г. Томск |
Дело N 07АП-1350/09 |
05 марта 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2009 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей Музыкантовой М.Х. , Усаниной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Усаниной Н.А.
при участии: Красиковой А.В., доверенность от 22.11.2006 г.; Федякшина В.А., доверенность от 05.02.2008 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 11.01.2009г.
по делу N А27-13990/2008-5 (судья Смычкова Ж.Г.)
по заявлению открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь"
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кемеровской области
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 08.10.2008г. N 32-08/129 о привлечении к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кемеровской области о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 08.10.2008г. N 32-08/129 о назначении административного наказания по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Решением арбитражного суда Кемеровской области от 11.01.2009г. в удовлетворении заявленных ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, требования общества удовлетворить по следующим основаниям:
- суд неправильно истолковал нормы материального права: в соответствии с Положением N 258-П, единственным документом, подтверждающим вывоз товаров с таможенной территории РФ, является полная периодическая таможенная декларация; факт нарушения срока представления подтверждающих документов отсутствует; суд необоснованно не применил нормы ст. 1.7. КоАП РФ и соответствующего Указания ЦБ РФ, на которые заявитель неоднократно ссылался.
В судебном заседании апелляционной инстанции, представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.
Представитель Управления возражал против жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции находит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 11.01.2009 года подлежащим отмене по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что Кемеровской таможней Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы проведена плановая проверка соблюдения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования по экспортным сделкам ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь".
По результатам проверки составлен акт от 22.09.2008 N 10608000/220908/0000129. Административным органом выявлено нарушение установленного Положением Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П) срока представления в уполномоченный банк документов, подтверждающих факт вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации.
Выявленные нарушения зафиксированы в протоколе об административном правонарушении.
В соответствии с ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" валютными операциями считаются операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте, ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей, осуществление международных денежных переводов, расчеты между резидентами и нерезидентами Российской Федерации в валюте Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 2 статьи 24 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"; вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым им валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
В части 4 статьи 5 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" указано, что Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ порядок представления уполномоченным банкам резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
Порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, утвержден Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" и Положением Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П).
Единые формы учета и отчетности по валютным операциям установлены Указанием ЦБ РФ N 1950-У, в качестве отчетного документа Центральным банком РФ определена справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения ЦБ РФ N 258-П, составляемая в соответствии с приложением 1 к указанному Положению.
Согласно пункту 2.1 Положения N 258-П резидент в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением представляет в банк, в котором резидентом оформлен или переоформлен паспорт сделки по контракту, документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы). Пункт 2.2 Положения предписывает резидентам представлять подтверждающие документы в уполномоченный банк одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах.
Как установлено административным органом и не оспаривается заявителем, на основании временных таможенных деклараций ГТД (ВПД) 10608010/281207/0003714, 10608070/271207/0008291 товар был вывезен за пределы таможенной территории 30.01.2008; справки о подтверждающих документах представлены в уполномоченный банк 22.04.2008, , то есть с нарушением установленного пунктом 2.4 Положения N 258-П срока.
При этом указанное Положение в прежней редакции, действовавшей на момент возникновения обязанности по представлению указанной справки, не содержало перечня подтверждающих документов, обязательных для представления в уполномоченный банк, следовательно, выводы суда первой инстанции об исчислении срока представления данной справки с моменты вывоза товара, указанного во временной таможенной декларации, основаны на правильном толковании действующих в спорный период норм права.
Вместе с тем, Указанием от 26.09.2008г. N 2080-У Центральный банк Российской Федерации внес изменения в Положение N 258-П, установив иной порядок представления справки и подтверждающих документов в уполномоченный банк (зарегистрировано в Минюсте РФ 08.10.2008).
Как указано в новой редакции пункта 2.1 Положения, в случае наличия установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, путем подачи таможенной декларации резидент в качестве подтверждающих документов представляет в банк ПС таможенные декларации, за исключением временных таможенных деклараций.
Перевозочными документами может быть подтвержден вывоз товаров только в случае отсутствия установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров.
Изменены также сроки представления подтверждающих документов и справок.
Согласно пункту 2.4 Положения (в новой редакции) в случае наличия установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров указанные в пункте 2.2 Положения справки и подтверждающие документы представляются в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D").
Таким образом, Центральным банком РФ установлен обязательный перечень документов, необходимых для представления в уполномоченный банк, и сроки их представления. В случае обязательного требования о декларировании товаров таким документом является исключительно грузовая таможенная декларация, за исключением временной декларации. Перевозочными документами в данном случае факт вывоза товаров также подтвержден быть не может при отсутствии грузовой таможенной декларации.
Как подтверждается материалами дела, полные грузовые таможенные декларации были оформлены Обществом 09.04.2008г. и 11.04.2008г.; справка о подтверждающих документах представлены в уполномоченный банк 22.04.2008г., в связи с чем, с учетом действующей на момент рассмотрения дела в суде редакции Положения N 258-П срок представления учетных документов Обществом не нарушен.
Кроме того, письмом ЗАО "Райффайзенбанк" (банка паспорта сделки), подтверждается не выявление банком нарушения сроков представления форм учета и отчетности по паспорту сделки N 07120001/3292/0004/1/0 в течение 2008 г.
Согласно части 1 статьи 1.7 КоАП РФ издание акта, отменяющего административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающего положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Так как внесенные в нормативный правовой акт (Положение N 258-П) изменения улучшили положение Общества, публичная обязанность, за нарушение которой Общество было привлечено к административной ответственности, изменена, в действиях ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" отсутствует объективная сторона состава административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований заявителя, признании незаконным и отмене оспариваемого постановления Управления.
В силу ч. 4 ст. 208 АПК РФ вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не разрешается.
Руководствуясь ст. 110, п.2 ст. 269, п.3 ч.1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Кемеровской области от 11.01.2009 года по делу N А27-13990/2008-5 отменить.
Требования ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Кемеровской области о назначении административного наказания от 08.10.2008 г. N 32-08/129.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий: |
В.А. Журавлева |
Судьи |
М.Х. Музыкантова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-13990/2008-5
Истец: ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь"
Ответчик: Территориальне управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кемеровской области