г. Ессентуки |
Дело N А61-694/08-8 |
27 октября 2008 г. |
Вх.16АП-1896/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2008 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фриева А.Л.,
судей: Афанасьевой Л.В., Мельникова И.М.,
при ведении протокола судьей Фриевым А.Л.,
рассмотрев апелляционную жалобу ЗАО "Продторг"
на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 11.07.2008.
по делу N А61-694/08-8
по заявлению внешнего управляющего Республиканского государственного сельскохозяйственного предприятия совхоза "Коммунист" Алагирского района РСО-Алания к Министерству имущественных отношений РСО-Алания, ЗАО "Продторг" о признании недействительным распоряжения N 363 от 29.06.2006.; о признании недействительным договора аренды N 223 от 30.06.2006. и его регистрацию от 27.10.2006.,
при участии в заседании:
от ЗАО "Продторг": Самова Ф.Х. - по доверенности от 25.04.2008,
от РГСХП совхоза "Коммунист": не явился, извещено 04.10.08,
от МИО РСО-Алания: не явился, извещено 03.10.08,
от УФРС по РСО-Алания: не явился, извещено 03.10.08,
от Администрации Алагирского района: не явился, извещена 03.10.08,
от УФАКОН по РСО-Алания: не явился, извещено 03.10.2008,
УСТАНОВИЛ
Республиканское государственное сельскохозяйственное предприятие "Совхоз "Коммунист" Алагирского района РСО-Алания обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением о признании недействительными распоряжения Министерства имущественных отношений РСО-Алания (далее - МИО РСО-Алания) N 363 от 29.06.2006 "О предоставлении земельного участка ЗАО "Продторг" и договора аренды земельного участка N 223 А/З от 30.06.2006 о предоставлении Закрытому акционерному обществу "Продторг" (далее ЗАО "Продторг") в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 1538,029 га, расположенных в Алагирском районе РСО-Алания, а также о признании недействительной регистрации договора аренды от 30.06.2006г за N 15-15-01/062/2006-079 от 27.10.2006г.
Требования заявителя мотивированы тем, что Пунктом 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 24.03.2005г N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" предусмотрено, что в соответствии с пунктом 9 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ указанные в абзаце первом этого пункта документы, удостоверяющие право на землю (государственные акты, свидетельства и др), выданные до введения в действие ФЗ от 21.07.1997г N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются имеющими равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а перечисленные в абзаце втором этого же пункта документы, выданные после введения в действие названного Закона, но до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 18.02.1998г N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются действительными и имеющими равную юридическую силу с записями в названном реестре. В соответствии со статьями 45, 53 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается либо при отказе землепользователя от земельного участка, либо принудительно по решению суда.
Поскольку совхоз от принадлежащих ему прав на землю не отказывался, в судебном порядке права совхоза на землю не прекращались, оспариваемое распоряжение МИО РСО-Алания не соответствует закону и нарушает права и законные интересы истца, который не предоставлял ответчику земельный участок в аренду.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 11.07.2008. по делу N А61-694/08-8 заявление внешнего управляющего совхоза "Коммунист" удовлетворены частично. Суд решил признать недействительным распоряжение Министерства имущественных отношений РСО-Алания от 29.06.2006 N 363 в части предоставления в аренду Закрытому акционерному обществу "Продторг" земельного участка площадью 312,459га из земель РГСП совхоз "Коммунист", как несоответствующее Федеральному закону от 24.07.2002г N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Земельному кодексу Российской Федерации; признать недействительным договор аренды земельного участка от 30.06.2006 N 223 А/З, заключенный между Министерством имущественных отношений РСО-Алания и Закрытым акционерным обществом "Продторг",зарегистрированный 27.10.2006 за N 15-15-01/062/2006-079, в части предоставления в аренду земельного участка из земель РГСП совхоз "Коммунист" площадью 291,18га, расположенный севернее г.Алагир с кадастровым номером: 15:07:01 01 01:0022. В остальной части заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что ответчиками не доказано, что истец отказался от земельных участков площадью 312,459 га, соответственно распоряжение на предоставление земельного участка площадью 312,459 га и договор аренды на земельный участок площадью 291,18 га являются недействительными. Суд также отклонил доводы ответчиков о пропуске 3-месячного срока подачи заявления.
