г. Владимир |
|
15 июля 2008 г. |
Дело N А11-104/2008-К2-19/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.07.2008.
Постановление в полном объеме изготовлено 15.07.2008.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богдановой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Местной религиозной организации Евангельских христиан "Христианская Миссия "Благовестие" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 06.05.2008, принятое судьей Давыдовой Л.М. по заявлению Местной религиозной организации Евангельских христиан "Христианская Миссия "Благовестие" о признании незаконным решения начальника Управления земельными ресурсами администрации г. Владимира от 13.12.2007 N 76-01-01/6587 и возложении обязанности издать проект распоряжения о передаче безвозмездно в собственность земельного участка,
при участии в судебном заседании представителей:
Местной религиозной организации Евангельских христиан "Христианская миссия "Благовестие" - Петров С.А. по доверенности от 19.05.2008 N 12;
Церкви евангельских христиан-баптистов - Петров С.А. по доверенности от 19.05.2008 N 08;
Управления земельными ресурсами администрации г.Владимира - не явился. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (уведомление N 3318).
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Местная религиозная организация Евангельских христиан "Христианская миссия "Благовестие" (далее - Христианская миссия "Благовестие") обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением (в редакции уточнений от 11.03.2008 и от 08.04.2008) о признании незаконным решения начальника Управления земельными ресурсами администрации г.Владимира (далее -Управление) от 13.12.2007 N 76-01-01/6587. Одновременно заявитель просил суд обязать Управление издать проект распоряжения о передаче ему безвозмездно в собственность земельного участка.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 06.05.2008 заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, Христианская миссия "Благовестие" обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указано на несоответствие выводов суда, указанных в решении, обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель заявителя апелляционной жалобы, являющийся одновременно представителем третьего лица-Церкви евангельских христиан-баптистов, поддержал ее доводы, настаивая на отмене решения арбитражного суда первой инстанции.
Управление не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание, представив отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает на отсутствие оснований к отмене судебного акта.
Законность принятого судебного акта, правильность применения судом норм процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-261, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта и его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ) (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или приобрести земельный участок в собственность по своему желанию до 01.01.2010 в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что религиозным организациям, имеющим в собственности здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются в собственность бесплатно.
Согласно пункту 3 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом участке, принадлежат нескольким лицам на праве долевой собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное право не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана). Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (пункт 5).
Согласно статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6).
Установлено по делу , что распоряжением главы администрации города Владимира от 19.06.1997 N 788-р Христианской миссии "Благовестие" и Владимирской общине евангельских христиан-баптистов (в настоящее время Церковь евангельских христиан-баптистов) предоставлен в бессрочное пользование земельный участок (кадастровый номер 33:22:1:1:040:008/0) в равных долях (с функциональным назначением - общественная застройка религиозного назначения) общей площадью 2674 кв.м для содержания духовного центра по адресу: г.Владимир, ул. Гражданская, д. 1А и выданы свидетельства на право пользования земельным участком за NN 15101 и 15100, соответственно.
24.06.2005 и 20.10.2006 Управление Федеральной регистрационной службы по Владимирской области выдало Христианской Миссии "Благовестие" и Церкви евангельских христиан-баптистов свидетельства N 063002 и N 217169 о государственной регистрации права общей долевой собственности (по 1/2 доли) на объект, расположенный по адресу: город Владимир, ул. Гражданская, д.1А, (Молитвенный дом центр "Благовестие") (кадастровый (или условный) номер 33-33-01/026/2005-288).
Суд первой инстанции установил, что 22.11.2007 Христианская миссия "Благовестие" обратилась с заявлением о предоставлении ей в собственность спорного земельного участка в Комитет по управлению муниципальным имуществом г.Владимира.
Письмом от 13.12.2007 N 76-01-10/6587 Управление земельными ресурсами администрации г.Владимира сообщило заявителю, что по поручению администрации г.Владимира оно рассмотрело обращение организации. В настоящее время не представляется возможным рассмотреть вопрос об отчуждении земельного участка по адресу: город Владимир, улица Гражданская, дом 1А в связи с отсутствием утвержденного проекта планировки квартала, в который входит испрашиваемый земельный участок, и отсутствие возможности установить красные линии, за пределами которых земельные участки в собственность не предоставляются.
Христианская миссия "Благовестие" посчитала это письмо отказом в предоставлении безвозмездно в собственность земельного участка, не согласилась с ним и обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
В обоснование своей позиции управление и в суде первой, и в судеапелляционной инстанции указывало, что по информации, предоставленной Управлением архитектуры и строительства г.Владимира, согласно разработанному "Эскизному проекту застройки (реконструкции) квартала, ограниченного улицами Студеная гора, Садовая, 8 Марта, Гражданская с выделением первой очереди строительства" разрабатывается проектная документация, в связи с чем является преждевременным оформление земельного участка, предоставленного заявителю в пользование, в собственность в связи с неразрешенностью в настоящее время вопросов транспортного обслуживания проектируемого административно-торгового центра по ул.Студеная гора.
