г. Пермь
10 июня 2008 г. |
Дело N А60-33844/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.06.2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10.06.2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Мещеряковой Т. И.
судей Риб Л.Х.
Савельевой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калмаковой Т.А.
при участии:
от заявителя Администрации г. Каменска-Уральского: Дегтярева О.В.(удостоверение N 23, доверенность от 23.05.2008г. N 1566)
от ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области: Головизина О.Е. (паспорт серия 6502 N 487658, доверенность от 18.04.2008г. N 05-28/185), Абсатарова Е.Р. (паспорт серия 3702 N 406872, доверенность от 18.04.2008г. N 05-28/183)
от третьих лиц: Министерства финансов по Свердловской области: не явились,
от Финансового управления в муниципальном образовании г. Каменск-Уральский: Сенникова Н.В. (удостоверение N 135, доверенность от 06.06.2008г. N 01-28/310)
рассмотрел в заседании суда апелляционную жалобу ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 03 апреля 2008 года по делу N А60-33844/2007,
принятое судьей М.Л. Сергеевой,
по заявлению Администрации города Каменска-Уральского
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области,
третьи лица:
Министерство финансов по Свердловской области,
Финансовое управление в муниципальном образовании г. Каменск-Уральский,
о признании незаконным ненормативного акта государственного органа,
установил:
Администрация города Каменска-Уральского (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований) о признании незаконным приказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (далее - управление) N 01-01/85 от 20.02.2007 в части подпункта N 12 Приложения N 1. Кроме того, Администрация просила признать незаконными действия Управления по уточнению вида и принадлежности поступлений от штрафов, налагаемых в результате решений должностных лиц Управления в г. Каменске-Уральском и Каменском районе, в бюджет г. Екатеринбурга и обязать Управление уточнить вид и принадлежность поступлений от штрафов, наложенных в результате решений должностных лиц Управления в г. Каменске-Уральском и Каменском районе и перечисленных в бюджет г. Екатеринбурга, в сумме 1 136 128 руб. 70 коп.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 03.04.2008г. (резолютивная часть решения объявлена 27.03.2008г.) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
В обоснование жалобы управление указывает на то, что поскольку управление, с местом нахождения в г. Екатеринбурге, является администратором по денежным поступлениям за административные правонарушения в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия человека и законодательства в сфере защиты прав потребителей, штрафы в соответствии со ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации должны зачисляться в бюджет города Екатеринбурга. Должностное лицо управления в г. Каменске - Уральском администратором денежных поступлений не является, оснований для зачисления наложенных им штрафов в бюджет города Каменска - Уральского не имеется.
В судебном заседании представители управления доводы жалобы поддержали, считают, что оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось.
Администрация с жалобой управления не согласна по основаниям, указанным в письменном отзыве, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривает, ссылаясь на правомерность зачисления наложенных должностным лицом управления в г. Каменске - Уральском штрафов в бюджет г. Каменска - Уральского.
Представитель администрации в судебном заседании позицию администрации, изложенную в письменном отзыве поддержал считает, что оставление решения суда первой инстанции в силе приведет к соблюдению принципа равенства бюджетов и позволит восстановить нарушенные управлением экономические интересы муниципального образования г. Каменск-Уральского.
Министерство финансов по Свердловской области, Финансовое управление в муниципальном образовании г. Каменск-Уральский, привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, письменные отзывы на жалобу не представили.
Министерство финансов по Свердловской области надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направило.
Представитель Финансового управления в муниципальном образовании г. Каменск-Уральский полностью поддержал позицию администрации просит решение суда первой инстанции оставить в силе.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность решения в порядке ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 20.02.2007г. Управлением издан приказ N 01-01/85 "О перечислении штрафов", в соответствии с п.12 Приложения N 1 к которому (л.д.37-39) административные штрафы, налагаемые территориальным отделом управления в городе Каменске-Уральском и Каменском районе, направляются в местный бюджет г. Екатеринбурга. Во исполнение данного приказа в период с 20.11.2007г. Управлением уточнялись суммы поступлений по виду и принадлежности поступлений, что привело к снятию из бюджета города Каменска-Уральского в бюджет г. Екатеринбурга денежных сумм в общем размере 1136128 руб. 70 коп.
Администрация, посчитав, что вышеуказанный приказ и действия Управления по его исполнению являются незаконными, нарушают права и законные интересы жителей г. Каменска-Уральского Свердловской области, имеют экономические последствия для муниципального образования обратилась в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что перечисление денежных средств, взысканных по постановлениям о назначении административных наказаний, вынесенных должностным лицом территориального отдела Управления в г. Каменске-Уральском и Каменском районе в бюджет г. Каменска-Уральского Свердловской области соответствовало требованиям действующего законодательства, в связи с чем правовых оснований для издания оспариваемого приказа у Управления не имелось.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными на основании следующего.
Согласно статье 49 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 3 статьи 52 указанного Закона формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст.14 Бюджетного кодекса Российской Федерации каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.
