г. Томск |
Дело N 07АП- 6569/08 |
24 ноября 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2008 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л. И.
судей Музыкантовой М. Х., Усаниной Н. А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Музыкантовой М. Х.
при участии:
от заявителя: Клемешов Д. В. по доверенности от 01.10.2008 года (до 01.10.2009 года)
от ответчика: Наумов В. А. по доверенности N 16-04-13/022810 от 18.04.2008 года (сроком на 1 год)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово Кемеровской области, г. Кемерово
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 09 сентября 2008 года по делу N А27-7964/2008-2 (судья Титаева Е. В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Лера", г. Кемерово
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово Кемеровской области, г. Кемерово
о признании незаконными действий в части отказа в выдаче свидетельств о регистрации игровых автоматов, об обязании выдать свидетельство о регистрации игровых автоматов,
УСТАНОВИЛ
ООО "Лера" (далее по тексту - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным отказа Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово Кемеровской области (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган) в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес и в выдаче свидетельств о регистрации игровых автоматов, изложенного в письме от 23.07.2008 года за N 16-25-35/043769, и об обязании Инспекции осуществить регистрацию и выдать свидетельство о регистрации 50 игровых автоматов, находящихся по адресу: г. Кемерово, пр. Октябрьский, 78 "В", указанных в заявлении Общества о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес от 16.07.2008 года.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 09.09.2008 года заявленные Обществом требования удовлетворены: признан незаконным отказ Инспекции в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес и в выдаче свидетельства о регистрации на игровые автоматы, изложенный в письме от 23.07.2008 года за N 16-25-34/043769; налоговый орган обязан осуществить регистрацию и выдать свидетельство о регистрации 50 игровых автоматов по заявлению Общества о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес от 16.07.2008 года.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обратилась в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 09.09.2008 года отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований, в том числе по следующим основаниям:
- режим регистрации объектов налогом на игорный бизнес носит уведомительный характер, однако право на занятие предпринимательской деятельностью в сфере игорного бизнеса предоставляется только тем игорным заведениям, которые по состоянию на 01.07.2007 года соответствуют требования Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 года. В связи с тем, что налоговым органом было установлено нарушение Обществом указанного выше закона, Инспекция обоснованно отказала Обществу в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес;
Кроме того, в ходе осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 16 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 года контроля за соблюдением организаторами игр требований закона, установлено, что лицензия, принадлежащая Обществу, не соответствует требованиям Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001 года, что также явилось основанием для отказа в регистрации объектов налогообложения.
Подробно доводы Инспекции изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель налогового органа доводы апелляционной жалобы поддержал, по основаниям в ней изложенным, дополнив, что сложившаяся судебная практика в ФАС ЗСО соответствует выводам суда первой инстанции
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании, возражали против апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене, а требования подателя апелляционной жалобы необоснованными, в том числе по следующим основаниям:
- Федеральный закон от 29.12.2006 года N 244-ФЗ не является актом, относящимся к законодательству о налогах и сборах, в связи с чем, к регулированию налоговых отношений действие норм Федерального закона от 29.12.2006 года N 244-ФЗ не применимо. Из содержания ст. 366 Налогового кодекса РФ следует, что режим регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес носит уведомительный характер, следовательно, Инспекция была не вправе самостоятельно отказываться от возложенной на нее функции - контролировать соблюдение законодательства о налогах и сборах;
- довод налогового органа об отсутствии лицензии у Общества на право осуществления деятельности не обоснован, так как Общество обладает лицензией на осуществление организации и содержания игорных заведений до 30.06.2009 года, при этом действие лицензии не ограничено местом регистрации или постановки на учет юридического лица, так как предоставлена Обществу без относительно конкретного места осуществления деятельности.
Кроме того, снятие в 2007 году с налогового учета в связи со сменой модели игровых автоматов, указанных игровых автоматов, не свидетельствует о прекращении деятельности (ликвидации) налогоплательщика.
