г. Томск |
Дело N 07АП-1036/09 |
"02" марта 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 марта 2009 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего М.Х. Музыкантовой,
судей: В.А. Журавлевой, Н.А.Усаниной,
при ведении протокола судебного заседания судьей Журавлевой В.А.
при участии в заседании:
от заявителя: Забирова А.Б. по доверенности от 20.02.2009 г.,
от ответчика: без участия (извещен),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Беловского транспортного прокурора
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 24 декабря 2008 г. по делу N А27-16210/2008-5 (судья Тимошенко Л.С.)
по заявлению Беловского транспортного прокурора к Открытому акционерному обществу "Беловопогрузтранс"
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Беловский транспортный прокурор (далее - Прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о привлечении Открытого акционерного общества "Беловопогрузтранс" (далее - ОАО "Беловопогрузтранс", Общество) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 24 декабря 2008 года заявителю отказано в удовлетворении требования.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Прокурор обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24 декабря 2008 года отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указал на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Подробно доводы подателя жалобы изложены в апелляционной жалобе.
Общество в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса РФ представило отзыв на апелляционную жалобу в котором просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель Беловской транспортной прокуратуры в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
ОАО "Беловпогрузтранс" явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Общества в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Выслушав пояснения представителя заявителя, проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Беловской транспортной прокуратурой проведена плановая проверка ОАО "Беловопогрузтранс" по исполнению им законодательства о безопасности движения и эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта, в результате которой выявлено осуществление предприятием разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в отсутствие лицензии.
Так, 6 октября 2008 г. на станцию Белово, согласно железнодорожной транспортной накладной N ЭФ259646, в адрес грузополучателя ОАО "Беловопогрузтранс" прибыли 2 цистерны N 75035980 и N 72444375 с дизельным топливом, имеющим 2 класс опасности.
13 октября 2008 г. на станцию Белово, согласно железнодорожной транспортной накладной N ЭФ673270, в адрес грузополучателя ОАО "Беловопогрузтранс" прибыла одна цистерна N 72358781 с дизельным топливом, имеющим 2 класс опасности.
С целью заправки топливом собственных локомотивов, другого подвижного состава и для осуществления основного вида деятельности на экипировочном пункте ОАО Беловопогрузтранс", расположенного на станции "ЦОФ Беловская", силами и средствами предприятия проведена выгрузка цистерн 6 и 14 октября 2008 г. соответственно.
Полагая, что в действиях Общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1. КоАП РФ, Прокурор обратился с заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая решение об отказе в привлечении Общества к административной ответственности, исходил из того, что у ОАО "Беловопогрузтранс" имеется лицензия на осуществление погрузочно -разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте, выданную одним и тем же ведомством, срок которой на момент проверки не истек , в связи с чем обязанность получения лицензии на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте у Общества отсутствовала.
Суд апелляционной инстанции не соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 70 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" погрузочно-разгрузочная деятельность на железнодорожном транспорте является видом деятельности, на осуществление которой требуется лицензия.
Названным законом виды деятельности не разграничиваются на основные и не основные, следовательно, для осуществления любого из перечисленных в статье 17 данного закона видов деятельности лицо должно получить соответствующую лицензию.
Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2006 г. N 134, определяет порядок лицензирования указанной деятельности на железнодорожном транспорте, в том числе на железнодорожных путях, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В сфере погрузочно-разгрузочной деятельности лицензия получается как организациями железнодорожного транспорта, так и другими организациями, осуществляющими данный вид деятельности, в том числе на железнодорожных подъездных путях, не входящих в систему Федерального железнодорожного транспорта. Лицензированию подлежит деятельность, осуществляемая ручным или механизированным способом, вне зависимости от состава погрузочно-разгрузочных работ, а также наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя погрузочно-разгрузочных сооружений и технических средств.
Согласно части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно, влечет наложение административного штрафа.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на своей страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнение работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке.
Таким образом, привлечение к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ возможно в случае, если деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии) соответствует критериям, указанным в статье 2 Гражданского кодекса РФ.