ЗАО "Продторг" подало апелляционную жалобу, в которой просило отменить решение суда, а в удовлетворении заявления отказать. В своей апелляционной жалобе общество указало, что МИО РСО - Алания не нарушило порядок предоставления земельных участков в аренду, поскольку ЗАО "Продторг" было единственным лицом подавшим заявление на предоставление права аренды. Публикация о предоставлении земельных участков в аренду было опубликовано в газете "Заря" 27.04.2006. Кроме того, по мнению ЗАО "Продторг" права совхоза "коммунист" ничем не нарушены. Обществом также пропущен 3-месячный срок, установленный статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для подачи заявления в суд.
В судебном заседании представитель общества поддержал апелляционную жалобу и просил ее удовлетворить. Другие представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу ЗАО "Продторг", выслушав представителя данного общества, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 11.07.2008. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Минимуществом РСО-Алания 29.06.2006 издано распоряжение N 363, согласно пункту 1 которого на основании заявления ЗАО "Продторг" последнему предоставлены в аренду сроком на 49 лет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные в Алагирском районе общей площадью 1585, 098 га (пашня), в том числе: площадью 39,469га, расположенного северо-восточнее с. Майрамадаг (из земель совхоза "Коммунист"); площадью 159,06га, расположенного северо-восточнее с. Майрамадаг (из земель совхоза "Коммунист"); площадью 90,335га, расположенного северо-восточнее с.Цаликова (из земель РГСП совхоз "Коммунист"); площадью 225,654га и 312,459га, расположенных севернее г. Алагир (из земель совхоза "Коммунист"); площадью 17,0га, расположенного юго-восточнее с. Дзуарикау (из земель совхоза "Дзуарикау"); площадью 123,758га, расположенного восточнее с. Дзуарикау (из земель совхоза "Дзуарикау"); площадью 617,363га, расположенного северо-восточнее с. Дзуарикау (из земель совхоза "Дзуарикау") для сельскохозяйственного производства.
Пунктом 2 распоряжения N 363 Минимущество РСО-А обязало ЗАО "Продторг" установить границы земельных участков на местности и поставить их на государственный кадастровый учет, а также в недельный срок после постановки земельных участков на государственный кадастровый учет заключить с МИО РСО-Алания договор аренды земельных участков. Между сторонами заключен договор аренды N 223 А/З на указанные земельные участки от 30.06.2006г.
Считая, что оспариваемые распоряжение и договор аренды не соответствуют закону и нарушают его права, РГСП совхоз "Коммунист" обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Довод ЗАО "Продторг" о пропуске заявителем срока на обжалование распоряжения N 363 и договора аренды N 223 А/З обоснованно отклонен судом первой инстанции по следующим основаниям. В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушениях прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Заявитель сослался на то, что о выделении земельных участков в аренду ЗАО "Продторг" из своих земель узнал в ходе рассмотрения Арбитражным судом РСО-Алания дела N А61-131/08-4 по заявлению АМС Алагирского района к ЗАО "Продторг" и Минимуществу РСО-Алания о признании недействительным распоряжения Министерства имущественных отношений РСО-Алания N 363 от 29.06.2006; о признании недействительным договора аренды N 223 от 30.06.2006 и его регистрацию 27.10.2006 за N 15-15-01/062/2006-079 в феврале 2008 года после получения искового заявления и определения суда о назначении дела к судебному разбирательству. Доказательств того, что заявитель узнал о нарушении своих прав ранее этой даты, в материалах дела не имеется и ответчиками не доказано. Поскольку данное заявление подано в арбитражный суд 24.03.2008г., суд обоснованно посчитал, что оно подано в пределах 3-месячного срока. Кроме того, суд правомерно сослался на Положения Федерального закона от 30.03.98 N 54-ФЗ "О ратификации конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней", которые устанавливают, что Российская Федерация признает обязательными юрисдикцию Европейского суда по правам человека и решения этого суда. Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 04.11.50 (далее - Конвенция) запрещен отказ в правосудии, а также закреплено положение, согласно которому заинтересованное лицо должно иметь возможность добиться рассмотрения своего дела в суде - органе государственной системы правосудия.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что распоряжение Минимущества РСО-Алания от 29.06.2006г. N 363 и договор аренды земельного участка N 223 А/З от 30.06.2006г подлежат признанию частично недействительными по следующим основаниям.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, свершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Распоряжение N 363 от 29.06.2006г о предоставлении земельного участка ЗАО "Продторг" мотивировано статьей 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в аренду могут быть переданы земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, прошедшие государственный кадастровый учет. Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002г N 101-ФЗ (в редакции, действующей на момент издания оспариваемого распоряжения) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). В силу пункта 2 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в частности, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются юридическим лицам на определенном праве, и заблаговременно публикацию такой информации.
