Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 26 мая 2004 г. N КА-А41/3845-04
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Декларант-Т" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением об оспаривании постановления Щелковской таможни (далее - таможенный орган) от 12.09.03, касающегося привлечения к административной ответственности на основании части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Решением от 19.01.04 оспариваемое постановление признано незаконным.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.03.04 решение оставлено без изменения.
Требования о проверке законности решения от 19.01.04 и постановления от 18.03.04 в кассационной жалобе таможенного органа основаны на том, что при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов арбитражным судом первой и апелляционной инстанций была неправильно применена часть 2 статьи 16.2 КоАП.
В отзыве на кассационную жалобу общество возражало против доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции, которое состоялось 19.05.04, представителями лиц, участвующих в деле, относительно кассационной жалобы даны следующие объяснения:
- представитель таможенного органа объяснил, что доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, поддерживает;
- представитель общества объяснил, что возражает, против доводов, поскольку они неосновательны.
Законность решения от 19.01.04. постановления апелляционной инстанции от 18.03.04 проверена арбитражным судом кассационной инстанции в соответствии с требованиями, предъявляемыми статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражным судом первой инстанции в судебном заседании установлены имеющие значение для рассмотрения дела следующие фактические обстоятельства.
Основанием для привлечения общества к административной ответственности постановлением от 12.09.03 явилось неправильное указании в ГТД N10110030/090403/0002815 кода по ТН ВЭД ввезенного и выпущенного в свободное обращение товара. При этом код ввозимого товара - "пищевые добавки-ароматизаторы" - был заявлен по субпозиции 3302109000 ТН ВЭД - ставка таможенной пошлины - 5%, в то время согласно заключению экспертизы ЦКЭТУ ГТК РФ от 02.06.03 N 3/1702-03 данный товар следует классифицировать по товарной субпозиции 2103909009 ТН ВЭД - ставка таможенной пошлины - 15%.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого постановления, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 2 статьи 16.2 КоАП, образует заявление в таможенной декларации либо в документе другой установленной формы декларирования недостоверных сведений о наименовании, количестве, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и (или) транспортных средств, об их таможенном режиме либо других сведений, необходимых для принятия решения о выпуске (об условном выпуске) товаров и (или) транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим или влияющих на взимание таможенных платежей.
В соответствии со статьями 216 и 217 Таможенного кодекса Российской Федерации (1993) таможенные органы уполномочены осуществлять ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и классифицировать товары, то есть относить конкретные товары к позициям, указанным в ТН ВЭД. При заявлении декларантом в таможенной декларации достоверных сведений о товаре и не соответствующего ему (неправильного) кода товарной номенклатуры таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление товара и проверку таможенной декларации, исходя из полномочий, определенных статьями 216 и 217 ТК РФ, а также из общих принципов таможенного контроля, обязан не допустить таможенное оформление на основании такой декларации.
Следовательно, указание в таможенной декларации неправильного кода товара по ТН ВЭД, не образует состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП, если это не сопряжено с заявлением при описании товара недостоверных сведений о количестве, свойствах и характеристиках товара, влияющих на его классификацию.
Факты недостоверного декларирования сведений о количестве и качественных характеристиках товара, повлекших его неправильную классификацию по ТН ВЭД не выявлены, поэтому законных оснований для привлечения общества к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 16.2 КоАП у таможенного органа не имелось.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело повторно, с выводами арбитражного суда первой инстанции о применении нормы права согласился и в удовлетворении жалобы, поданной таможенным органом, отказал.
Выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
Довод таможенного органа о наличии вины общества в совершении административного правонарушения был предметом судебного разбирательства и признан неосновательным.
Сведений, опровергающих вывод суда, а также сведений для иной оценки установленных судом фактов в кассационной жалобе и приложенных к ней документах не содержится.
Ссылка на то, что неправильное указание кода по ТН ВЭД уже образует состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП, неосновательна. Согласно основным правилам интерпретации ТН ВЭД, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.01 N 830, отнесение товаров в Товарной номенклатуре осуществляется на основании качественных характеристик товара, его тары, упаковки, иных свойств.
Системное толкование норм таможенного законодательства свидетельствует о том, что неправильное указание кода товара по ТН ВЭД может быть квалифицировано как недостоверное декларирование только в совокупности с иными заявленными декларантом недостоверными данными о характеристиках товара, влияющих на его классификацию по ТН ВЭД.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 19 января 2004 года, постановление апелляционной инстанции от 18 марта 2004 года Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2-16483/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Щелковской таможни - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 мая 2004 г. N КА-А41/3845-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании