г. Владимир |
|
15 декабря 2008 г. |
Дело N А11-10048/2008-К2-24/555 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.12.2008.
Постановление в полном объеме изготовлено 15.12.2008.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Урлекова В.Н., Смирновой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бугровой С.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции государственного строительного надзора администрации Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 06.11.2008 по делу N А11-10048/2008-К2-24/555, принятое судьей Андриановой Н.В. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новый мир плюс" о признании незаконным и отмене постановления Инспекции государственного строительного надзора администрации Владимирской области от 19.09.2008 N 236 о привлечении к административной ответственности.
В судебном заседании участвуют представители:
общества с ограниченной ответственностью "Новый мир плюс"- Баринова Е.А. по доверенности от 10.11.2008 N 3-Д сроком действия до 31.12.2010;
Инспекции государственного строительного надзора администрации Владимирской области - Ульянова И.А. по доверенности от 16.01.2008 N ИГСН-28-01-08 сроком действия по 31.12.2008.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Новый мир плюс" (далее - Общество, ООО "Новый мир плюс") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции государственного строительного надзора администрации Владимирской области (далее - Инспекция Госстройнадзора, административный орган) от 19.09.2008 N 236 о привлечении к административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 06.11.2008 постановление Инспекции государственного строительного надзора администрации Владимирской области от 19.09.2008 N 236 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Новый мир плюс" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации, признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция Госстройнадзора обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указано на отсутствие в рассматриваемом случае оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании представители административного органа и ООО "Новый мир плюс" поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Законность принятого судебного акта, правильность применения судом норм процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-261, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что ООО "Новый мир плюс" принадлежит на праве собственности на основании договора купли-продажи от 13.11.2007, заключенного с администрацией г.Владимира, земельный участок общей площадью 5496 кв.м, расположенный по адресу: г.Владимир, проспект Строителей, д.44 "В", примерно в 50 м по направлению на север от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка; категория земель- земли населенных пунктов, разрешенное использование - строительство многоквартирного жилого дома и автостоянки. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 33 АК N 392068.
По факту нахождения данного земельного участка в антисанитарном состоянии Управлением обеспечения жизнедеятельности администрации Октябрьского района г.Владимира в отношении Общества составлялся протокол об административном правонарушении от 13.08.2008, а также направлялась телефонограмма (исх. от 29.07.2008). В связи с этим земельный участок очищался Обществом от мусора, что улучшило его санитарное состояние.
В связи с намерением осуществить строительство многоэтажного жилого дома 11.09.2008 Общество заключило с Государственным учреждением Владимирской области "Владимирское территориальное управление государственной вневедомственной экспертизы" договор на проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в отношении жилых объектов капитального строительства N 319.08.
12.09.2008 Инспекция Госстройнадзора уведомила ООО "Новый мир плюс" о проведении в период с 17.09.2008 по 24.09.2008 проверки при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства на соответствие выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, а также выполнение предписания от 26.02.2008 N 1, выданного по результатам ранее проведенной проверки от 26.02.2008.
17.09.2008 уполномоченное должностное лицо Инспекции Росстройнадзора осуществило такую проверку , о чем составило акт N 2/257-08, согласно которому на объекте строительства установлено ограждение, вагончик-бытовка, туалет; выполнялись работы по вертикальной планировке земельного участка и устройству временных подъездных путей (подсыпка щебня, укладка дорожных плит). Работы по разработке котлована не начаты, разрешение на строительство у Общества отсутствует.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо Инспекции Госстройнадзора 18.09.2008 составило в отношении юридического лица протокол об административном правонарушении N 124. Из протокола следует, что ООО "Новый мир плюс" ведет работы по строительству многоэтажного жилого дома с двухъярусной автомобильной стоянкой по адресу: г.Владимир, ул.Лакина (в районе домов NN 141, 141"А", 141 "Б")- проспект Строителей (в районе дома N 44"В") без разрешения на строительство. На объекте установлено ограждение, выполняются работы по вертикальной планировке земельного участка и устройству временных подъездных путей (подсыпка из щебня, дорожные плиты). Работы по разработке котлована не начаты.
19.09.2008 руководитель Инспекции Росстройнадзора рассмотрел материалы дела об административном правонарушении и вынес постановление о привлечении ООО "Новый мир плюс" к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 500 000 руб.
Не согласившись с таким постановлением административного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его законности и обоснованности.
Удовлетворяя заявление ООО "Новый мир плюс", суд первой инстанции исходил из того, что в действиях юридического лица усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, однако имеются основания для признания совершенного правонарушения малозначительным в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд апелляционной инстанции полагает, что основания для удовлетворения апелляционной жалобы административного органа и отмены решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют. При этом суд исходит из следующего.
Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьёй.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 Положения о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2002 N 174) строительная деятельность включает в себя строительство или реконструкцию строительного объекта, выполнение строительно-монтажных, в том числе общестроительных, отделочных, санитарно-технических, специальных и монтажных работ, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ, работы по капитальному ремонту зданий и сооружений.