При этом Управление ссылается на положения статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации , согласно которой земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не представляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных и муниципальных нужд.
Однако доказательств, подтверждающих, что в данном случае испрашиваемый Христианской миссией "Благовестие" земельный участок в установленном законом порядке ( в соответствии с решением Владимирского городского Совета народных депутатов от 17.07.2003 N 190 "О порядке оборота земельных участков, зарезервированных для муниципальных нужд") зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, не представлено.
При таких обстоятельствах указанное Управлением в письме от 13.12.2007 основание отказа в предоставлении безвозмездно в собственность земельного участка не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, а также Федеральному закону от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Вместе с тем, заявленные Христианской миссией "Благовестие" требования не подлежат удовлетворению в силу следующего.
Поскольку испрашиваемый земельный участок является неделимым (раздел его в натуре и оформление какой-либо части с постановкой на кадастровый учет не производилось) и находящееся на нем здание принадлежит Христианской миссии "Благовестие" и Церкви евангельских христиан-баптистов в равных долях, то обязательным условием приобретения права собственности на землю является их совместное обращение в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением о приобретении права на земельный участок. Иной порядок приобретения права собственности на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, действующим законом не предусмотрен.
Утверждение заявителя о совместном обращении сособственников нежилого здания в уполномоченный орган с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и представлении в суд первой инстанции доказательств этому не нашло своего подтверждения в суде апелляционной инстанции, в связи с чем признается необоснованным и отклоняется. В этой связи приложенные к апелляционной жалобе дополнительные доказательства судом не принимаются ввиду отсутствия условий, предусмотренных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Поэтому суд признает неустановленным факт совместного обращения сособственников здания с заявлением о предоставлении земельного участка безвозмездно в собственность.
Кроме того, в соответствии с Уставом муниципального образования город Владимир (утвержден решениями городского Совета народных депутатов от 29.06.2005 N 231 и от 26.07.2005 N 274, зарегистрирован администрацией города Владимира Владимирской области 01.08.2005 N 151-49 и в ГУ Минюста Российской Федерации по Центральному Федеральному округу 15.12.2005) администрация г.Владимира является исполнительно-распорядительным органом, наделенным в соответствии с настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления г.Владимира федеральными законами и законами Владимирской области (статья 36).
К полномочиям администрации г.Владимира относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Владимира, в порядке, установленном решением Совета народных депутатов, а также владение, пользование, распоряжение землями, находящимися в муниципальной собственности, в соответствии с Порядком, утвержденным решением Совета народных депутатов (статья 37).
Управление земельными ресурсами г.Владимира является органом, входящим в структуру администрации г.Владимира как исполнительного органа местного самоуправления, на основании правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления муниципального образования. Управление осуществляет муниципальное регулирование земельных отношений, включая использование земельных ресурсов, ведение базы данных земельных ресурсов города, землеустройство в пределах компетенции и полномочий органов местного самоуправления и муниципальный контроль за использованием земель на территории муниципального образования город Владимир пункт 1.1 постановления главы г.Владимира от 13.03.2003 N 110 "Об утверждении Положения, структуры и штатного расписания Управления земельными ресурсами г.Владимира". Полномочия начальника Управления определены в статье 5.3.
Таким образом, Управление земельными ресурсами не является уполномоченным органом по вопросу предоставления земельных участков юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам; оспариваемый ответ от 13.12.2007 не порождает каких-либо правовых последствий.
Указание в письме Управления на поручение администрации г.Владимира рассмотреть обращение Христианской миссии "Благовестие" по вопросу предоставления земельного участка в собственность, наоборот, подтверждает, что в данном случае именно администрация г.Владимира является уполномоченным органом, чьи решения, действия (бездействия) подлежат обжалованию в судебном порядке.
Также суд апелляционной инстанции отмечает, что арбитражный суд первой инстанции правильно указал, что в рассматриваемом случае не имеет значения тот факт, что в оспариваемом решении не нашел отражения приведенный непосредственно в суде соответствующий довод Управления земельными ресурсами со ссылкой на статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку по смыслу пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 суд оценивает все доводы о невозможности предоставления земельного участка независимо от того, были ли они приведены в отказе в предоставлении земельного участка.
Поскольку в рассматриваемом случае отсутствует совокупность условий, предусмотренных статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и необходимых для признания недействительным оспариваемого ненормативного правового акта или незаконным решения органа местного самоуправления, государственного органа или должностного лица, суд первой инстанции законно и обоснованно отказал Христианской миссии "Благовестие" в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что основания для удовлетворения апелляционной жалобы Христианской миссии "Благовестие" и отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине суд относит на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 06.05.2008 по делу N А11-104/2008-К2-19/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу Местной религиозной организации евангельских христиан "Христианская Миссия "Благовестие" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-104/2008-К2-19/20
Истец: "Христианская Миссия "Благовестие"
Ответчик: Управление земельными ресурсами города Владимира
Хронология рассмотрения дела:
15.07.2008 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2010/08