В силу статьи 38 Земельного кодекса РФ предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии со статьей 30 Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка. По смыслу земельного законодательства объектом аренды может быть лишь сформированный земельный участок и в том случае, когда после публикации в средствах массовой информации о сдаче в аренду поступит только одна заявка.
Суд пришел правомерному выводу о том, что в силу названных норм в порядке Федерального закона от 24.07.2002г N 101-ФЗ могут быть переданы в аренду земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, сформированные в установленном порядке и прошедшие государственный кадастровый учет.
Между тем, судом установлено и материалами дела подтверждается, что при издании оспариваемого распоряжения Минимуществом РСО-Алания был нарушен установленный законом порядок предоставления в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения. Из материалов дела следует, что Минимущество РСО-А в газете "Заря" (N 46 (9534) от 27.04.2006 опубликовало объявление о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельных участков, включенных в распоряжение N 363 от 29.06.2006г. В объявлении указано, что заявки принимаются в течение месяца с момента опубликования сообщения. Однако, в публикации отсутствуют сведения о том, что земельные участки предполагались передаваться в аренду на торгах. Отсутствуют также сведения об условиях торгов. Представленная ответчиками публикация в газете "Заря" не содержит сведений о том, что на аренду земельных участков площадью 225,654 га и 312,459 га подана только одна заявка от ЗАО "Продторг". Данная публикация также не индивидуализирует указанные в ней земельные участки, не указаны кадастровые номера участков.
Минимуществом РСО-Алания в материалы дела представлена копия заявления ЗАО "Продторг" без номера и без даты о предоставлении ему в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в Алагирском районе, указанных в данном объявлении, сроком на 49 лет. При этом на указанной копии заявления ЗАО "Продторг" отсутствуют входящий штамп Минимущества РСО-Алания, входящий номер и дата поступления заявления. Судом первой инстанции был запрошен журнал регистрации входящей корреспонденции Минимущества РСО-Алания за 2006 год, из которого установлено, что указанное заявление ЗАО "Продторг" не зарегистрировано в нем в установленном порядке (за период с 26.04.2006г по 30.06.2006г). Апелляционным судом также запрошены от МИО РСО-Алания подлинное заявление общества и доказательства его поступления и регистрации. Однако, данное определение суда ответчиком не выполнено. В связи с этим, оценив изложенные обстоятельства, судебные инстанции пришли к выводу о том, что ответчиками не представлено доказательств подачи и поступления в Минимущество РСО-Алания в установленном законом порядке заявки ЗАО "Продторг" о передаче ему земельных участков в аренду. Из содержания части 2 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" следует, что объектом земельных отношений может стать земельный участок, прошедший государственный кадастровый учет. В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" документом, индивидуализирующим земельный участок, является кадастровая карта (план), представляющая собой карту (план), на которую в графической и текстовой формах воспроизводятся сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.
Из содержания статьи 34 Земельного кодекса РФ следует, что на основании заявления о предоставлении земельного участка в аренду орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация с учетом зонирования территорий в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его, а затем в двухнедельный срок принимает решение о передаче в аренду земельного участка с приложением проекта его границ. Однако, доказательств того, что до принятия распоряжения N 363 о предоставлении ответчику указанных земельных участков в аренду проекты их границ были изготовлены и утверждены в соответствии с требованиями земельного законодательства, суду не были представлены ни ЗАО "Продторг", ни Минимуществом РСО-Алания. Более того, в распоряжении N 363 от 29.06.2006 Минимущество РСО - Алания не отразило указания на какие-либо границы этого участка. МИО РСО-Алания пунктом 2 оспариваемого распоряжения обязывает ЗАО "Продторг" установить границы земельных участков и поставить их на государственный кадастровый учет. Данный факт свидетельствует о нарушении положений статьи 34 Земельного кодекса РФ.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса РФ, статье 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пункту 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия судом решения о признании ненормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом прав и законных интересов юридического лица.
