г. Чита |
Дело N А58-3482/08 |
6 мая 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 30.04.2009.
Полный текст постановления изготовлен 06.05.2009.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ошировой Л.В..,
судей Капустиной Л.В., Клепиковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Красильниковой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 февраля 2009 года по делу N А58-3482/2008 по иску Муниципального учреждения здравоохранения "Нерюнгринская центральная районная больница" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, третье лицо: Государственное учреждение Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) о взыскании 1 284 767 рублей 27 копеек, (суд первой инстанции: Николина О.А..)
при участии в судебном заседании: от истца - не явился, извещен, от ответчика - не явился, извещен, от третьего лица: не явился, извещен,
установил:
Муниципальное учреждение здравоохранения Нерюнгринская районная больница обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к государственному учреждению Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) (далее - ГУ ТФОМС РС (Я)) о взыскании 1 284 767 рублей 27 копеек убытков.
Определением суда от 27 августа 2008 года привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерство финансов Республики Саха (Якутия).
Определением суда от 29 октября 2008 года по ходатайству истца произведена замена ответчика ГУ ТФОМС РС (Я) на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации, при этом ГУ ТФОМС РС (Я) исключено из состава третьих лиц. Указанным определением ГУ ТФОМС РС (Я) привлечено третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика.
По ходатайству истца определением суда от 02 декабря 2008 года произведено изменение наименование истца по делу с Муниципального учреждения здравоохранения Нерюнгринская районная больница на муниципальное учреждение здравоохранения Нерюнгринская центральная районная больница (далее - МУЗ "НЦРБ").
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 февраля 2009 года исковые требования удовлетворены.
Ответчик, не согласившись с принятым судебным актом, в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции. Считает, что решения мировых судов города Нерюнгри о взыскании с истца денежных сумм в размере 1.284.767 рублей 27 копеек приняты с нарушением норм материального и процессуального права, подлежат пересмотру в порядке надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам. Указывает, что выплаты за 2006 год установлены в фиксированным размере, стимулирующими надбавками не являются и не должны учитываться при исчислении средней заработной платы для оплаты отпусков, к ним не применяются положения статей 129 и 236 ТК РФ. Не согласен со ссылкой суда как на доказательство по делу на письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 2131-РХ от 26.04.2006, которое не было приобщено к делу сторонами. Ответчик указывает, что ответчиком по данному делу должно быть Министерство финансов Республики Саха (Якутия). Полагает, что суд не определил, какие выплаты работникам Нерюнгринской больницы положены были в 2006-2007 г.г., а между тем, данное обстоятельство является, по мнению ответчика немаловажным.
Истец представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены в установленном порядке.
Учитывая положения статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба подлежит рассмотрению в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 11 января 2006 года и 25 января 2007 года между муниципальным учреждением здравоохранения Нерюнгринская районная больница (в настоящее время МУЗ "НЦРБ") и государственным учреждением территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) были заключены договоры о выполнении указанным учреждением здравоохранения государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 851 и от 28.12.2006 года N 825.
В течение 2006 года МУЗ "НЦРБ" в соответствии с условиями договора предоставляло дополнительную медицинскую помощь в соответствии с указанной Программой.
Истец, обращаясь с настоящим иском, указал на то, что Российская Федерация приняла федеральные законы о бюджете Федерального фонда медицинского страхования на 2006, 2007 годы без учета расходов на дополнительные денежные выплаты, гарантии медицинским работникам, предусмотренные статьями 114, 139, 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи Постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 N 461 была утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год.
Дополнительная медицинская помощь, согласно государственному заданию, оказываемая врачами-терапевтами, участковыми, и медицинскими сестрами, участковыми учреждений здравоохранения муниципальных образований в соответствии с разделом 4 Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 N 461 (далее - Программа), предоставляется за счет средств федерального бюджета.
