока ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается учредителем юридического лица и должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Начиная со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, ликвидационная комиссия производит выплаты денежных средств кредиторам. После завершения расчетов составляется ликвидационный баланс.
Ответчик полагает, что им выполнены обязанности по размещению в печати сведений о своей ликвидации и с 2-месячным сроком для предъявления требований, поскольку такая публикация помещена в номере местной газете "Знамя Победы" от 07.04.2006 (л.д. 41-42). Также Ответчик полагает, что им выполнена обязанность по уведомлению Истца о своей ликвидации путём вручения письменного извещения 07.04.2006 (л.д. 39).
Между тем, Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29.09.2004 N САЭ-3-09/508@ "Об учреждении средства массовой информации для обеспечения публикации сведений согласно законодательству Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц" (в Министерстве юстиции РФ Приказ не был зарегистрирован) и Приказом ФНС России от 14.02.2005 N САЭ-3-09/40@ "Об обеспечении подготовки к публикации и издания сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц" (опубликован в Российской газете 14.04.2005) установлена обязанность по опубликованию сведений согласно законодательству Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц в журнале "Вестник государственной регистрации".
Поскольку в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" о том, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, обязательность публикации сведений о ликвидации юридического лица в "Вестнике государственной регистрации" наступила с 25.04.2005.
Публикация в "Вестнике государственной регистрации" сообщения о ликвидации Муниципального предприятия и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами не осуществлялась. Публикация такого сообщения в местной газете 07.04.2006 правового значения не имеет.
Доказательства утверждения учредителем Ответчика промежуточного ликвидационного баланса суду не представлены, имеющиеся в деле бухгалтерские балансы по состоянию на 01.04.2006 (л.д. 50-51) и на 01.07.2008 (л.д. 46-47) таковыми не являются, поскольку не содержат сведений об их утверждении учредителем Ответчика, сведений о составе имущества ликвидируемого юридического лица и перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
В связи с этим, принимая во внимание получение от Ответчика 07.04.2006 извещения о ликвидации, Истец правомерно, в соответствии с положениями ст. 1093 ГК РФ и Постановления Правительства РФ от 17.11.2000 N 863 обратился к Ответчику с требованием от 28.01.2008 (л.д. 10) о перечислении капитализированных платежей в сумме 548.856 руб. 74 коп. для обеспечения страховыми выплатами Кочневой Н.А, за вред здоровью которой Ответчик несёт ответственность. К требованию приложен расчет суммы подлежащих выплате капитализированных платежей.
Расценив отсутствие ответа на своё требование как уклонение от рассмотрения требований кредитора, Истец правомерно, на основании п. 4 ст. 64 ГК РФ обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Поскольку надлежащей публикации о сроке предъявления требований кредиторами Ответчик не произвёл, у суда первой инстанции отсутствовали основания для применения п. 5 ст. 64 ГК РФ и вывода об удовлетворении требований Истца из имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
В своей апелляционной жалобе Истец просит изменить обжалуемое решение в части очередности удовлетворения исковых требований Ответчиком и указать на взыскание суммы капитализированных платежей в составе требований кредиторов первой очереди. В этой части жалоба удовлетворению не подлежит в связи с нижеследующими обстоятельствами.
Пунктом 1 ст. 64 ГК РФ установлено, что в первую очередь при ликвидации юридического лица удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение жизни или здоровью, путём капитализации соответствующих повременных платежей.
Основанное на норме п. 2 ст. 23 Закона об обязательном социальном страховании требование Фонда социального страхования не является требованием гражданина. Порядок капитализации повременных платежей и выплаты ликвидируемым юридическим лицом капитализированной суммы, предусмотренной п. 1 ст. 64 ГК РФ, подлежит применению лишь в отношении граждан, перед которыми такое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровья, не являющихся застрахованными или иными лицами, имеющими право на страховые выплаты по обязательному страхованию.
Таким образом, нет оснований считать требования Истца подлежащими удовлетворению ликвидируемым юридическим лицом в первую очередь. Эти требования в соответствии с п. 1 ст. 64 ГК РФ подлежат удовлетворению в третью очередь в числе расчетов по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.
Несмотря на то, что изложенные в мотивировочной части решения выводы суда первой инстанции не в полной мере соответствуют обстоятельствам дела, это не привело к принятию судом неправильного решения. В связи с этим решение отмене или изменению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266-169, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 октября 2008 года по делу N А60-16139/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
В. А. Романов |
Судьи |
А. Н. Булкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-16139/2008-С1
Истец: ГУ Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (филиал N 5)
Ответчик: МУП "Ремстрой"
Хронология рассмотрения дела:
15.01.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10031/08