Таким образом, отказ налогового органа в регистрации объектов налогообложения не основан на нормах Российского законодательства.
Письменный отзыв Общества приобщен к материалам дела.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 09.09.2008 года не подлежащим отмене по следующим основаниям
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет деятельность в области игорного бизнеса в соответствии с уставом и согласно лицензии N 005443, выданной 16.09.2004 Федеральным агентством по физической культуре, спорту, туризму, имеет право на осуществление организации и содержания тотализаторов и игорных заведений (срок действия лицензии - с 16.09.2004г. по 16.09.2009г.).
16.07.2008 года в порядке, установленном п. 2 ст. 366 Налогового кодекса Российской Федерации, Обществом подано заявление в Инспекцию о регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес: 50 игровых автоматов, находящихся по адресу: г. Кемерово, пр. Октябрьский, 78 "В".
Налоговый орган письмом от 23.07.2008 года N 16-25-34/043769 отказал Обществу в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Отказ основан на выводе Инспекции о том, что на момент обращения с заявлением Общество не было зарегистрировано по адресу: г. Кемерово, пр. Октябрьский, 78 "В"; не имело соответствующей лицензии на организацию и проведение азартных игр, открывает игорное заведение на территории, не относящейся к игорной зоне, что является нарушением закона.
Общество, не согласившись с отказом налогового органа в регистрации объектов игорного бизнеса, обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции исходил из того, что вопрос размещения объектов игорного бизнеса федеральным законодательством разрешен, а налоговый орган не наделен правом регулировать отношения в сфере лицензирования данного вида деятельности и не вправе принимать решение о запрете осуществления этой деятельности лицом, имеющим федеральную лицензию, в местах, не запрещенных федеральным законодательством.
Выводы суда основаны на полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, соответствуют обстоятельствам дела.
Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 366 Налогового кодекса РФ игровой автомат отнесен к объектам обложения налогом на игорный бизнес.
В соответствии с п. 2 ст. 366 Кодекса РФ каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
В силу п. 3 ст. 366 Кодекса налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика любое изменение количества объектов налогообложения не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.
Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Объект налогообложения считается выбывшим с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения (п. 4 ст. 366 НК РФ).
Заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения представляется налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя либо направляется в виде почтового отправления с описью вложения (п. 5 ст. 366 НК РФ).
Пунктом 6 ст. 366 Кодекса РФ предусмотрено, что налоговые органы обязаны в течение пяти рабочих дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.
Анализ указанной статьи позволяет сделать вывод о том, что оснований для неисполнения налоговым органом обязанности по регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес не предусмотрено.
Не предусмотрено такого права налоговых органов и нормами Федерального закона от 29.12.2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" вступившего в силу с 01.01.2007 года.
Кроме того, в соответствии со статьей 1 Налогового кодекса РФ Федеральный закон N 244-ФЗ не может быть признан составной частью налогового законодательства, которое в силу статьи 2 Налогового кодекса РФ регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, устанавливает порядок постановки и снятия с регистрации налогоплательщика, отношения, возникающие в процессе налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, в связи с чем, не изменяет основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.
Нарушение субъектами предпринимательской деятельности правил организации и проведения азартных игр не исключает их обязанность уплачивать налоги, и, соответственно, регистрировать объекты налогообложения, как не влечет за собой прекращения обязанности налоговых органов по осуществлению налогового контроля и взиманию налогов.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что действующее законодательство о налогах и сборах не содержит оснований для неисполнения налоговым органом обязанности по регистрации изменений количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, определенной ст. 366 Налогового кодекса РФ.
Поскольку налоговые органы в силу п. 3 ст. 30 Налогового кодекса РФ действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ, то они не вправе осуществлять действия, которые не предусмотрены законодательством РФ и не входят в перечень их прав и (или) обязанностей.
