Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 10 июня 2002 г. N КА-А40/3600-02
(извлечение)
ООО "Валери-Арт" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о признании недействительным решения Московской восточной таможни (далее МВТ) от 27.02.01 об установлении таможенной стоимости предъявленных к таможенному оформлению автомобилей. Истец просит также взыскать с ответчика дополнительные таможенные платежи в сумме 2.002.772 руб. 26 коп., уплаченные на основании корректировки таможенной стоимости.
Решением от 09.01.02, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.04.02 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, истец подал кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, представитель таможни против ее удовлетворения возражал по основаниям, указанным в отзыве.
Заслушав объяснения сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в порядке ст. 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит судебные акты подлежащими отмене как недостаточно обоснованные.
Решением отдела контроля таможенной стоимости МВТ товар, ввозимый истцом, был принят к таможенному оформлению по резервному методу оценки таможенной стоимости на основании приказа ГТК России от 30.01.01 N 101 "Об установлении контрольного уровня в отношении отдельных товаров" в соответствии с ценами каталога Shwacke N 10/2000.
ООО "Валери-Арт", не согласившись с порядком установления таможенной стоимости ввозимых автомобилей, оспорило принятое таможней по этому вопросу решение в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из факта непредставления обществом документов, поименованных п. 2 Порядка предоставления дополнительных сведений о стоимости отдельных товаров для подтверждения их таможенной стоимости, утвержденного приказом ГТК России от 21.10.99 N 714. Названным порядком предусмотрено, что если заявленная таможенная стоимость определена декларантом по цене сделки с ввозимым товаром, то для подтверждения таможенной стоимости товара декларант обязан представить таможенному органу официальные документы, на основании которых при помещении под таможенный режим, не предполагающий уплату налогов, в стране вывоза осуществляется освобождение от НДС или других налогов.
Данный вывод сделан на основе неполного исследования всех имеющих значение для правильного разрешения спора обстоятельств.
В соответствии с п. 2 ст. 18 Закона Российской Федерации "О таможенном режиме" основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами. В том случае, если основной метод не может быть использован, применяется последовательно каждый из перечисленных в п. 1 настоящей статьи метод. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-I "О таможенном тарифе"
Истец заявил к таможенному оформлению стоимость ввозимых автомобилей, определенную по основному (первому) методу начисления - по цене сделки с ввозимыми товарами.
Таможня определила цену по резервному (шестому) методу.
П. 2 ст. 15 вышеназванного Закона предусмотрено, что при необходимости подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости декларант обязан по требованию таможенного органа предоставить нужные для этого сведения. И только в случае непредставления доказательств, подтверждающих достоверность использованных декларантом, фактов таможенный орган вправе принять решение о невозможности использования выбранного декларантом метода таможенной оценки и в силу п. 2 ст. 16 этого Закона самостоятельно определить таможенную стоимость декларируемого товара, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости, установленные указанным Законом на основании имеющихся у него сведений (в т.ч. ценовой информации по идентичным или однородным товарам) с корректировкой, осуществляемой в соответствии с данным Законом.
Суд надлежащим образом не проверил соблюдение установленного Законом порядка определения таможенной стоимости товаров, не проверил факты истребования таможней дополнительных документов и сведений для подтверждения заявленной обществом таможенной стоимости автомобилей, получения такого требования истцом.
Судом не учтено, что утвержденный приказом ГТК России от 21.10.99 N 714 порядок определяет процедуру предоставления дополнительных сведений о стоимости товаров для подтверждения их таможенной стоимости.
Такие сведения могут быть получены с соблюдением требований, установленных вышеупомянутым Законом и ст. 174 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Вывод суда о согласии истца с установлением МВТ таможенной стоимости товаров, выразившимся в оплате начисленных таможенных платежей, является неверным, т.к. опровергается материалами дела. Истец в порядке п. 3 ст. 16 названного Закона обжаловал решение таможни об установлении таможенной стоимости товаров.
Кроме того, согласно п. 2.9 приказа ГТК России "О таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации" от 05.01.94 N 41, направление декларантом письменного запроса таможенному органу в отношении произведенной этим органом таможенной оценки или обжалование принятого таможенным органом решения не освобождает декларанта от уплаты таможенных платежей в соответствии с произведенной таможенной оценкой.
При указанных обстоятельствах решение и постановление по данному делу подлежат отмене как необоснованные, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст.ст. 174-178 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 09.01.02 и постановление апелляционной инстанции от 09.04.02 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-42199/01-106-24 отменить. Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 июня 2002 г. N КА-А40/3600-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании