г. Томск |
Дело N 07АП-421/08 |
"17" марта 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2008 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего М.Х. Музыкантовой
судей: Л.И.Ждановой , В.А.Журавлевой,
при ведении протокола судебного заседания Л.И.Ждановой.
при участии в заседании:
от заявителя: Белых А.Б. по доверенности N 2 от 17.01.2008 г.,
от ответчика: без участия ( извещен),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления внутренних дел по Алтайскому краю
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 29.11.2007 года
по делу N А03-7834/07-17 ( судья А.П.Борискин)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ТрансСибРегион", г. Барнаул, к Главному управлению внутренних дел по Алтайскому краю
о признании незаконными ненормативных правовых актов и действий должностных лиц,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТрансСиБРегион" (далее -ООО "ТрансСибРегион", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными постановления и.о. начальника криминальной милиции ГУВД по Алтайскому краю "О проведении проверки финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности" от 17.07.07 г. N 190; протокола изъятия от 17.07.07 г., а также признания незаконными действий должностных лиц ОРЧ по налоговым преступлениям при ГУВД - Дубового П.И., Грищенко А.А., Юрченко И.А., выразившиеся в изъятии документов и жёстких компьютерных дисков ООО "ТрансСибРегион" и в изъятии подлинных документов его бухгалтерской отчётности.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 29.11.2007 года требования заявителя были удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Главное управление внутренних дел по Алтайскому краю (далее - ГУВД по Алтайскому краю) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края от 29.11.2007 года отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы податель указал на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела.
Подробно доводы подателя жалобы изложены в апелляционной жалобе.
Заявитель ООО "ТрансСибРегион" представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил оставить решение Арбитражного суда Алтайского края от 29.11.2007 года без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве..
Представитель ООО "ТрансСибРегион" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Подробно доводы заявителя изложены в отзыве на апелляционную жалобу
Податель апелляционной жалобы ГУВД по Алтайскому краю своего представителя в судебное заседание не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
С учетом мнения представителя заявителя, в соответствии с частью 1 статьи 266, частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав представителя заявителя, проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 29.11.2007 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением от 17.07.07 г. N 190 "О проведении проверки финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности" исполняющий обязанности начальника криминальной милиции ГУВД Алтайскому краю полковник милиции Кулемин Е.А. постановил провести проверку финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности ООО "ТрансСиБРегион".
Проведение проверки было поручено сотрудникам оперативно-розыскной части по налоговым преступлениям при ГУВД по Алтайскому краю Дубовому П.И., Соколову А.В., Четырешникову А.Г., Дмитриеву А.А., Грищенко А.А., Юрченко И.А, Кулагину А.А., Тазову О.В.
В соответствии с Постановлением N 190 от 17.07.2007 г. сотрудники милиции были наделены полномочиями изучать документы, отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую, торговую деятельность, требовать предоставления в 5-тидневный срок с момента вручения соответствующего постановления заверенных надлежащим образом копий указанных документов, изымать с обязательным составлением протокола отдельные образцы сырья, продукции и товаров, необходимые для проведения исследований или экспертиз.
Согласно протоколу изъятия от 17.07.07 г. сотрудники ОРЧ по НП Дубовой П.И., Юрченко И.А, Грищенко А.А. произвели изъятие жестких дисков: Seaqate 20 GB S\N: 5 FB7PQ6L- 1 штука, Seaqate 160 GB S\N: 4JSОЗМХQ - 1 штука. Оба жестких диска содержат данные 1 С "Бухгалтерия" Общества.
Также были изъяты подлинные бухгалтерские и иные документы ООО "ТрасСиБРегион".
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункта 25 статьи 11 Закона РФ "О милиции" при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, в целях установления оснований для возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении по мотивированному постановлению начальника органа внутренних дел или его заместителя, проводятся соответствующие действия.
Из материалов дела следует, что оспариваемое постановление не содержит данных указывающих на нарушения законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, которые бы влекли уголовную или административную ответственность ООО "ТрансСиБРегион".
Только при наличии таких данных по мотивированному постановлению начальника органа внутренних дел проводится проверка и в целях установления оснований для возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении.
При отсутствии таких данных вынесенное постановление нарушает право на защиту свободной экономической деятельности от незаконного вмешательства органов и должностных лиц и право знать, в чем заключается противоправность действий, бездействий конкретного физического или юридического лица.