Суд пришел к выводу, что МИО РСО-Алания распоряжением N 363 нарушило законные права и интересы РГСП совхоз "Коммунист" в части предоставления ЗАО "Продторг" лишь земельного участка площадью 291,18га из земель РГСП совхоз "Коммунист". Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением Алагирского районного Совета народных депутатов от 15.01.93г зарегистрирован совхоз "Коммунист", которому в бессрочное пользование предоставлен земельный участок общей площадью 2 625га, в том числе пашни 2 110га. На основании указанного решения от 15.01.93г заявителю выдано свидетельство N 155 от 20.04.95г о праве бессрочного (постоянного) пользования на землю, являвшемуся, как в нем отмечено, временным документом, действовавшим до выдачи государственного акта на право пользования землей. Впоследствии, совхозу "Коммунист" выдан Госакт на право пользования землей на праве бессрочного пользования в размере 245,48га, зарегистрированный за N 92.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Земельного кодекса РФ права на земельный участок, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В силу пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального
закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Пунктом 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 24.03.2005г N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" предусмотрено, что в соответствии с пунктом 9 статьи 3 Закона о
введении в действие ЗК РФ указанные в абзаце первом этого пункта документы, удостоверяющие право на землю (государственные акты, свидетельства и др), выданные до введения в действие ФЗ от 21.07.1997г N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются имеющими равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а перечисленные в абзаце втором этого же пункта документы, выданные после введения в действие названного Закона, но до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 18.02.1998г N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с
ним", признаются действительными и имеющими равную юридическую силу с записями в названном реестре.
Согласно п. 2 ст. 80 Земельного кодекса Российской Федерации, фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд: при добровольном отказе от земельного участка; если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства; при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. При установлении случаев, указанных в статье 80 Земельного кодекса РФ, государственные органы в порядке, предусмотренном названным Кодексом, проводят процедуру выделения земельных участков в натуре.
Доказательств соблюдения этого порядка относительно земельного участка площадью 312,459га (указанную в распоряжении N 363 площадью 291, 18 га, указанную в договоре аренды от 30.06.2006г) ответчиками не представлено. Не представлено ответчиками также доказательств, подтверждающих факт нахождения в государственной или муниципальной собственности указанного земельного участка, включенного в оспариваемое распоряжение и предоставленного в аренду ответчику из земель заявителя.
Как установлено судом первой инстанции, оспариваемое распоряжение принято Минимуществом РСО-Алания на основании устных заверений АМС Алагирского района РСО-А о том, что земельные участки, передаваемые ЗАО "Продторг" в аренду, находятся в районном фонде перераспределения земли. Однако, в отзыве на иск АМС Алагирского района указало на то, что данные земельные участки в фонде перераспределения не значатся и в данный фонд не изымались.
