г. Пермь
04 декабря 2008 г. |
Дело N А50-10619/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2008 года;.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 декабря 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Осиповой С.П.
судей: Ясиковой Е.Ю., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Русановой Ю.С.
при участии:
от заявителя Межрайонной ИФНС России N 11 по Пермскому краю - не явился,
от ответчика Совета депутатов Колвинского сельского поселения - не явился,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Межрайонной ИФНС России N 11 по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 06.10.2008 года
по делу N А50-10619/2008
принятое судьей Щеголихиной О.В.
по заявлению Межрайонной ИФНС России N 11 по Пермскому краю
к Совету депутатов Колвинского сельского поселения
о взыскании 100 рублей,
установил:
Межрайонная ИФНС России N 11 по Пермскому краю обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о взыскании с Совета депутатов Колвинского сельского поселения штрафных санкций по п.1 ст.119 НК РФ в сумме 100 рублей за несвоевременное представление налоговой декларации.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 06.10.2008г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. По мнению налогового органа, требования ст.101 НК РФ им соблюдены, нарушений существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки допущено не было: по результатам камеральной проверки, в соответствии с п.5 ст.88 НК РФ и с соблюдением требований ст.100 НК РФ составлен акт N 2553/05 от 08.10.2007г., при этом дата 08.10.2007г. указывает на дату изготовления акта проверки, подписан акт был 22.10.2007г., о чем налогоплательщику было сообщено путем направления 15.10.2007г. заказного письма с приглашением N 05/40/45608; в связи с неявкой налогоплательщика для подписания акта проверки, он был выслан в его адрес сопроводительным письмом 09.11.2007г., одновременно в адрес налогоплательщика было направлено извещение о времени и месте рассмотрения материалов проверки - 23.11.2007г., в указанный день материалы проверки были рассмотрены руководителем налоговой инспекции, решение в полном объеме было изготовлено 04.12.2007г. и направлено в адрес налогоплательщика заказным почтовым отправлением 13.12.2007г.
Ответчиком письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Совет депутатов Колвинского сельского поселения зарегистрирован в качестве юридического лица за основным регистрационным номером 1055906109050 (л.д.21-22).
Межрайонной ИФНС России N 11 по Пермскому краю была проведена камеральная налоговая проверка представленной ответчиком налоговой декларации по налогу на прибыль за 1 квартал 2007 г. В ходе проверки было установлено, что в соответствии со ст.289 НК РФ налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 1 квартал 2007 года должна быть представлена налогоплательщиком не позднее 28 календарных дней со дня окончания отчетного периода, то есть не позднее 28.04.2007г. Фактически декларация представлена 30.07.2007г. Результаты проверки отражены а акте N 2553 от 08.10.2007г. (л.д.10-13).
По результатам проверки налоговым органом вынесено решение N 2861/05 от 04.12.2007г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением Совет депутатов Колвинского сельского поселения привлечен к налоговой ответственности по п.1 ст.119 НК РФ в виде штрафа в размере 100 рублей (л.д.4-7). Ответчику было направлено требование N 35 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 18.01.2008г. с предложением уплатить сумму задолженности в срок до 28.01.2008г., которое в добровольном порядке исполнено не было (л.д.19).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения налогового органа в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ответчика признаков состава правонарушения, предусмотренного п.1 ст.119 НК РФ, вместе с тем суд указал на нарушение заявителем процедуры рассмотрения материалов проверки и привлечения должника к ответственности.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемый судебный акт отмене не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
Как следует из материалов дела, налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 1 квартал 2007 г. представлена ответчиком в налоговый орган с нарушением установленного законодательством о налогах и сборах срока, что свидетельствует о наличии в действиях ответчика признаков состава правонарушения, предусмотренного п.1 ст.119 НК РФ.
В соответствии с п.п.1, 2 ст.100 НК РФ в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки. Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки.
В соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя (п. 2 ст. 101 НК РФ).
Анализ положений ст. 101 НК РФ позволяет сделать вывод о том, что рассмотрение материалов проверки, возражений налогоплательщика (в случае их представления) и принятие по ним решения, представляет собой единую процедуру, в ходе которой, лицо, осуществляющее рассмотрение устанавливает определенные обстоятельства, как то: совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах; образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения; имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (п. 5 ст. 101 НК РФ).
Данная процедура завершается вынесением одного из указанных в п. 7 ст. 101 НК РФ решения.
Требования к содержанию принимаемых налоговым органом решений установлены п. 8 ст. 101 НК РФ, согласно которому в решении излагаются, в том числе доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, в силу п. 14 ст. 101 НК РФ является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Следовательно, обязанность налоговых органов уведомлять налогоплательщика о дате и месте рассмотрения материалов налоговой проверки является важнейшей гарантией соблюдения прав налогоплательщика при разрешении вопроса о привлечении к налоговой ответственности.
Как следует из материалов дела, в адрес налогоплательщика было направлено извещение от 23.10.2007г. N 05-40/48523 о том, что рассмотрение материалов проверки состоится 23.11.2007г. (л.д.15, 17-18), однако решение N 2861/05 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения принято налоговым органом 04.12.2007г.
При этом, каких-либо доказательств, свидетельствующих об извещении налогоплательщика о назначении рассмотрения материалов проверки на 04.12.2007г, налоговым органом суду апелляционной инстанции представлено не было.
Довод заявителя жалобы о том, что материалы проверки рассмотрены руководителем налогового органа 23.11.2007г., а 04.12.2007г. решение изготовлено в полном объеме, что не является нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки, судом апелляционной инстанции отклоняется, как не подтвержденный материалами дела.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что в любом случае, если ни одно из поименованных в п. 7 ст. 101 НК РФ решений, 23.11.2007г. налоговым органом принято не было, то процедура рассмотрения материалов налоговой проверки, начатая в указанную дату, не является завершенной, а поэтому налогоплательщик должен извещаться о времени и месте рассмотрения материалов проверки в дальнейшем.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении налоговым органом существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки, установленных ст. 101 НК РФ и отказал в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Пермского края от 06.10.2008г. по делу N А50-10619/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 11 по Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
С.П. Осипова |
Судьи |
Л.Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-10619/2008-А1
Истец: Межрайонная ИФНС России N 11 по Пермскому краю
Ответчик: Совет депутатов Колвинского сельского поселения
Хронология рассмотрения дела:
04.12.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8952/08