г. Пермь
16 октября 2008 г. |
Дело N А50-8039/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 октября 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карповой Т.Е.,
судей Рубцовой Л.В., Жуковой Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хохловой Ю.А.,
при участии:
от заявителя (индивидуального предпринимателя Яковлева Юрия Фёдоровича): Яковлев М.Ю.- доверенность от 07 июля 2008 г., паспорт,
от ответчика (Департамент земельных отношений администрации города Перми): Чернышева М.И. - доверенность от 04 апреля 2008 г. N 27, удостоверение,
от заинтересованного лица (Департамент планирования и развития территории города Перми): не явился,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - индивидуального предпринимателя Яковлева Юрия Фёдоровича
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 11 августа 2008 года
по делу N А50-8039/2008,
принятое судьей Гуляевой Е.И.
по заявлению индивидуального предпринимателя Яковлева Юрия Фёдоровича
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми,
заинтересованное лицо: Департамент планирования и развития территории города Перми
о признании незаконными действий, выразившихся в отказе от заключения договора купли-продажи земельного участка, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,
установил:
Индивидуальный предприниматель Яковлев Юрий Фёдорович обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконными действий Департамента земельных отношений администрации города Перми, выразившихся в отказе от заключения договора купли-продажи земельного участка площадью 1 212, 64 кв.м., расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Куйбышева, 113 а, с кадастровым номером 59:01:44 1 1075:0057, а также с требованием об обязании Департамента земельных отношений администрации города Перми в течение двух недель заключить договор купли-продажи указанного земельного участка.
Определением суда от 14 июля 2008 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент планирования и развития территории города Перми.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 11 августа 2008 года индивидуальному предпринимателю Яковлеву Юрию Фёдоровичу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Индивидуальный предприниматель Яковлев Юрий Фёдорович (далее по тексту - предприниматель Яковлев Ю.Ф.) с решением суда от 11 августа 2008 года не согласился, в связи с чем обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, заявленные требования удовлетворить полностью. Заявитель ссылается на то, что выводы суда основаны на акте органа местного самоуправления, который не подлежит применению - Постановлении Главы города Перми от 27.01.2003 г. N 322. Наличие указанного постановления препятствует возможности реализации принадлежащего заявителю исключительного права на приобретение в собственность земельного участка под объектами недвижимости, поскольку орган местного самоуправления, отказывая в предоставлении заявителю земельного участка, мотивирует свое решение наличием указанного постановления. Поскольку Постановление Главы города от 27.01.2003 г. N 322 не подлежит применению, генеральный план города Перми признан недействительным, законных оснований для отказа в предоставлении земельного участка нет. По мнению заявителя, спорный земельный участок, занятый строениями, территорией общего пользования в силу п. 1 ст. 262 ГК РФ, п. 12 ст. 85 ЗК РФ, п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ не является. Кроме того, не подлежит применению акт установления красных линий по ул. Куйбышева от 12.02.2001 г. N 685, поскольку акт не прошел процедуру опубликования.
Департамент земельных отношений администрации города Перми с доводами апелляционной жалобы не согласен, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Пояснил, что красные линии не установлены.
Заинтересованное лицо - Департамент планирования и развития территории города Перми в судебное заседание не явился, отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, предпринимателю Яковлеву Ю.Ф. принадлежат на праве собственности объекты недвижимого имущества - 2-этажный административный корпус (лит. В, В1) общей площадью 240, 5 кв.м., 1-этажное здание административно-бытового корпуса (лит. Д, Д1, Д2) общей площадью 172, 9 кв.м., расположенные по адресу г. Пермь, ул. Куйбышева, д. 113 а, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 23 декабря 2004 г. сделаны записи N 59-1-229/2004-83 и N 59-1-229/2004-84 (л.д. 38, 39).
Под указанные здания сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок площадью 1 212, 64 кв.м. с кадастровым номером 59:01:44 1 1075:0057 (кадастровый план земельного участка N 01/06-01-1492 от 18 октября 2006 г) (л.д. 32).
31.03.2008 г. предприниматель Яковлев Ю.Ф. обратился в Департамент земельных отношений администрации города Перми с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 1 212, 64 кв.м. под объекты недвижимости, расположенные по ул. Куйбышева, д. 113 а и принадлежащие заявителю на праве собственности (л.д. 7).
30 апреля 2008 года Департамент земельных отношений Администрации города Перми сообщил заявителю, что испрашиваемый земельный участок не подлежит приватизации, так как часть его находится на землях общего пользования (Исх. N И-21-01-09-7848) (л.д. 6).
Отказ в предоставлении в собственность земельного участка явился основанием для обращения предпринимателя Яковлева Ю.Ф. в суд с заявлением о признании отказа незаконным, а также с требованием об обязании Департамента земельных отношений Администрации города Перми в двухнедельный срок заключить с предпринимателем Яковлевым Ю.Ф. договор купли-продажи земельного участка.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статьи 198 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемых действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ст. 200 АПК РФ).
Обосновывая правомерность отказа в предоставлении предпринимателю Яковлеву Ю.Ф. земельного участка по ул. Куйбышева, 113а с кадастровым номером 59:01:44 1 1075:0057, Департамент земельных отношений Администрации города Перми указал, что часть указанного земельного участка находится за пределами красных линий, определенных Актом установления красных линий по ул. Куйбышева от 12.02.2001г N 685, утвержденным первым заместителем председателя по архитектуре и градостроительству, а также Актом установления красных линий в Свердловском районе города Перми от 06.06.2002г N 1303, утвержденным Постановлением Главы города Перми от 27.01.2003г N 322 "Об утверждении красных линий".