Судом первой инстанции установлено, что из постановления АМС Алагирского района N 9 от 21.01.2000г следует, что у заявителя в районный фонд перераспределения земель изъят земельный участок 89,16га, в том числе 88,6 га пашни. Из постановления АМС Алагирского района N 14 от 24.01.2000г следует, что КХ "Труд" предоставлен из районного фонда перераспределения земель в аренду сроком на 3 года земельный участок площадью 24,9га в границах землепользования совхоза "Коммунист". Из постановления АМС Алагирского района N 44 от 08.02.2000г следует, что КХ "ГОК" предоставлен из районного фонда перераспределения земель в аренду земельный участок площадью 10,0га в границах землепользования совхоза "Коммунист". Из постановления АМС Алагирского района N 45 от 08.02.2000г следует, что КХ "ИР" предоставлен из районного фонда перераспределения земель в аренду земельный участок площадью 15,0га в границах землепользования совхоза "Коммунист". Из постановления АМС Алагирского района N 91 от 13.03.2000г следует, что КХ "Удача" предоставлен из районного фонда перераспределения земель в аренду земельный участок площадью 14,88га в границах землепользования совхоза "Коммунист". Из постановления АМС Алагирского района N 170 от 05.05.2000г следует, что из земель совхоза в районный фонд перераспределения земель изъят земельный участок площадью 65,га, который данным же постановлением предоставлен СПК "Давид" на праве аренды. Из постановления АМС Алагирского района N 244 от 23.06.2000г следует, что КХ "Сахсат" предоставлен из районного фонда перераспределения земель в аренду земельный участок площадью 20,33га, в том числе 17,0га пашни в границах землепользования совхоза "Коммунист". Из постановления АМС Алагирского районаN 245 от 23.06.2000г следует, что КХ "Унал" предоставлен из районного фонда перераспределения земель в аренду земельный участок площадью 17,0га в границах землепользования совхоза "Коммунист". Из постановления АМС Алагирского района N 407 от 06.12.2000г следует, что из земель совхоза в районный фонд перераспределения земель изъят земельный участок площадью 10,0га, который данным же постановлением предоставлен в ведение администрации сел. Красный Ход. Из постановления АМС Алагирского района N 416 от 08.12.2000г следует, что КХ "Ир" предоставлен из районного фонда перераспределения земель в аренду земельный участок площадью 67,0га в границах землепользования совхоза "Коммунист", а также КХ "Маис" предоставлен из районного фонда перераспределения земель в аренду земельный участок площадью 5,5га в границах землепользования совхоза "Коммунист". Из постановления АМС Алагирского района N 81 от 11.03.2001г следует, что у ПСК "Згид" в районный фонд перераспределения земель изъят земельный участок площадью 51,0га, расположенный в границах землепользования совхоза "Коммунист". Из постановления АМС Алагирского района N 83 от 11.03.2001г следует, что КХ "Красный Ход" предоставлен из районного фонда перераспределения земель в аренду на 3 года земельный участок площадью 36,0га в границах землепользования совхоза "Коммунист". Из постановления АМС Алагирского района N 153 от 20.04.2001г следует, что из земель совхоза в районный фонд перераспределения земель изъят земельный участок площадью 15,0га, который данным же постановлением предоставлен КХ "Легкоты" в аренду сроком на 3 года. Из постановления АМС Алагирского района N 242 от 13.06.2001г следует, что из земель совхоза в районный фонд перераспределения земель изъят земельный участок площадью 20,0га, который данным же постановлением предоставлен КХ "Зруг-1" в аренду сроком на 1 год. Из постановления АМС Алагирского района N 250 от 15.06.2001г следует, что из земель совхоза в районный фонд перераспределения земель сроком на 1 год изъят земельный участок площадью 67,0га, который данным же постановлением предоставлен ЗАО "ТТК" и КХ "Ир-7" в аренду сроком на 1 год. Из постановления АМС Алагирского района N 330 от 05.09.2001г следует, что у СК "Давид" в районный фонд перераспределения земель изъят земельный участок площадью 165,0га. Из постановления АМС Алагирского района N 331 от 05.09.2001г следует, что у различных КФХ в районный фонд перераспределения земель изъят земельный участок общей площадью 437,54га, в том числе 363,04пашни, из которого данным же постановлением совхозу "Коммунист" предоставлен участок площадью 66,0га. Из постановления АМС Алагирского района N 338 от 12.09.2001г следует, что КХ "Давид" из районного фонда перераспределения земель предоставлен земельный участок площадью 165,0га в границах землепользования совхоза "Коммунист". Из постановления АМС Алагирского района N 411 от 03.12.2001г следует, что из земель совхоза в районный фонд перераспределения земель изъят земельный участок площадью 30,0га, который данным же постановлением предоставлен КХ "Зруг-1" в аренду сроком на 5 лет. Из постановления АМС Алагирского района N 42 от 14.02.2002г следует, что из земель совхоза в районный фонд перераспределения земель изъят земельный участок площадью 82,0га. Из постановления АМС Алагирского района N 113 от 06.05.2002г следует, что у различных КФХ в районный фонд перераспределения земель изъят земельный участок общей площадью 242,96га, в том числе 242,96га пашни. Из постановления АМС Алагирского района N 203 от 31.07.2002г следует, что у ПО "Алагиррайагропромсервис" и у совхоза "Алагир" в районный фонд перераспределения земель изъяты земельные участки площадью 7,76га (из них 5,56га пашни) и 744,0га (из них 240,0 га пашни) соответственно, которые данным же постановлением предоставлены ГУСП МТС "Алагирская". Из постановления АМС Алагирского района N 46 от 28.02.2003г следует, что у различных КФХ в границах землепользования совхоза в районный фонд перераспределения земель изъят земельный участок общей площадью 102,0га пашни, который данным же постановлением предоставлен СПК "Алина" сроком на 49 лет. Из постановления АМС Алагирского района N 68 от 25.03.2003г следует, что из районного фонда перераспределения земель в границах землепользования совхоза "Коммунист" предоставлен СПК "Альбина" участок площадью 10,20га. Из постановления АМС Алагирского района N 197 от 22.08.2003г следует, что у различных КФХ в границах землепользования совхоза в районный фонд перераспределения земель изъят земельный участок общей площадью 24,32га. Из них 23,86га пашни. Из постановления АМС Алагирского района N 109 от 27.05.2004г. следует, что из земель совхоза в районный фонд перераспределения земель изъят земельный участок площадью 109,63га (пахотные земли), который данным же постановлением предоставлен КХ "Легкоты" в аренду сроком на 15 лет.
Таким образом, из перечисленных выше постановлений следует, что за период с 2000 г. по 2004 год из земель совхоза "Коммунист" в районный фонд перераспределения земель изымались земельные участки, которые впоследствии предоставлялись в пользование различным крестьянско-фермерским хозяйствам, у которых они впоследствии также изымались и предоставлялись либо обратно совхозу "Коммунист", либо другим землепользователям, с учетом чего эти постановления не могут служить доказательством нахождения спорного земельного участка площадью 312,459га в районном фонде распределения земель.
Из сведений о землепользовании, представленных суду первой инстанции заявителем, УФАКОНом по РСО-А, АМС Алагирского района усматривается, что за РГСП совхоз "Коммунист" за 2006 числилось пашни площадью 1 256га. Аналогичные данные отражены в земельном отчете по Алагирскому району и за 2007 год. Доказательств нахождения спорного земельного участка площадью 312, 459га в фонде перераспределения земель Минимуществом
РСО-Алания в материалы дела не представлено, в связи с чем судом обоснованно отклонены доводы ЗАО "Продторг" о том, что спорный земельный участок площадью 312,459га (как указано в распоряжении N 363) на момент издания оспариваемого распоряжения находился в фонде перераспределения земель. При таких обстоятельствах суд правомерно указал, что оспариваемым распоряжением N 363 ЗАО "Продторг" передан в аренду земельный участок РГСП совхоз "Коммунист" площадью 312, 459га пашни, не изъятый в установленном законом порядке. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования на землю указаны в статье 45 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу части 1 которой право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса. Оснований для прекращения права на земельный участок не представлено. Поскольку ответчики не представили доказательств предварительного изъятия данного земельного участка в фонд перераспределения, избранный заявителем способ защиты нарушенных прав является надлежащим и обоснованным.
При этом обоснованно отклонен довод ЗАО "Продторг" о правомерности предоставления ему в аренду спорного земельного участка со ссылкой на прохождение земельного участока кадастрового учета, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о его изъятии у РГСП совхоз "Коммунист" в установленном порядке.
Таким образом суд пришел к законному и обоснованному выводу о том, что материалами дела не доказан факт нахождения в районном фонде перераспределения земель земельного участка площадью 312,459га, предоставленный оспариваемым распоряжением N 363 в аренду ответчику из земель РГСП совхоз "Коммунист".
Материалами дела подтверждены доводы РГСП совхоза "Коммунист", а также УФАКОН по РСО-Алания и АМС Алагирского района о том, что на момент принятия Минимуществом РСО-Алания распоряжения N 363 РГСП совхоз "Коммунист" не утратил право на пользование земельным участком площадью 312,459га.
Межрайонный территориальный отдел N 4 по Алагирскому, Ардонскому и Дигорскому муниципальным образованиям УФАКОН по РСО-А 28.01.2008 направило Главе муниципального образования Алагирского района сведения о том, что распоряжением N 363 от 29.06.2006 Минимущество РСО- А незаконно передало в аренду ЗАО "Продторг" земельные участки, в том числе из земель РГСП совхоз "Коммунист". В данном письме УФАКОН по РСО-А перечисляет нарушения земельного законодательства, допущенные Минимуществом РСО-А при издании распоряжения N 363, указав при этом, что в официальной государственной отчетности переданные в аренду площади числятся за РГСП совхоз "Коммунист".
Следовательно, Минимуществом РСО-Алания не представлено доказательств, свидетельствующих о правомерности принятия оспариваемого распоряжения в части земельного участка заявителя площадью 312,459га.
В связи с изложенным заявление совхоза "Коммунист" в части признания недействительным распоряжения Минимущества РСО-А от 29.06.2006 N 363 о передаче ЗАО "Продторг" в аренду земельного участка из земель РГСП совхоз "Коммунист" площадью 312,459га правомерно удовлетворено.
Суд первой инстанции также установил, что предоставленный ответчику распоряжением N 363 в аренду земельный участок площадью 225,654га не находился в землепользовании совхоза "Коммунист". Доказательств обратного заявителем не представлено, суд пришел к выводу о недоказанности нарушения его прав оспариваемым распоряжением в части земельного участка площадью 225,654га. В связи с изложенным в удовлетворении требования о признании недействительным распоряжения N 363 в части, касающейся выделения ЗАО "Продторг" в аренду земельного участка площадью 225,654га правомерно отказано.
Оспаривая основание заключения договора аренды (распоряжение N 363), РГСП совхоз "Коммунист" просит признать недействительным также договор аренды, заключенный на основании распоряжения N 363. Суд правильно указал, что с учетом недействительности распоряжения Минимущества РСО-Алания N 363 от 29.06.2006г в части предоставления ЗАО "Продторг" земельного участка площадью 312,459га из земель совхоза "Коммунист" договор аренды земельного участка N 223 А/З от 30.06.2006 со сроком действия с 01.07.2006 по 01.07.2055, зарегистрированный в УФРС по РСО-А 27.10.2006 (рег. N 15-15-01/052/2006-079), в части предоставления ЗАО "Продторг" в аренду земельного участка из земель РГСП совхоз "Коммунист" площадью 291,18га (часть земельного участка, входящего в участок площадью 312,459га) с кадастровым номером 15:07:01 01 01:0022 также подлежит признанию недействительным.
В удовлетворении требования о признании недействительными распоряжения Минимущества РСО-А N 363 от 29.06.2006 и договора аренды от 30.06.2006 N 223 А/З в части предоставления в аренду ЗАО "Продторг" земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения совхоза "Коммунист" площадью 225,654га с кадастровым номером N 15:07:01 01 02:0038 обоснованно отказано, поскольку в указанной части оспариваемые распоряжение и договор аренды не нарушают законных прав и интересов РГСП совхоза "Коммунист", так как указанный земельный участок выделен не из земель совхоза "Коммунист". В признании недействительными распоряжения Минимущества РСО-А N 363 от 29.06.2006 и договора аренды от 30.06.2006 N 223 А/З в части предоставления в аренду ЗАО "Продторг" земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения совхоза "Дзуарикау", совхоза "Майрамадаг" и АКХ им. "Цаликова" также отказано правильно с учетом того, что в указанной части оспариваемые распоряжение и договор аренды не нарушают законных прав и интересов РГСП совхоза "Коммунист".
При изложенных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, в связи с чем оснований для отмены либо изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 102, 267, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
1. Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 11.07.2008г. по делу N А61-694/08-8 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
2. Постановление может быть обжаловано в двух месячный срок со дня его изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Л. Фриев |
Судьи |
Л.В.Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-694/08-8
Истец: Внешний управляющий Республиканского государственного сельскохозяйственного предприятия совхоз "Коммунист" Алагирского района РСО-Алания
Ответчик: Министерство имущественных отношений РСО-Алания, ЗАО "Продторг"
Третье лицо: Управление Федеральной регистрационной службы по РСО-Алания, Управление федерального агентства кадастра объектов недвижимости по РСО-Алания, Администрация местного самоуправления Алагирского района
Хронология рассмотрения дела:
27.10.2008 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1896/08