г. Чита |
Дело N А78-449/2009 |
"04" мая 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 мая 2009 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Борголова Г.В., Клочковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черкашиной С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя по делу Управления государственного автодорожного надзора по Забайкальскому краю на Решение Арбитражного суда Читинской области от 13 февраля 2009 года, принятое по делу N А78-449/2009 по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Забайкальскому краю к индивидуальному предпринимателю Шалимовой Ольге Викторовне о привлечении к административной ответственности (суд первой инстанции Литвинцев А.Б.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Ракшевская Л.Г. (доверенность от 11.01.2009г. N 1);
от заинтересованного лица: Шалимова О.В. (паспорт серия 76 00 N 565762);
установил:
Управления государственного автодорожного надзора по Забайкальскому краю (далее - управление, административный орган) обратилось с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Шалимовой Ольги Викторовны (далее - предприниматель) к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 13 февраля 2009 г. суд заявленные требования удовлетворил, привлек предпринимателя к административной ответственности и назначил наказание по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3800 рублей, по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 4500 рублей. В обоснование суд указал, что предприниматель подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной частью 3 и частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ. Согласно ч.1 ст.4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Не согласившись с указанным решением, административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда Читинской области. Считает, что в данном случае необходимо приостановить деятельность предпринимателя на 30 суток для предотвращения совершения аналогичного грубого нарушения в дальнейшем, так как наложение административного штрафа по предыдущей проверке не повлияло на недопустимость выпуска на линию транспортного средства без проведения предрейсового технического осмотра.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседание поддержала доводы апелляционной жалобы. Суду пояснила, что необходимо приостановить деятельность ИП Шалимовой О.В. для предотвращения совершения аналогичного грубого нарушения в дальнейшем, так как наложение административного штрафа по предыдущей проверке не повлияло на недопустимость выпуска на линию транспортного средства без проведения предрейсового технического осмотра. Просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Индивидуальный предприниматель в судебном заседание не согласилась с доводами апелляционной жалобы. Суду представила акт внеплановой проверки по контролю, за исполнением предписания об устранении нарушений. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Шалимова Ольга Викторовна является индивидуальным предпринимателем, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 11.12.2007г. серия 75 N 001817966 (л.д.9), а также выпиской из ЕГРИП (л.д.10).
Основным видом деятельности предпринимателя является деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию (л.д.10).
17 марта 2008 г. предпринимателю была выдана лицензия N АСС 75 050213 на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок для более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (л.д.25.).
Таким образом, суд апелляционной инстанции делает вывод, что действия совершались в отношении надлежащего субъекта.
Распоряжением от 12.01.2009г. N 26 (л.д.15) о проведении государственного контроля за соблюдением индивидуальными предпринимателями лицензионных требований и условий при осуществлении пассажирских перевозок Кузнецову В.А. - государственному инспектору отдела автотранспортного и автодорожного надзора было предписано провести внеплановую проверку предпринимателя в период с 13 по 30 января 2009 г. С данным распоряжением предприниматель была ознакомлена 14.01.2009г.
23 января 2009 г. государственным инспектором отдела АТ и АДН Кузнецовым В.А., проведена внеплановая проверка деятельности предпринимателя по соблюдению лицензионных требований и условий в период с 14.01.2009г. по 23.01.2009г. Проверка проведена в присутствии предпринимателя.
По результатам проверки составлен акт от 23.01.2009г. (далее - акт, л.д.16), согласно которому выявлены следующие нарушения:
1. Предприниматель не проводит ежемесячную сверку сведений с территориальными органами внутренних дел о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих ей транспортных средств (п.18 Правил учета дорожно- транспортных происшествий от 29.06.1995 г. N 647) - п.1.5 акта проверки.
2. Предприниматель не осуществляет контроль за прохождением водителями периодического медицинского освидетельствования (п/л N N 33, 36, 37) (п.3.3.1 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров от 09.03.1995 г. N 27) - п.2.2 акта проверки.