К неналоговым доходам городского бюджета, в частности, относятся согласно статье 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) средства, полученные в результате применения мер административной ответственности, в том числе штрафы.
В соответствии со статьей 46 БК РФ штрафы подлежат зачислению в бюджеты городских округов по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и другими законодательными актами Российской Федерации.
Тем самым Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает альтернативу зачисления штрафов по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа.
Судом первой инстанции установлены, материалами дела подтверждаются и сторонами не оспариваются те обстоятельства, что поступления от штрафов, налагаемых должностными лицами территориального отдела Управления в городе Каменске-Уральском и Каменском районе, были запланированы в доходной части бюджета города Каменска-Уральского на 2007 год, поступили в бюджет. Изменение вида и принадлежности поступлений вызвало снятие денежных средств из бюджета, что привело к значительному уменьшению доходов местного бюджета, сократило возможности муниципалитета по решению вопросов местного значения, тем самым нарушив экономические интересы г. Каменска-Уральского.
При этом суд первой инстанции, указав, что поскольку главный государственный санитарный врач по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району, начальник территориального отдела Управления в городе Каменске-Уральском и Каменском районе принимал постановления о наложении штрафов в отношении лиц, совершивших административные правонарушения на территории города Каменска-Уральского и Каменского района Свердловской области в соответствии с нормами КоАП РФ, пришел к обоснованному выводу о том, что суммы штрафов в порядке ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации должны поступать в бюджет города Каменска-Уральского, в связи с чем правомерно посчитал приказ в оспариваемой части незаконным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорные штрафы должны зачисляться в бюджет города Екатеринбурга, поскольку управление является администратором поступлений в бюджет, судом апелляционной инстанции отклоняются на основании следующего.
В соответствии с Федеральным законом от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" и приложением N 11.1 к Федеральному закону от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации.
Согласно Приказу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 января 2007 г. N 10 "Об администрировании доходов в системе Роспотребнадзора"(л.д.43-45) Управление наделено полномочиями администратора поступлений доходов в бюджеты Российской Федерации по коду главы администратора 141.
То обстоятельство, что управление является администратором поступлений штрафов в бюджет, установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, однако данное обстоятельство не свидетельствует о том, что штрафы, налагаемые должностным лицом территориального отдела Управления в городе Каменске-Уральском и Каменском районе в обязательном порядке должны поступать в бюджет города Екатеринбурга.
Как указано выше, в соответствии со статьей 46 БК РФ штрафы подлежат зачислению в бюджеты городских округов по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и другими законодательными актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Вместе с тем имеется исключение в определении места нахождения организации - место нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Согласно п. 9 Положения о территориальном управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.01.2005г. N 60 территорией деятельности территориального отдела Управления в городе Каменске-Уральском и Каменском районе является г. Каменск-Уральский и Каменский район Свердловской области.
Пунктом 8.4. вышеуказанного Положения предусмотрено, что территориальный отдел территориального управления возглавляет начальник, который является заместителем главного государственного врача по Свердловской области по соответствующим городам и районам, уполномоченный в соответствии с нормами КоАП РФ привлекать лиц к административной ответственности.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что местом нахождения должностного лица, возглавляющего территориальный отдел управления по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району, является г. Каменск-Уральский, в связи с чем штрафы, взысканные по вынесенным им постановлениям должны быть зачислены в бюджет г. Каменска- Уральского.
При этом, возможность зачисления штрафов по месту нахождения должностного лица, исходя из вышеуказанных норм, разъяснений Министерства финансов Российской Федерации, Министерства финансов Свердловской области не является нарушением законодательства Российской Федерации, а позволяет соблюсти принцип равенства бюджетов, реализовать равные возможности муниципалитетов по решению вопросов местного значения.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает то обстоятельство, что муниципальным образованием на 2007 г. с учетом письма территориального отдела управления от 24.08.2006г. N 13/01 53-1610 (л.д.24) планировались поступления в доходную часть бюджет города по коду 141 1 16 28000 01 000 140 от штрафов за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека и законодательства в сфере защиты прав потребителей. В период с января по ноябрь 2007 г. плановые показатели были исполнены.
В соответствии с ч. 2 ст. 198 АПК РФ прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
Поскольку судом первой инстанции установлено несоответствие оспариваемого приказа и действий по его исполнению требованиям действующего законодательства, а так же нарушение им прав и законных интересов Администрации, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Иного суду апелляционной инстанции управлением в нарушение ст. 65, 200 АПК РФ не доказано.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со ст.110 АПК РФ с управления подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1 000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 03 апреля 2008 года по делу N А60-33844/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области - без удовлетворения.
Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 (одна тысяча) руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на Интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru
Председательствующий: |
Т.И. Мещерякова |
Судьи |
Н.М. Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-33844/2007-С5
Истец: Администрация г. Каменска-Уральского
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области
Третье лицо: Финансовое управление в муниципальном образовании г. Каменск-Уральский, Министерство финансов Свердловской области
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3421/08