В силу пункта 25 статьи 11 Закона РФ "О милиции" осмотр производственных, складских торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества должен проводиться в присутствии двух понятых и представителя лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, либо его представителя, которым вручается копия указанного постановления.
Копия постановления законному представителю - директору Общества Кузнецову А.Г. не вручалась, проверка, осмотр и изъятие документов, проводились в его отсутствие и в отсутствие законного представителя общества, что подтверждается материалами дела.
Как следует из материалов дела, 27 июля 2007 года сотрудник ОРЧ по НП при ГУВД по Алтайскому краю Дубовой П.И. произвел изъятие подлинных бухгалтерских документов, счетов-фактур за 2005-2007 годы в количестве 38 пачек.
Согласно пункта 25 абз. 6 статьи 11 Закона РФ "О милиции" только при проверке имеющихся данных, указывающих на признаки преступления, сотрудники милиции могут изымать при производстве проверок и ревизий документы либо их копии с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов либо их копий.
В соответствии с пунктом 25 абз. 7 статьи 11 Закона РФ "О милиции" в случае изъятия подлинных документов, с них изготавливаются копии и заверяются должностным лицом, проводящим проверку или ревизию, в течение пяти дней после изъятия (при невозможности сделать это одновременно с изъятием), о чем делается соответствующая запись в протоколе об изъятии.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности действий должностных лиц Дубового П.И., Грищенко А.А., Юрченко И.А, которые заключаются в нарушении требований Приказа МВД РФ N 636 от 02 августа 2005 года "Об утверждении инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности", предоставленных им полномочий, перечисленных в постановлении N 190 от 17 июля 2007 года, Закона РФ "О милиции"., так как из содержания оспариваемого постановления не вытекает однозначный объём полномочий должностных лиц на проведение проверки или на проведение ревизии, с фактическим проведением ревизии.
В соответствии с пунктом 18 Инструкции, утвержденной названным Приказом, ревизию финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности назначают уполномоченные на то должностные лица, в целях проверки имеющихся данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность. При этом ревизия проводится сотрудниками Центра документальных проверок и ревизий МВД России, а также специалистами-ревизорами подразделений органов внутренних дел.
Согласно пункта 12 названной Инструкции проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Пунктом 20 Инструкции дано определение понятия ревизии, она представляет собой комплексное контрольное мероприятие по исследованию финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Таким образом, проверка и ревизия являются самостоятельными процессуальными действиями, на которые должны быть уполномочены должностные лица органов внутренних дел и влекущие разные правовые последствия.
Действия сотрудников ОРЧ по проведению ревизии, изъятию жестких дисков, подлинных документов являются незаконным вмешательством в деятельность хозяйствующего субъекта, к получению незаконного доступа к коммерческой и налоговой тайне и нанесению ущерба деловой репутации общества.
В соответствии с п. 11 названной Инструкции, проверка проводится сотрудниками милиции, в должностные обязанности которых входит выявление, предупреждение и пресечение преступлений, связанных с нарушением законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность.
Выводы суда первой инстанции об отсутствии законных оснований у оперуполномоченных ОРЧ по налоговым преступлениям при ГУВД Алтайского края Дубовой П.И., Грищенко А.А., Юрченко И.А. на проведении такой проверки-ревизии соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Полномочия сотрудников ОРЧ по налоговым преступлениям, регламентируются пунктами 33, 35 статьи 11 Закона РФ "О милиции", Приказом МВД РФ N 177 от 16 марта 2004 г. (в редакции Приказа N 665 от 12.08.05 г.) "Об утверждении инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах".
Выявление, предупреждение и пресечение преступлений, связанных с нарушением законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность входит в должностные обязанности сотрудников подразделения ОРЧ по линии БЭП.
При таких обстоятельствах, с учетом совокупности представленных доказательств, суд первой инстанции сделал правильных вывод о незаконности действий должностных лиц ОРЧ по налоговым преступлениям при ГУВД Алтайского края и признал недействительным постановление N 190 от 17.07.2007 г.
Доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании норм права и не подтверждаются материалами дела, и направлены на переоценку доказательств, послуживших основанием для выводов суда первой инстанции, для пересмотра которых у суда апелляционной инстанции нет оснований.
При таких обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 29.11.2007 года по делу
N А03-7834/07-17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
М.Х. Музыкантова |
Судьи |
Л.И.Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-7834/07
Истец: ООО "ТрансСибРегион"
Ответчик: ГУВД Алтайского края,ОРЧ по Налоговым преступления при ГУВД АК
Хронология рассмотрения дела:
17.03.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-421/08