3. Предприниматель не соблюдает требований по режиму труда и отдыха (п.26 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей от 20.08.2004 г. N 15; п.3.3.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров от 09.03.1995 г. N 27) - п.2.5 акта проверки.
4. Предприниматель нарушает периодичность проведения технического
обслуживания автобусов: ISTANA с регистрационным знаком АЕ 841, ISTANA с регистрационным знаком В 621 ТС (Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава от 20.09.1984 г.) - п.3.3. акта проверки.
5. Предприниматель допускает на линию автобусы с условиями, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств - п.3.5 акта проверки, а именно:
- автобус ISTANA с регистрационным знаком АВ 683 - в салоне установлено сиденье, не оборудованное спинкой,
- автобус ISTANA с регистрационным знаком А 895 СО - в салоне установлены три сиденья, не оборудованные спинкой, отсутствует медицинская аптечка, не работает одометр (п.п.7.4, 7.7, 7.18 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностях должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения от 21.02.2002 г. N 127; п.п.4.7.6, 4.7.15 Требований безопасности к техническому состоянию и методов проверки ГОСТ Р 51709-2001).
6. Предприниматель нарушает порядок ведения путевой документации, утвержденный приказом Минтранса РР от 18.09.2008 г. N 152 - п.4.1 акта проверки.
7. Предприниматель не выполняет 1, 5, 6 рейсы, предусмотренные маршрутным расписанием по маршруту N 61 (п.5.9 Положения об обеспечении безопасности перевозок автобусами от 08.01.1997 г. N 2) - п.4.3 акта проверки.
8. Предприниматель не ведет контроль работы водителей на линии (п.5.2.5 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами от 08.01.1997 г. N 2) - п.4.4 акта проверки.
22.01.2009г. предприниматель использовала автобус ISTANA с регистрационным знаком А 895 СО без прохождения предрейсового технического осмотра (справка о проверке транспортного средства на линии от 22.01.2009 г.) (п.4.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров, грузов от 09.03.1995 г. N 27) - п.3.2 акта проверки, что является грубым нарушением лицензионных требований и условий.
Акт вручен предпринимателю 23.01.2009г.
23 января 2009 г. был составлен протокол об административных правонарушениях предусмотренных частью 3 и частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ N 000333/23 (далее - протокол, л.д.21) в присутствии предпринимателя и вручен ей в этот же день. Обстоятельства дела изложены в протоколе аналогично с содержанием акта, у предпринимателя к содержанию протокола замечаний не было, в объяснениях предприниматель пояснила, что нарушения она признает, ею будут приняты меры по их устранению.
В соответствии с ч.3 ст.28.3. КоАП РФ помимо случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьей 19.20 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с ч.4 ст.28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
В соответствии с Положением об Управлении государственного автодорожного надзора по Забайкальскому краю, утвержденному Приказом Ространснадзора от 23 июня 2008 г. N ГК-712фс, управление является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) и осуществляет контрольные и надзорные функции в сфере автомобильного транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения) и дорожного хозяйства, а также другие функции, возложенные на него законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации, в том числе осуществляет производство по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с п.2 Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 30.10.2007г. N ГК-938фс, государственные инспекторы территориальных органов Ространснадзора вправе составлять протоколы об административных правонарушениях.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что действия по проведению проверки и привлечению к административной ответственности совершались уполномоченными лицами.
В соответствии с ч.1 ст.23.1 КоАП РФ судьи, в частности, рассматривают дела о привлечении к административной ответственности, предусмотренные ст.14.1 КоАП РФ.
30.01.2009г. административный орган обратился в Арбитражный суд Читинской области с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности, в котором просил приостановить деятельность предпринимателя на 30 суток в соответствии с ч.4 ст.14.1 КоАП РФ, а также привлечь к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции привлек предпринимателя к административной ответственности и назначил наказание по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3800 рублей, по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 4500 рублей. Дело рассматривалось с участием предпринимателя и представителя административного органа. На момент вынесения решения срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ не истек.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный орган подал апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, доводы сторон, в том числе апелляционной жалобы, проверив соблюдение норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
В соответствии с п.5 ст.205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В соответствии с п.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что существенных нарушений порядка привлечения к ответственности допущено не было, действия совершались уполномоченными лицами, в отношении надлежащего субъекта, срок привлечения к ответственности на момент вынесения решения судом первой инстанции не истек.