Как установлено в ходе проверки и не оспаривается Обществом, оно осуществляет погрузочно-разгрузочную деятельность на железнодорожном транспорте в отношении дизельного топлива, являющимися опасным грузом согласно Приложениям 4.1., 4.2. Правил опасности и порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам, утвержденных совместным приказом МПС РФ от 25.11.1996 г. N ЦМ-407, МЧС РФ от 31.10.1996 г. N 9/733/3-2.
Под опасными грузами в соответствии с "Правилами безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом", утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.08.1994 года N 50 (ред. от 20.06.2002 г.), понимаются вещества, материалы, изделия и опасные отходы, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению и (или) уничтожению материальных ценностей.
Федеральный закон о лицензировании регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным частью 1 статьи 17 данного Закона.
При этом в силу статьи 4 вышеуказанного Закона к лицензируемым отнесены виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Следовательно, при осуществлении деятельности, связанной с погрузочно-разгрузочными работами применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, наличие лицензии обязательно в силу подпункта 70 статьи 17 Федерального закона о лицензировании.
Предпринимательская деятельность, связанная с осуществлением погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами, имеет значительную общественную опасность при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Дизельное топливо является опасным грузом, которое, согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.
Таким образом, осуществляя разгрузку дизельного топлива на железнодорожном транспорте, Общество осуществляет разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам, на которую требуется соответствующая лицензия.
Вместе с тем, ОАО "Беловопогрузтранс" лицензии на указанный вид деятельности не имеет.
Разгрузочная деятельность Общества применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте направлена на обеспечение производственного процесса, конечной целью которого является получение прибыли. Из материалов дела следует, что Общество осуществляет погрузочно -разгрузочные работы с опасными грузами на железнодорожном транспорте с постоянной периодичностью. Следовательно, такая деятельность является предпринимательской и отсутствие лицензии на ее осуществление образует состав правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 14.1 КоА РФ.
Суд апелляционной инстанции считает неправомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии у Общества обязанности получить лицензию на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, поскольку Обществу выдана лицензия на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте одним и тем же ведомством, срок ее действия на момент проверки не истек, а также, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 1.7. КоАП РФ не допускается применение закона, ухудшающего положение лица, по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организации, эксплуатирующие опасный производственный объект, обязаны иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности.
Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию в соответствии с пунктом 70 статьи 17 Федерального закона N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Под перевозкой опасных грузов в Правилах безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом РД 15-7 3-94 понимается совокупность операций, которым подвергается груз в процессе его доставки от грузопроизводителя до грузополучателя и включает в себя: доставку груза и транспортных средств, прием груза к перевозке, его погрузку в транспортное средство, оформление перевозочных документов, транспортировка груза, перегрузку (перевалку) груза с одного вида транспорта на другой, транзитное хранение груза и его выгрузку.
Согласно пункту 3.2.2 Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.08.1994 г. N 50, грузоотправители (грузополучатели) обязаны иметь лицензию на погрузочно-разгрузочную деятельность.
Таким образом, судом первой инстанции неправильно сделан вывод об отсутствии виновных действий Общества при осуществлении разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Из разъяснений, изложенных в пунктах 18 и 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 г. N 2 " О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", следует, что установленные статьей 4.5 Кодекса сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению и в случае их пропуска суд принимает решение об отказе в привлечении лица к административной ответственности, лицо не может быть привлечено к административной ответственности, если к моменту вынесения нового судебного акта истекли сроки давности, установленные статьей 4.5 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, к моменту рассмотрения дела судом апелляционной инстанции двухмесячный срок давности привлечения ОАО "Беловопогрузтранс" истек, что влечет отказ в удовлетворении заявления Беловского транспортного прокурора о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24 декабря 2008 года по делу N А27-16210/2008-5 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
М.Х. Музыкантова |
Судьи |
В.А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-16210/2008-5
Истец: Беловская транспортная прокуратура
Ответчик: ОАО "Беловопогрузтранс"
Третье лицо: Прокуратура Томской обл.
Хронология рассмотрения дела:
02.03.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1036/09