г. Владимир |
|
30 марта 2009 г. |
Дело N А43-12810/2008-43-265 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.03.2009.
Постановление в полном объеме изготовлено 30.03.2009.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Урлекова В.Н., Смирновой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бугровой С.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.01.2009 по делу N А43-12810/2008-43-265, принятое судьей Степановой С.Н. по заявлению Департамента лесного комплекса Нижегородской области о признании недействительным постановления администрации Выксунского муниципального района от 28.11.2007 N 3684.
В судебном заседании участвуют представители:
Департамента лесного комплекса Нижегородской области - Пряничникова О.А. по доверенности от 11.01.2009 N 2 сроком действия до 31.12.2009;
администрации Выксунского муниципального района Нижегородской области- Бударагина Л.С. по доверенности от 13.01.2009 N 1 сроком действия до 31.12.2009;
открытого акционерного общества "Выксунский металлургический завод"- Лаврентьев А.В. по доверенности от 24.07.2008 сроком действия один год.
Представители закрытого акционерного общества "Управление механизированных работ-10", Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Нижегородской области не явились. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Департамент лесного комплекса Нижегородской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации Выксунского муниципального района Нижегородской области от 28.11.2007 N 3684 "О согласовании земельного участка ОАО "ВМЗ".
Заинтересованными лицами по делу также являются открытое акционерное общество "Выксунский металлургический завод", закрытое акционерное общество "Управление механизированных работ-10", Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Нижегородской области.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 11.01.2009 заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указано на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также неправильное применение норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивая на отмене решения арбитражного суда первой инстанции.
Представители администрации Выксунского муниципального района Нижегородской области, открытого акционерного общества "Выксунский металлургический завод" указали на отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Нижегородской области, закрытое акционерное общество "Управление механизированных работ-10" письменными ходатайствами просят суд рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В суде первой инстанции администрация Выксунского муниципального района просила суд отказать заявителю в удовлетворении требований, в том числе в связи с пропуском Департаментом срока для обращения в суд с настоящим заявлением.
Заявитель ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока и суд первой инстанции, исследовав доводы Департамента, обоснованно восстановил заявителю срок для обращения в суд с настоящим заявлением, рассмотрев дело по существу.
В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Установлено по делу, что 28.11.2007 администрация Выксунского муниципального района Нижегородской области издала постановление N 3864 "О согласовании земельного участка ОАО "Выксунский металлургический завод". Согласно данному ненормативному правовому акту Обществу согласовано место размещения открытого склада листа и труб на земельном участке площадью 50790 кв.м., расположенном по адресу: Нижегородская область, г. Выкса, Проммикрорайон N 14 ОАО "ВМЗ", участок "Площадка Северная", в районе станции Трубная, участок N 2. Разрешенное использование земельного участка - для строительства открытого склада листа и труб. Категория земель - земли населенных пунктов (пункт 1).
Одновременно этим ненормативным актом земельный участок предоставлен ОАО "ВМЗ" в аренду на 11 месяцев для проведения проектно-изыскательских работ (пункт 2).
На основании постановления администрации Выксунского муниципального района Нижегородской области от 30.01.2008 N 210 вышеобозначенный земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет с присвоением номера 52:52:00 00 000:38 и предоставлен в аренду ОАО "Выксунский металлургический завод".
Департамент лесного комплекса Нижегородской области посчитал, что администрация Выксунского муниципального района неправомерно распорядилась земельным участком, находящимся в федеральной собственности, и обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта органа местного самоуправления.
По мнению Департамента, земельный участок находится в границах квартала 135 Ризадеевского участкового лесничества Выксунского районного лесничества (Выксунского лесхоза), относящегося к землям лесного фонда и являющегося федеральной собственностью. В соответствии со статьей 84 Лесного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе владеть, пользоваться и распоряжаться лесными участками, находящимися в муниципальной собственности. Таким образом, администрация муниципального района приняла оспариваемое постановление с превышением предоставленных полномочий. При этом заявитель представил в суд свидетельство о государственной регистрации права федеральной собственности N 845361, выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 08.07.2008, карту-схему Выксунского лесхоза Нижегородской области, абрисы местоположения межевых знаков N 71,702 и 845, каталог координат этих межевых знаков.