В соответствии с ч.3 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с п.62 ст.17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001г. N 128-ФЗ перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), как вид деятельности подлежит лицензированию.
В соответствии с п.4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 г. N 637, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются:
а) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;
б) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;
в) соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров;
г) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
д) соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации;
е) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование;
ж) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
з) наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации;
и) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Как следует из акта, протокола, объяснений предпринимателя, данных в судебном заседании суда апелляционной инстанции, предпринимателем было совершено правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.14.1 КоАП РФ. Вина предпринимателя в совершении данного правонарушения подтверждается указанными материалами дела, у предпринимателя была возможность выполнить установленные законом лицензионные требования и условия.
В соответствии с ч.4 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), -
влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с примечанием к ч.4 ст.14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с п.5 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 г. N 637, грубыми нарушениями лицензиатом лицензионных требований и условий являются:
а) нарушение, в результате которого произошло дорожно-транспортное происшествие, повлекшее человеческие жертвы, причинение тяжкого вреда здоровью, причинение средней тяжести вреда здоровью не менее 5 человек;
б) использование транспортных средств, не допущенных в установленном порядке к эксплуатации и не прошедших предрейсового технического осмотра.
Как следует из акта, протокола, объяснений предпринимателя, данных в судебном заседании суда апелляционной инстанции, предпринимателем было совершено правонарушение, предусмотренное ч.4 ст.14.1 КоАП РФ, выразившееся в использовании транспортного средства, не прошедшего предрейсовый технический осмотр. Вина предпринимателя в совершении данного правонарушения подтверждается указанными материалами дела, у предпринимателя была возможность выполнить установленные законом лицензионные требования и условия.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в деяниях предпринимателя вменяемых ей правонарушений и обоснованно привлек ее к административной ответственности с учетом положений ч.1 ст.4.4 КоАП РФ.
Как указано выше, суд первой инстанции привлек предпринимателя к административной ответственности и назначил наказание по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3800 рублей, по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 4500 рублей. В апелляционной жалобе, относительно наказания по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ, административный орган указывает на то, что предпринимателем уже совершалось данное правонарушение, и для предотвращения совершения аналогичного грубого нарушения в дальнейшем необходимо приостановить деятельность предпринимателя на 30 суток.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, приходит к выводу, что оснований для изменения назначенного судом первой инстанции наказания по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 4500 рублей не имеется по следующим мотивам.
В соответствии с ч.1 ст.3.12. КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, а также в области градостроительной деятельности.
Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Как следует из данных норм, приостановление деятельности применяется, если имеется угроза наступления негативных последствий, указанных в ч.1 ст.3.12 КоАП РФ, а другие наказания не приведут к достижению целей административного наказания. В соответствии с ч.1 ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Как следует из материалов дела, негативных последствий не наступило ранее, предприниматель признала наличие нарушений, что указывало на намерение исправить допущенные нарушения. Таким образом, суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что достижение целей административного наказания возможно и без приостановления деятельности.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции предпринимателем был представлен Акт внеплановой проверки по контролю за исполнением предписания об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки 23.01.2009г. Внеплановая проверка, проведенная 18.02.2009г., показала, что вне нарушения, выявленные в ходе проверки, в связи с которой предприниматель привлечена к административной ответственности, уже устранены.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Читинской области 13 февраля 2009 года по делу N А78-449/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления государственного автодорожного надзора по Забайкальскому краю без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Г.В.Борголова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-449/09
Заявитель: Управление государственного автодорожного надзора по Забайкальскому краю
Ответчик: Шалимова Ольга Викторовна
Хронология рассмотрения дела:
04.05.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-872/09