Вывод суда первой инстанции о том, что довод Инспекции о нарушении Обществом требований Федерального закона N 244-ФЗ не подтвержден доказательствами, соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 года, имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 Федерального закона, частью 2 статьи 16 Федерального закона, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
Согласно этой же нормы Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 года деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 статьи 16 Федерального закона, должна была быть прекращена до 1 июля 2007 года (часть 6 статьи 16).
Материалами дела установлено, что Общество зарегистрировано в установленном законом порядке, не ликвидировано, не исключено из Единого государственного реестра юридических лиц, имеет предусмотренную законом лицензию.
Из представленных документов следует, что 29.12.2006 года были поставлены на регистрацию 50 игровых автоматов, находящихся по адресу: г. Кемерово, пр. Октябрьский, 78 "В", которые в последующем - 30.08.2007 года сняты с регистрации, то есть на момент введения Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 года требование пункта 8 части 2 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 года, которым предусмотрено наличие в зоне обслуживания участников азартных игр не менее чем 50 игровых автоматов, налогоплательщиком было соблюдено. Иных доказательств о нарушении Обществом положений Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 года налоговым органом в нарушении ст. 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса не представлено.
Несостоятельными являются доводы Инспекции о том, что лицензия, принадлежащая Обществу, не соответствует требованиям Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001 года, что также явилось основанием для отказа в регистрации объектов налогообложения
В соответствии со статьями 2, 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российское Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральные законом.
Согласно статье 4 Федерального закона N 244-ФЗ под деятельностью по организации и проведению азартных игр понимается деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.
В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ подлежит лицензированию деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов) (подпункт 77 пункта 1 статьи 17), положения о лицензировании которой утверждается Правительством Российской Федерации (статья 5).
В силу статьи 2 Закона N 128-ФЗ положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются лицензионные требования, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Место нахождения тотализаторов и игорных заведений является одним из лицензионных требований, которые установлены действовавшим до 28.07.2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2002 N 525 "О лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" органам исполнительной власти субъектов Российской федерации не предоставлено право осуществлять лицензирование деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования.
Общество в соответствии с выданной ему Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и спорту лицензией 16.09.2004 года N 005443 осуществляет деятельность, связанную с организацией и содержанием тотализаторов игорных заведении.
Из указанной лицензии следует, что адрес Общества: г. Новосибирск, Красный проспект, 25.
В связи с изменением своего места нахождения, 24.02.2005 года Общество поставлено на налоговый учет в Инспекцию ФНС по г. Кемерово, в связи с чем налоговым органом было выдано свидетельство серии 42 N 002159403, где местонахождение налогоплательщика указано: г. Кемерово, проспект Ленинградский, 21.
Согласно п. 1 ст. 11 Закона о лицензировании (в редакции действовавшей в период спорных правоотношений) в случае изменения места нахождения юридического лица, а также в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности и в иных предусмотренных федеральным законом случаях лицензиат - юридическое лицо обязано подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии. В заявлении указываются новые сведения о лицензиате и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.
Заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, подается лицензиатом в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать дней со дня внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц либо со дня изменения адресов мест осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности, если федеральным законом не предусмотрено иное.
В ходе обозрения в судебном заседании суда первой инстанции оригиналов документов установлено, что во исполнение данного требования Общество 22.08.2005 года за N 08 направило в адрес Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму, г. Москва заявление с просьбой переоформить лицензию N 005443 от 16.09.2004 года в связи со сменой местонахождения юридического адреса.
Таким образом, Обществом исполнены требования законодательства о лицензировании, лицензия на указанный вид деятельности у Общества имеется, при этом обязанность регистрации предприятия по месту осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности действующим законодательством не предусмотрена.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, а доводы Инспекции, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку установленных арбитражным судом обстоятельств; нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по оплате государственной пошлины относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 09 сентября 2008 года по делу N А27-7964/2008-2 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий: |
Жданова Л. И. |
Судьи |
Музыкантова М. Х. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-7964/2008-2
Истец: ООО "Лера"
Ответчик: ИФНС России по г.Кемерово
Хронология рассмотрения дела:
24.11.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6569/08