Отказывая Департаменту в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель не доказал нарушение прав и законных интересов Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции считает, что основания для удовлетворения апелляционной жалобы Департамента и отмены решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют с учетом следующего.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации (от 04.12.2006 N 200-ФЗ) лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
Согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу положений статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса.
Порядок проведения лесоустройства определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2007 N 377 утверждены Правила проведения лесоустройства (далее - Правила), устанавливающие порядок проведения лесоустройства на землях лесного фонда и землях поселений, на которых расположены городские леса, а также на землях обороны и безопасности и землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Согласно статье 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 января 2000 года N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".
Согласно статье 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся:
1) владение, пользование, распоряжение такими лесными участками;
2) установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды;
3) установление ставок платы за единицу объема древесины;
4) разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;
5) осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении таких лесных участков.
Исследовав представленные заявителем документы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что свидетельство о государственной регистрации права от 15.01.2004 серия 52-АА N 845361, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 08.07.2008, карта-схема Выксунского лесхоза Нижегородской области, абрисы местоположения межевых знаков N 71,702 и 845, каталог координат этих межевых знаков в совокупности не позволяют каким-либо образом идентифицировать земельные участки и с достоверностью установить, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда и находится на территории земель квартала 135 Ризадеевского участкового лесничества Выксунского районного лесничества. Представленные в материалах дела кадастровые выписки о земельных участках также не позволяют суду установить, каким образом земельный участок, предоставленный ОАО "Выксунский металлургический завод" для строительства открытого склада листа и труб на станции "Трубная" с кадастровым номером 52:52:0000000:38, соотносится с земельным участком лесного фонда с кадастровым номером 52:53:00 00 00:0013.
В соответствии с имеющейся кадастровой выпиской о земельном участке от 31.07.2008 N 53-2/08-3055 земельный участок с кадастровым номером 52:530000000:133 расположен в Выксунском районе Нижегородской области, отнесен к землям лесного фонда, разрешенное использование - для ведения лесного хозяйства; граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 05.08.2008 N 52-2/08-2358 земельный участок с кадастровым номером 52:52:0000000:38 расположен в Нижегородской области, Выксунском районе, г.Выксе, Проммикрорайон N 14, ОАО "ВМЗ", участок "Площадка Северная", в районе станции "Трубная", участок N 50, отнесен к землям населенных пунктов, разрешенное использование- для строительства открытого склада листа и труб на станции "Трубная", предыдущий кадастровый номер 52:52:00 00 00:0038 равнозначен кадастровому номеру 52:52:0000000:38.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что Департамент не доказал, что спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда, являющихся федеральной собственностью.
При этом суд первой инстанции обоснованно, руководствуясь нормами статей 64, 70, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не принял во внимание в качестве доказательства признания администрацией Выксунского муниципального района права федеральной собственности на спорный земельный участок имеющуюся в материалах дела переписку между Департаментом, органом местного самоуправления, ОАО "ВМЗ", Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Нижегородской области, отзыв администрации Выксунского муниципального района, а также факт предъявления ею иска к Российской Федерации об оспаривании в части права федеральной собственности на земельный участок лесного фонда.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
11.10.2004 принят Закон Нижегородской области N 110-З "Об образовании муниципальных образований в Нижегородской области", в соответствии с которым в границах соответствующих административно-территориальных образований созданы муниципальные образования, в том числе город Выкса Выксунского района.