Департамент земельных отношений Администрации города Перми заявил ходатайство о привлечению к участию в деле Департамента планирования и развития территории города Перми, поскольку согласно решению Пермской городской Думы от 12.09.2006г N 212 координация и организация мероприятий по реализации генерального плана города Перми, разработка правовых актов города, обеспечивающих регулирование градостроительной, строительной и архитектурной деятельности на территории города Перми, относится к компетенции Департамента планирования и развития территории города Перми.
Из пояснений Департамента планирования и развития территории города Перми, привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица, следует, что красные линии по ул. Куйбышева определены Актом установления красных линий, утвержденным первым заместителем председателя по архитектуре и градостроительству 12.02.2001г. Наличие красной линии и нахождение спорного земельного участка на землях общего пользования подтверждается, по мнению Департамента, фрагментом схемы градостроительного зонирования правил землепользования и застройки, утвержденных Решением Пермской городской Думы от 26.06.2007г N 143.
С доводами Департамента земельных отношений Администрации города Перми и Департамента планирования и развития территории города Перми нельзя согласиться.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
В соответствии со статьей 15 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности
Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования не подлежат приватизации.
Территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) (пункт 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
Существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования обозначаются красными линиями (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).
Красные линии являются частью проекта планировки территории города (п.п. "а" п. 1 ч. 3 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ), которая, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа (п. п. 4, 5 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ).
Красные линии должны быть показаны на генеральном плане города, однако, решением Ленинского районного суда города Перми от 09 апреля 2007 г. признано незаконным Решение Пермской городской Думы от 16.11.2004г N 151 "Об утверждении генерального плана города Перми".
Постановление Главы города Перми от 27.01.2003г N 322 "Об утверждении красных линий" признано недействительным решением Арбитражного суда Пермского края от 18 сентября 2008 г. по делу N А50-11299/2008, в связи с чем ссылка ответчика и заинтересованного лица на указанное постановление, а также Акт установления красных линий в Свердловском районе города Перми от 06.06.2002г N 1303 является несостоятельной.
Департамент планирования и развития территории города Перми, ссылаясь на п.п. 4.3 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденной постановлением Государственного комитета РФ по жилищной и строительной политике от 06.04.1998г N 18-30, указывает, что в отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. В этом случае чертеж и акт установления (изменения) красных линий сопровождается указанием на необходимость последующей детальной разработки.
В подтверждение своего довода Департамент планирования и развития территории города Перми ссылается на Акт установления красных линий по ул. Куйбышева для последующей детальной разработки, утвержденный 12.02.2001г первым заместителем председателя по архитектуре и градостроительству (л.д. 53).
Указанный довод не может быть признан состоятельным, поскольку акт установления красных линий, определенных по исторически сложившейся системе застройки, должен быть утвержден в установленном законом порядке.
Кроме того, как следует из письма Департамента планирования и развития территории города Перми от 23.09.2008г N И-22-01-06/07-5493, для территории по ул. Куйбышева, 113а проект планировки не разрабатывается и выполнение такого проекта департаментом не планируется.
Поскольку красные линии в городе Перми не определены, следует признать незаконным отказ в предоставлении в собственность предпринимателю Яковлеву Ю.Ф. земельного участка с кадастровым номером 59:01:44 1 1075:0057, расположенного по ул. Куйбышева, 113а.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Принимая во внимание то обстоятельство, что заявление о выкупе земельного участка подано предпринимателем Яковлевым Ю.Ф. еще в марте 2008 г., следует признать обоснованным его требование об обязании Департамента земельных отношений Администрации города Перми в течение двух недель направить ему проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 59:01:44 1 1075:0057 площадью 1 212,64 кв.м., расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Куйбышева, 113а.
С учетом изложенного, решение суда от 11 августа 2008 года по делу N А50-8039/2008 подлежит отмене на основании пункта 4 части 1, части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (неправильное применение норм материального права).
Согласно частям 1, 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Государственная пошлина по заявлению и по апелляционной жалобе подлежит взысканию с ответчика в пользу заявителя в сумме 3 000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 11 августа 2008 года по делу N А50-8039/2008 отменить.
Признать незаконными действия Департамента земельных отношений Администрации города Перми, выразившиеся в отказе от заключения договора купли-продажи земельного участка площадью 1 212,64 кв.м., расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Куйбышева, 113а, имеющего кадастровый номер 59:01:44 1 1075:0057.
Обязать Департамент земельных отношений Администрации города Перми в двухнедельный срок со дня принятия указанного постановления подготовить проект договора купли-продажи земельного участка площадью 1 212,64 кв.м., расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Куйбышева, 113а, имеющего кадастровый номер 59:01:44 1 1075:0057, и направить его индивидуальному предпринимателю Яковлеву Ю.Ф. с предложением о заключении договора.
Взыскать с Департамента земельных отношений Администрации города Перми в пользу индивидуального предпринимателя Яковлева Юрия Федоровича, проживающего по адресу: г. Пермь, ул. Елькина, 8-84, регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя 304590427700055, дата внесения записи 03.10.2004г, в возмещение судебных расходов по заявлению и апелляционной жалобе 3 000 (три тысячи) руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Т. Е. Карпова |
Судьи |
Л.В. Рубцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-8039/2008-Г26
Заявитель: Яковлев Юрий Федорович
Ответчик: Департамент земельных отношений Администрации г. Перми
Третье лицо: Департамент планирования и развития территории г. Перми
Хронология рассмотрения дела:
16.10.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7370/08