Порядок финансирования расходов на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в 2006 году установлен Федеральным законом от 22.12.2005 N 171-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" (далее - Закон N 171-ФЗ). Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 851 утверждены "Правила предоставления в 2006 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи" (далее - Правила N 851).
Данными нормативными актами четко определены категории медицинских работников, которым определены дополнительные выплаты, вид учреждения, размер выплат и их назначение. Данный перечень расширительному толкованию не подлежит. При этом указанными нормативными актами не предусмотрено финансирование дополнительных расходов муниципальных учреждений здравоохранения, связанных с увеличением среднего заработка медицинских работников.
Частью первой статьи 9 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с Программой является расходным обязательством Российской Федерации на 2006 год.
Частью третьей статьи 9 Закона N 171-ФЗ в составе бюджета Фонда утвержден фонд компенсаций на реализацию полномочия по финансовому обеспечению государственного задания, предусмотренного частью первой настоящей статьи. Средства из фонда компенсаций предоставляются в виде субвенций территориальным фондам обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 851 средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования, направляются на осуществление денежных выплат медицинским работникам, указанным в пункте 1 настоящих Правил. Денежные выплаты устанавливаются в размере 10 000 руб. в месяц для врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) и 5000 руб. в месяц для медицинской сестры участковой врача-терапевта участкового, медицинской сестры участковой врача-педиатра участкового, медицинской сестры врача общей практики (семейного врача).
В районах и местностях, в которых решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти установлены коэффициенты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, указанные денежные выплаты осуществляются с применением соответствующих коэффициентов.
Истцом при расчете средней заработной платы за период очередных отпусков указанные надбавки учитывались, однако финансирование на указанные выплаты не поступало.
Работники МУЗ НРБ, с которыми были заключены с 2006 года дополнительные соглашения, обратились за защитой своих прав в суд.
В результате состоявшихся судебных заседаний, где фонд являлся 3-им лицом на стороне ответчика - МУЗ НРБ, по исполнительным листам была произведена выплата денежных средств в размере 1 284 767, 27 руб.
В соответствии со статьей 83 Бюджетного кодекса РФ, если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Действовавшие в 2006 году законодательные и нормативные правовые акты не предусматривали предоставления гарантий, установленных трудовым законодательством, при финансовом обеспечении денежных выплат медицинским работникам за выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в 2006 году.
В соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса РФ, расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ при осуществлении органами государственной власти полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что расходы по вышеуказанному постановлению являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Учитывая положения статей 15 и 1069 Гражданского Кодекса РФ, суд первой инстанции правильно определил источник финансирования дополнительных расходов учреждений здравоохранения, связанных с увеличением средней заработной платы медицинских работников, выполнявших в 2006 году государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи за счет казны Российской Федерации.
Ссылка суда на определение Высшего Арбитражного суда РФ от 18.12.2008 N 15818/08 правильная, указание на определение Высшего Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) суд апелляционной инстанции считает опечаткой, которая может быть исправлена в установленном законом порядке.
Довод заявителя о том, что при принятии обжалуемого судебного акта применены нормы права, на которые истец не ссылался при предъявлении иска, не принимается апелляционной инстанцией.
В соответствии со ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса РФ в решении должны быть указаны законы и иные нормативные акты, которыми руководствовался суд при принятии решения.
Довод апелляционной инстанции о незаконности принятых решений мировыми судьями г. Нерюнгри при разрешении трудовых споров, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку для обжалования решений мировых судей предусмотрен иной судебный порядок, предусмотренный Гражданским процессуальным кодексом РФ.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно определен характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъект ответственности, размер убытков.
При таких обстоятельствах, судебный акт вынесен с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 февраля 2009 года по делу N А58-3482/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий: |
Л.В. Оширова |
Судьи |
Л.В. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-3482/08
Истец: МУЗ Нерюнгрнская районная больница
Ответчик: Управление федерального казначейства по Республике Саха (Якутия), Территориальный фонд обязательного медицинского страхования РС(Я)