Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 15 ноября 2004 г. N КА-А40/10245-04
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Фаргойл" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Министерству Российской Федерации по налогам и сборам (далее - МНС России) о признании незаконным ее решения от 19.02.04 N 30-3-03/@, которым отменены решения Управления МНС России по Республике Мордовия от 20.08.03 N 18, от 19.09.03 N 19, от 20.10.03 N 21 о возмещении Обществу из федерального бюджета налога на добавленную стоимость в общей сумме 5 026 409 674 руб. за апрель-июнь 2003 года в связи с экспортными поставками нефти и нефтепродуктов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Управление МНС России по Республике Мордовия и Межрегиональная инспекция МНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - Инспекция).
Решением суда от 26.05.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции того же суда от 03.08.2004, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу о том, что оспоренное Обществом решение МНС России принято в пределах его полномочий и не нарушает права и законные интересы ООО "Фаргойл".
Законность и обоснованность судебных актов проверяется в порядке ст. 284 АПК РФ в связи с кассационной жалобой Общества, в которой ставиться вопрос об их отмене и принятии решения об удовлетворении заявленных требований со ссылкой на неправильное применение судом норм материального права. Заявитель полагает, что вывод суда о несоответствии решений Управления МНС России по Республике Мордовия требованиям закона не основан на материалах дела, а принятое МНС России решение искусственно продлевает срок проверки обоснованности применения заявителем налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по представленным налоговым декларациям и нарушает права и интересы Общества.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция возражает против ее удовлетворения, считая обжалованные судебные акты соответствующими действующему законодательству и имеющимся в деле доказательствам. Заявлено ходатайство о приобщении отзыва к материалам дела.
Суд, с учетом мнения представителей сторон, не возражавших против заявленного ходатайства, совещаясь на месте, определил: приобщить отзыв на кассационную жалобу к материалам дела.
В судебном заседании представитель Общества поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель МНС России и Инспекции возражал против этих доводов по мотивам, изложенным в судебных актах и представленном отзыве.
Управление МНС России по Республике Мордовия извещено в установленном законом порядке о месте и времени разбирательства по жалобе, в суд своего представителя не направило.
Суд, с учетом мнения представителей сторон, не возражавших против рассмотрения дела в отсутствие не явившегося представителя Управления МНС России по Республике Мордовия, руководствуясь ч. 3 ст. 284, ст. 123, ч. 5 ст. 184, ст. 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, совещаясь на месте, определил: рассмотреть дело при данной явке.
Обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения явившихся представителей сторон, изучив материалы дела и проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением МНС России от 19.02.2004 N 30-3-03/39@ отменены решения Управления МНС России по Республике Мордовия от 20.08.03 N 18, от 19.09.03 N 19, от 20.10.03 N 21 о возмещении Обществу из федерального бюджета налога на добавленную стоимость в общей сумме 5 026 409 674 руб. за апрель-июнь 2003 года в связи с экспортными поставками нефти и нефтепродуктов. В обоснование принятого решения МНС России ссылается на положения Временного регламента проверки обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов, утвержденного Приказом МНС России от 24.06.03 N БГ-4-06/16ДСП, указывает на неполноту проведенных контрольных мероприятий в отношении налогоплательщика. Данным решением проведение проверки правильности применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов и примененных налоговых вычетов поручено МИ МНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1, на налоговом учете которой с 5 августа 2003 года состоит ООО "Фаргойл".
Считая решение МНС России незаконным, Общество оспорило его в судебном порядке.
При рассмотрении спора суд пришел к правильному выводу о том, что оспоренное решение принято в пределах предоставленных МНС России полномочий и не нарушает права и законные интересы заявителя. При этом суд обоснованно сослался на ст. 9 Закона РФ от 21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", п.п. 26 п. 8 Постановления Правительства России от 16.10.2000 N 783 "Об утверждении Положения о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам", п. 2 ст. 4 НК РФ, п.п. 3.1, 3.3.2 Временного регламента проверки обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов, утвержденного Приказом МНС России от 24.06.03 N БГ-4-06/16 ДСП (Временный регламент...).
Временный регламент... устанавливает единые принципы и правила проведения проверок налогоплательщиков налоговыми органами по обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС в связи с экспортными поставками, регулирует порядок оформления результатов налоговых проверок налоговыми органами по вышеназванным вопросам, относится к ведомственному акту, издаваемому МНС России, и в силу п. 2 ст. 4 Налогового кодекса Российской Федерации является обязательным для исполнения нижестоящими налоговыми органами.
Давая оценку оспоренному решению, суд обоснованно указал на то, что положения Временного регламента... Инспекцией МНС России по Ленинскому району г. Саранска и Управлением МНС России по Республике Мордовия не были соблюдены, поскольку из содержания принятых этими подразделениями решений невозможно установить представление налогоплательщиком полного пакета документов в порядке ст. 165 НК РФ, соответствие представленных документов требованиям ст.ст. 165, 171-172 НК РФ. В связи с чем суд правомерно исходил из невозможности проверить законность и обоснованность выводов налогового органа, изложенных в отмененных МНС России решениях, относительно обоснованности применения заявителем налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС за апрель-июнь 2003 года по экспортным поставкам, что и послужило основанием для отмены МНС России вышеназванных решений.
Ссылка в кассационной жалобе на неправильное применение судом положений ст. 101 НК РФ отклоняется.
Суд дал оценку отмененным решениям с позиции документального обоснования выводов налогового органа, изложенных в решениях о возмещении НДС. В связи с отсутствием в решениях Управления МНС России по Республике Мордовия ссылок на документы, представленные налогоплательщиком в подтверждение спорных фактов, суд обоснованно указал на несоответствие этих решений требованиям статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, положениями которой определены общие подходы и требования, предъявляемые к принимаемым налоговым органом решениям, в том числе о возмещении НДС в порядке ст. 176 НК РФ.
Не нарушены принятым МНС России решением права и законные Интересы Общества.
Выявив недостаточность проведенных налоговым органом мероприятий по проверке обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС в рамках предъявляемых Временным регламентом... требований, МНС России отменило необоснованно принятые нижестоящим налоговым органом решения о возмещении из бюджета НДС за указанные периоды по экспортным поставкам.
Общество не лишено права обратиться в суд с заявлением об обязании налогового органа возместить из бюджета НДС, а также процентов в связи с несвоевременным возвратом налога.
Законом не запрещено проведение повторных камеральных проверок.
Ссылка Общества на наличие у него права на применение налоговой ставки 0 процентов и возмещение НДС за апрель-июнь 2003 года, документальное его обоснование, представление в налоговый орган полного пакета документов в соответствии со ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации и неисследование судом обстоятельств, связанных с соблюдением налогоплательщиком требований ст.ст. 165, 171, 172 названного Кодекса, не свидетельствует о судебной ошибке по настоящему делу, поскольку установление и проверка судом вышеназванных обстоятельств выходит за рамки заявленных требований по настоящему делу.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалованных судебных актов не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 26.05.2004 и постановление апелляционной инстанции от 03.08.2004 по делу N А40-10756/04-114-84 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО "Фаргойл" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 15 ноября 2004 г. N КА-А40/10245-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании