05 марта 2009 г. |
г. Ессентуки |
Дело N А15-2265/2008
Регистрационный номер апелляционного производства
16АП-293/09(1)
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 марта 2009 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Казаковой Г.В.,
судей: Луговой Ю.Б., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карапетовым С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 19.12.2008 по делу N А15-2265/2008 по заявлению закрытого акционерного общества "Леги-97" г. Махачкала о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Республике Дагестан N82-08/130-п от 17.11.2008 о наложении административного штрафа в размере 40 000 рублей, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании представителей:
от закрытого акционерного общества "Леги-97" г. Махачкала - генеральный директор Магомедзагиров Г.М. (паспорт 82 01 404048, выданный Советским РОВД гор. Махачкалы 15.08.2001);
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Республике Дагестан - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ
Закрытое акционерное общество "Леги-97" (далее - заявитель, общество, ЗАО "Леги-97) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Республике Дагестан (далее - Управление Росфиннадзора) N 82-08/130-п от 17.11.2008 о наложении административного штрафа в размере 40 000 рублей, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 19.12.2008 по делу N А15-2265/2008 заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что в действиях общества отсутствует состав вменяемого административного правонарушения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции от 19.12.2008 по делу N А15-2265/2008, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований. Жалоба мотивирована тем, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ЗАО "Леги-97" против доводов апелляционной жалобы возражал, поддержал доводы отзыва на жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Дагестан, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явился, о причинах неявки суд не известил.
На основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассмотрено без участия представителя заинтересованного лица.
Проверив правильность решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 19.12.2008 по делу N А15-2265/2008 в апелляционном порядке в соответствии со ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.
ЗАО "Леги-97" зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц 09.04.1997 за основным государственным регистрационным номером 1020502464586 (т. 1, л.д. 11). Директором ЗАО "Леги-97" является учредитель Магомедзагиров Г.М., который ранее осуществлял предпринимательскую деятельность.
26 апреля 2004 года между предпринимателем Магомедзагировым Г.М. (Россия) (заказчик) и Республиканским унитарным предприятием "Ильичевская фабрика первичной обработки шерсти" (Республика Беларусь) (исполнитель) заключен договор N 32, согласно которому РУП "Ильичевская фабрика первичной обработки шерсти" обязуется оказать предпринимателю Магомедзагирову Г.М., в настоящее время являющемуся генеральным директором ЗАО "Леги-97", услуги по промывке, сушке и запрессовке шерсти в количестве 250 тонн, а заказчик обязуется оплатить услуги (т. 1, л.д. 46).
Договорные обязательства сторонами исполнены, что подтверждается счетами-фактурами от 14.04.2005, 21.07.2004, 09.07.2004, 14.04.2005, а также лицевыми счетами производственных партий. Кроме того, Ильичевская фабрика предоставила услуги по хранению обработанной шерсти (т. 1, л.д. 47-56).
07 марта 2008 года ЗАО "Леги-97" (Россия) (поставщик) и ОАО "Камволь" (Республика Беларусь) (покупатель) заключили договор поставки N 04-15/23, согласно которому поставщик обязуется передать, а покупатель принять и оплатить товар - шерсть овечья мытая мериносовая. Согласно пунктам 3.1 и 5.1 договора поставка осуществляется партиями из поселка Ильич Гомельской области, оплата производится отдельно за каждую поставленную партию товара после его приемки по количеству и качеству.
22.04.2008 на основании внешнеэкономического договора от 07.03.2008 обществом в уполномоченном банке - Коммерческий банк социального развития "Дагестан" ООО КБСР "Дагестан" оформлен паспорт сделки N 08040001/0543/0000/1/0 (т.1, л.д. 21).
Во исполнение условий договора от 07.03.2008 на расчетный счет общества от ОАО "Камволь" Республика Беларусь за получение шерсти зачислены денежные средства по платежному поручению N 7 от 14.05.2008 в размере 1 396 752 рублей и по платежному поручению N 8 от 26.05.2008 в размере 1 667 961,10 рублей, в общей сумме 3 064 713,10 рублей, что подтверждается также справками о поступлении валюты РФ от 15.05.2008 и от 27.05.2008 (т. 1, л.д. 22, 24, 23, 25).
Управление провело проверку соблюдения обществом валютного законодательства и установило, что Общество по состоянию на 12.09.2008 в нарушение п. 2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке предоставления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" не предоставило подтверждающих документов о вывозе с таможенной территории России товара на сумму валютных операций 1 396 752 рублей и 1 667 961,10 рублей.
28 октября 2008 года управлением на основании материалов проверки возбуждено дело об административном правонарушении N 82-08/130 по факту совершения ЗАО "Леги-97" административного правонарушения (не представление в банк документов, подтверждающие вывоз товара с таможенной территории РФ и справки о подтверждающих документах), ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 Кодекса (т.1, л.д. 31-32).
12 ноября 2008 года должностным лицом Управления в присутствии законного представителя Общества, составлен протокол о совершении Обществом административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 статьи 15.25 Кодекса, который был получен представителем общества 12.11.2008 (т.1, л.д. 38-39).
17 ноября 2008 года руководитель Управления в присутствии законного представителя общества, рассмотрев материалы административного дела N 82-08/130 и протокол о совершении административного правонарушения от 12.11.2008, принял постановление N82-08/130-п в отношении ЗАО "Леги-97" о привлечении общества к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 Кодекса и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Считая, что постановление Управления от 17.11.2008 нарушает права и законные интересы, ЗАО "Леги-97" обратилось в арбитражный суд.
На основании подпункта 1 п. 2 ст. 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены ст.23 Закона.
В силу п. 4 ст. 23 Закона в целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.
В соответствии с подпунктом 2 п. 2 ст. 24 и п. 4 ст. 5 Закона резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. Единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным Банком Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 23 Закона N 173-ФЗ, Банк России устанавливает порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам, как агентам валютного контроля, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
Указанный порядок установлен Банком России Инструкцией Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И) и Положением Центрального Банка России N 258-П.
Формы учета по валютным операциям для резидентов установлены указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" (введено в действие 27.01.2008), которым к формам учета отнесена справка о подтверждающих документах.
Согласно пунктам 2.1, 2.2, 2.4 Положения Центрального Банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение) в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном Положением, представляет в Банк России, регулирующий порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок (далее - банк ПС), документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы).
Подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к Положению (п. 2.2 Положения Центрального банка России от 01.06.2004 N 258-П).
Резидент представляет в банк ПС документы, указанные в п. 2.2 Положения Центрального банка России от 01.06.2004 N 258-П, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (п. 2.4 Положения Центрального банка России от 01.06.2004 N 258-П).
На основании п. 1.2 Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" резиденты (юридические лица и физические лица, в том числе физические лица - индивидуальные предприниматели (далее - резиденты) при осуществлении валютных операций в иностранной валюте представляют в уполномоченный банк следующие документы: справку об идентификации по видам валютных операций средств в иностранной валюте, поступивших на банковский счет или списываемых с банковского счета резидента, открытого в уполномоченном банке, являющуюся документом, подтверждающим совершение валютной операции, форма и порядок составления которой приведены в приложении 1 к данной Инструкции; иные документы, являющиеся основанием для проведения валютной операции, указанные в ч. 4 ст. 23 Закона.
Нарушение указанных норм влечет ответственность, предусмотренную ч. 6 ст. 15.25 Кодекса.
В силу ч. 6 ст. 15.25 Кодекса несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Наличие установленного предельного срока исполнения обязанности по представлению в уполномоченный банк форм учета и отчетности означает, что правонарушение окончено на следующий день после истечения указанного срока.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 26.2 Кодекса доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 26.1 Кодекса при производстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения и виновность лица в его совершении.
При этом в силу статей 65, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что по договору поставки N 04-15/23 от 07.03.2008 предметом договора является шерсть овечья мытая мериносовая, находящая на территории Республики Беларусь (л.д. 17).
Судом также установлено, что в соответствии с договором от 26.04.2004 N 32 немытая шерсть в количестве 250 тонн была доставлена РУП "Ильичевская фабрика первичной обработки шерсти" для первичной обработки (промывки, сортировки, просушки, запрессовки), что подтверждается лицевыми счетами поступивших партий, счет-фактурами, выставленными Обществу для оплаты выполненных услуг в период 2004-2005 года и оплаты хранения (л.д. 46, 47-56).
Кроме того, суду апелляционной инстанции представлен акт о выполненных работах от 14.04.2005 N 17 и справка РУП "Ильичевская фабрика первичной обработки шерсти" п. Ильич Гомельской области Республики Беларуси от 01.02.2008 N 185 из которого видно, что остаток шерсти ЗАО "Леги", хранящейся на складе РУП "Ильичевская фабрика первичной обработки шерсти" п. Ильич Гомельской области Республики Беларуси составляет 78 582,3 кг.
Таким образом, судом установлено, что вывоз шерсти немытой с территории России в Республику Беларусь был осуществлен в 2004 году для выполнения РУП "Ильичевская фабрика первичной обработки шерсти" услуг по первичной обработки шерсти, в последующем часть обработанной шерсти находилась на хранении на складе РУП "Ильичевская фабрика первичной обработки шерсти" в Республике Беларусь, откуда в 2008 году и была передана во исполнение договора поставки от 07.03.2008 N 04-15/23 находящемуся на территории этого же государства ОАО "Камволь".
Следовательно, товар - шерсть овечья мытая мериносовая, во исполнение договора поставки от 07.03.2008 N 04-15/23 с таможенной территории Российской Федерации не вывозился и находился с 2004 года на основании другого договора на территории другого государства.
При установленных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Общество объективно лишено возможности в установленные действующим законодательством сроки предоставить в ПС Банк документы, предусмотренные п. 2.2 Положения и подтверждающие вывоз товара, являющегося предметом договора поставки от 07.03.2008, в связи с отсутствием указанных документов.
Тем самым, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что по настоящему административному делу отсутствует событие административного правонарушения.
В связи с тем, что Управлением не установлен факт вывоза товара с таможенной территории России и не имеется события административного правонарушения, суд первой инстанции правильно указал о том, что привлечение Общества к административной ответственности только на основании сведений об оплате товара по договору N 04-15/23 от 07.03.2008 является необоснованным.
В соответствии со статьей 24.5 Кодекса производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
Частью 6 ст. 210 Арбитражного кодекса РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В статье 24.1 Кодекса указано, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в действиях общества не имеется состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса, а поэтому отсутствуют основания для привлечения общества к административной ответственности.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности является основанием для удовлетворения требований заявителя при оспаривании постановлений административного органа о привлечении к ответственности.
Следовательно, суд первой инстанции законно и обоснованно признал незаконным и отменил Постановление от 17.11.2008 N 82-08/130-п Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Республике Дагестан о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им была дана надлежащая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Других доказательств в обоснование своих доводов Управление Росфиннадзора по Республике Дагестан суду апелляционной инстанции не представило, поэтому доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом апелляционной инстанции на основании вышеизложенного и отклоняются за необоснованностью.
При установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 19.12.2008 по делу N А15-2265/2008 является законным и обоснованным, оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 19.12.2008 по делу N А15-2265/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.В. Казакова |
Судьи |
Ю.Б. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-2265/2008
Истец: ЗАО "Леги-97"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в РД