Законом Нижегородской области от 29.12.2004 N 162-З "Об установлении границ вновь образованных муниципальных образований - городских поселений город Богородск Богородского района, город Выкса Выксунского района, город Кулебаки Кулебакского района, город Павлово Павловского района, город Первомайск Первомайского района, город Чкаловск Чкаловского района" установлены границы вновь образованных муниципальных образований - городских поселений в Нижегородской области, в том числе городского поселения города Выксы Выксунского района. Закон опубликован в газете "Нижегородские новости", N 6 (3178) от 15.01.2005.
В приложениях 3 и 4 к Закону Нижегородской области от 29.12.2004 N 162-З "Об установлении границ вновь образованных муниципальных образований - городских поселений город Богородск Богородского района, город Выкса Выксунского района, город Кулебаки Кулебакского района, город Павлово Павловского района, город Первомайск Первомайского района, город Чкаловск Чкаловского района" приведена схематическая карта с описанием границ вновь образованного муниципального образования - городского поселения город Выска Выксунского района.
В соответствии со статьями 8,11,14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" перевод земель лесного фонда и земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется в связи с установлением или изменением черты поселений. Земельные участки, расположенные в черте поселений, подлежат отнесению к землям поселений (пункт 5 статьи 14 Закона). Закон вступил в действие 05.01.2005.
В силу статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" установление границ населенных пунктов является переводом земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В силу статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является:
1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;
2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Федерального законы органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 марта 2005 года устанавливают в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.
Частью 3 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в случае, если город (поселок), который должен быть наделен статусом городского поселения, не имеет утвержденного в установленном порядке генерального плана либо его сложившаяся территория выходит за пределы городской черты, а также если между городом (поселком) и другими муниципальными образованиями имеются не разрешенные в судебном порядке споры по территориям, состав территорий и границы соответствующего городского поселения утверждаются: на основании исторически сложившейся территории города (поселка), а также в соответствии с границами земельных участков, выделенных для городской застройки, и территорий, предназначенных для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры города (поселка); в соответствии с границами территорий и земельных участков, которые определены правовыми актами, устанавливающими принадлежность оспариваемых территорий и земельных участков к территории города (поселка).
Содержание приложений 3 и 4 к Закону Нижегородской области от 29.12.2004 N 162-З "Об установлении границ вновь образованных муниципальных образований - городских поселений город Богородск Богородского района, город Выкса Выксунского района, город Кулебаки Кулебакского района, город Павлово Павловского района, город Первомайск Первомайского района, город Чкаловск Чкаловского района" опровергает утверждение Департамента о том, что администрация Выксунского муниципального района распорядилась земельным участком, являющимся частью квартала 135 Ризадеевского участка Выксунского лесхоза, находящегося в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 135-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов. При этом отсутствие государственной регистрации права собственности на такие земельные участки не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Таким образом, администрация Выксунского муниципального района Нижегородской области правомочно распорядилась земельным участком площадью 50790 кв.м., расположенным по адресу: Нижегородская область, г. Выкса, Проммикрорайон N 14 ОАО "ВМЗ", участок "Площадка Северная", в районе станции Трубная, участок N 2, кадастровый номер 52:52:0000000:38.
Представленные в материалах дела документы свидетельствуют, что администрацией Выксунского муниципального района Нижегородской области соблюдена процедура согласования места размещения объекта - открытого склада листа и труб на станции "Трубная", предусмотренная положениями статей 30-31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий, необходимой для признания ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным, является в силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции считает, что предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущенного права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Департамента признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства. Доводам заявителя судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и они отклонены. Оснований для признания их обоснованными не усматривает и суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.01.2009 по делу N А43-12810/2008-43-265 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
В.Н. Урлеков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-12810/2008-43-265
Истец: Департамент лесного комплекса Нижегородской области
Ответчик: Администрация Выксунского района Нижегородской области
Заинтересованное лицо: Управление Роснедвижимости по НО
Третье лицо: ОАО "Выксунский металлургический завод" г.Выкса, ЗАО "Управление механизированных работ N10"
Хронология рассмотрения дела:
30.03.2009 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3561/08