Общие требования к организации строительного производства при строительстве новых, а также расширении и реконструкции действующих объектов (предприятий, зданий, сооружений и их комплексов), которые должны соблюдаться всеми участниками строительства объектов, установлены строительными нормами и правилами СНиП 3.01.01-85 "Организация строительного производства", утвержденными постановлением Госстроя СССР от 02.09.1985 N . 140.
В соответствии с пунктом 1.2 названных СНиПов до начала выполнения строительно-монтажных, в том числе подготовительных, работ на объекте заказчик обязан получить в установленном порядке разрешение на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без указанного разрешения запрещается.
В силу пункта 2.3 указанных СНиПов подготовка к строительству каждого объекта должна предусматривать изучение инженерно-техническим персоналом проектно-сметной документации (включая документацию по результатам технического обследования конструкций при реконструкции действующего предприятия), детальное ознакомление с условиями строительства, разработку проектов производства работ на вне- и внутриплощадочные подготовительные работы, возведение зданий, сооружений и их частей, а также выполнение самих работ подготовительного периода с учетом природоохранных требований и требований по безопасности труда.
Внеплощадочные подготовительные работы должны включать строительство подъездных путей и причалов, линий электропередач с трансформаторными подстанциями, сетей водоснабжения с водозаборными сооружениями, канализационных коллекторов с очистными сооружениями, жилых поселков для строителей, необходимых сооружений по развитию производственной базы строительной организации, а также сооружений и устройств связи для управления строительством.
Внутриплощадочные подготовительные работы должны предусматривать сдачу-приемку геодезической, разбивочной основы для строительства и геодезические разбивочные работы для прокладки инженерных сетей, дорог и возведения зданий и сооружений, освобождение строительной площадки для производства строительно-монтажных работ (расчистка территории, снос строений и др.), планировку территории, искусственное понижение (в необходимых случаях) уровня грунтовых вод, перекладку существующих и прокладку новых инженерных сетей, устройство постоянных и временных дорог, инвентарных временных ограждений строительной площадки с организацией в необходимых случаях контрольно-пропускного режима, размещение мобильных (инвентарных) зданий и сооружений производственного, складского, вспомогательного, бытового и общественного назначения, устройство складских площадок и помещений для материалов, конструкций и оборудования, организацию связи для оперативно-диспетчерского управления производством работ, обеспечение строительной площадки противопожарным водоснабжением и инвентарем, освещением и средствами сигнализации.
В подготовительный период должны быть также возведены постоянные здания и сооружения, используемые для нужд строительства, или приспособлены для этих целей существующие.
Часть 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области строительства зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, жилых зданий, объектов индивидуального строительства.
Объективная сторона правонарушения выражается в ведении текущей деятельности по созданию здания, строений, сооружений (или их реконструкция, капитальный ремонт) при отсутствии разрешения на строительство.
Факт осуществления Обществом работ по строительству объекта капитального строительства без соответствующего разрешения подтверждается совокупностью собранных административным органом доказательств (акт проверки при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства от 17.09.2008 N 2/527-08, протокол об административном правонарушении от 18.09.2008 N 124, договор подряда от 01.08.2008) и не оспаривается самим юридическим лицом. Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в действиях Общества усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений процессуальных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при привлечении ООО "Новый мир плюс" к ответственности административным органом не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен, и постановление о привлечении к административной ответственности принято уполномоченными на основании статьей 28.3, 23.56 Кодекса должностными лицами.
Протокол об административном правонарушении составлен с участием законного представителя Общества с разъяснением ему прав и обязанностей, предусмотренных статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вручением копии процессуального документа.
О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении законный представитель извещался надлежащим образом, что подтверждено документально.
Оценка действий правонарушителя с позиции положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является самостоятельным этапом судебного исследования по делу.
Суд апелляционной инстанции находит обоснованным вывод арбитражного суда первой инстанции о возможности применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и признании совершенного Обществом правонарушения малозначительным.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить вопрос об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При этом указанная норма может быть применена в отношении любого административного правонарушения и каких-либо исключений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на этот счет не содержит.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Таким образом, административный орган обязан установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного Обществом правонарушения, роль правонарушителя, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу том, что рассматриваемое правонарушение не несет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, в связи с чем имеются основания для признания его малозначительным.
Таким образом, позиция административного органа о невозможности признания совершенного правонарушения малозначительным, поскольку его состав является формальным, отклоняется как основанная на неверном толковании норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения суда первой инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.
Апелляционная жалоба Инспекции Росстройнадзора признается не - обоснованной и не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 06.11.2008 по делу N А11-10048/2008-К2-24/555 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции государственного строительного надзора администрации Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
В.Н. Урлеков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-10048/2008-К2-24/555
Истец: ООО "Новый мир плюс"
Ответчик: Инспекция государственного строительного надзора Владим обл
Хронология рассмотрения дела:
15.12.2008 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4162/08