г. Ессентуки |
Дело N А63-11886/07-С3-18 |
|
Рег. N 16АП-1065/08(1) |
07 июля 2008 года объявлена резолютивная часть постановления.
14 июля 2008 года постановление изготовлено в полном объеме.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий Цигельников И.А,
судьи: Луговая Ю.Б, Мельников И.М,
при ведении протокола судебного заседания судьей Цигельниковым И.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.04.2008 года по делу N А63-11886/07-С3-18 (судья Чурилов А.П.),
при участии:
от Министерства финансов РФ в лице представителя в Ставропольском крае Управление Федерального Казначейства по Ставропольскому краю - не явились;
от Министерство финансов Ставропольского края - не явились;
от ООО "Ставропольрегионгаз" - Козлова В.С. доверенность от 09.01.2008 N 01-0059;
от Финансовое управление Администрации Грачевского муниципального района с. Грачевка - не явились;
от Администрации Грачевского муниципального района Ставропольского края - не явились;
от Министерства финансов РФ, г. Москва - не явились;
от МОУ СОШ N 1 - не явились,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Ставропольрегионгаз" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к МОУ СОШ N 1 (далее - школа), Министерству финансов РФ (далее - Минфин РФ), Министерству финансов Ставропольского края (далее - Минфин по СК), Администрации Грачевского муниципального района Ставропольского (далее - Администрация) края о взыскании 105690 руб. убытков связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате природного газа на отопление в 2006 году членам семьи совместно проживающих с педагогическими работниками МОУ СОШ N 1 в соответствии с Законом РСФСР "Об образовании".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Финансовое управление Администрации Грачевского муниципального района.
Заявлением от 28.03.2008 общество, в порядке ст. 49 АПК РФ уточнило свои требования и просило взыскать 150145 руб. убытков, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате природного газа на отопление в 2006 году, членам семьи совместно проживающих с педагогическими работниками МОУ СОШ N 1, в соответствии с Законом РСФСР "Об образовании".
Решением от 17.04.2008 суд взыскал с Минфина РФ за счёт казны Российской Федерации в пользу ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" 127242 руб. 24 коп. убытков. В остальной части требований отказал. В удовлетворении требований к Минфин по СК, Администрации, школе отказал.
Не согласившись с решением, Минфин РФ направило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своих требований в апелляционной жалобе Минфин по РФ указало, что общество предоставляло льготы гражданам в соответствии с договором, договор принят на основании решения представительного органа местного самоуправления, которым муниципальное образование за счет средств местного бюджета приняло на себя расходные обязательства, таким образом, по мнению Минфина по РФ основания для взыскания за счёт средств казны Российской Федерации расходов общества являются неправомерными.
В отзыве администрация апелляционную жалобу не признала, просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. От администрации поступило ходатайство, с просьбой рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей
В отзыве общество апелляционную жалобу не признало, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы Минфин по РФ, Минфин по СК, Финансовое управление Администрации Грачевского муниципального района, школа не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание. Суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, на основании ст. 156 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями 567009903 100790 4294967294 3764582560 40394781 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации#S, провери
Как видно из материалов дела, между обществом и школой был заключён договор N 49/06-6/15-1-0332/06 от 10.01.2006 о предоставлении мер социальной поддержки по оплате природного газа отдельным категориям граждан в соответствии с решением Совета Грачёвского муниципального района Ставропольского края N 59-1 от 16.08.2005 "Об утверждении Положений "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности Грачёвского муниципального района Ставропольского края" (т.д. 1 л.д.10,11).
В соответствии с условиями договора, общество обязалось ежемесячно по мере получения от школы сводного реестра на предоставление мер социальной поддержки по оплате природного газа отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности выписывать счёт и снижать задолженность по оплате потребленного природного газа.
Школа, обязалась предоставлять обществу список лиц, которым предоставлены предусмотренные законодательством льготы и по мере поступления средств из Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на реализацию вышеуказанных законов, производить возмещение обществу фактически понесённых затрат путём перечисления денежных средств на бюджетный счёт общества, на основании счетов-фактур и актов сверок.
Общество в период с января по декабрь 2006 года, на основании списков предоставило льготы по оплате за пользование природным газом работникам школы и членам их семей, в соответствии с Федеральным Законом от 10.07.1992 "Об образовании" N3266-1 на сумму 150145,85 руб, что подтверждается ежемесячными счетами-фактурами, предъявляемыми к оплате школе.
Школа, принятые по договору обязательства надлежащим образом не выполнила, в результате чего за 2006 год школой не был произведено финансирование общества за предоставленные льготы по оплате газа на сумму 150145,85 руб.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Как усматривается из материалов дела, договор N 49/06-6/15-1-0332/06 от 10.01.2006 заключён в соответствии с решением Совета Грачёвского муниципального района Ставропольского края N 59-1 от 16.08.2005 "Об утверждении Положений "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности Грачёвского муниципального района Ставропольского края, которое в свою очередь было принято на основании ст. 4 Закона Ставропольского края от 01.08.2005 N 42-кз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности" (далее - Закон N 42-кз).
Статьёй 4 Закона N 42-кз, установлено, что органы местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края вправе устанавливать меры социальной поддержки работников муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий, работающих и проживающих в сельской местности.
Согласно статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации компенсация (финансирование) дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов, осуществляется исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней, относится к расходам, финансируемым из федерального бюджета (статья 86 Кодекса).
Статьей 26.3.1. Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ), установлено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения по решению вопросов, не указанных в пункте 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.
Статья 7 Закона N 42-кз устанавливает, что финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки гражданам, указанным в статье 3 настоящего Закона, за исключением педагогических работников государственных образовательных учреждений, производится за счет средств бюджета Ставропольского края.
Финансирование расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам государственных образовательных учреждений мер социальной поддержки, осуществляется за счет и в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели.
До выделения средств из федерального бюджета на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, финансирование указанных расходов осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на соответствующий финансовый год.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.
Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Общество предоставляло льготы гражданам в соответствии с договором N 49/06-6/15-1-0332/06 от 10.01.2006, который в свою очередь, заключён на основании Решения Совета Грачевского муниципального района Ставропольского края от 16 августа 2005 года N 59-1 "Об утверждении Положения "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности Грачевского муниципального района Ставропольского края", которое предусматривает финансирование установленных им мер социальной поддержки граждан за счет средств местного бюджета.
Таким образом, муниципальное образование в лице администрации в пределах своих полномочий установила дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, общество заключило договор на основании решения администрации. Решение было принято на основании ст. 4 Закона N 42-кз, в соответствии с которым принятие такого решения является правом муниципального образования в лице соответствующего органа местного самоуправления, при наличии возможностей бюджета этого муниципального образования, при этом Российская Федерация в лице Минфин РФ не несёт обязанности финансирования по данной статье расходов.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для взыскания спорной суммы с Минфин РФ.
Однако, отсутствие оснований для взыскания спорной суммы с Минфин РФ, не лишает общества права обратиться с самостоятельным иском к надлежащему ответчику.
С учётом того, что апелляционная жалоба удовлетворена, с общества надлежит взыскать 1000 госпошлины в пользу Минфин РФ.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.04.2008 года по делу N А63-11886/07-С3-18, отменить. В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с ООО "Ставропольрегионгаз" в пользу Министерства финансов РФ 1000 руб. госпошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Ставропольского края.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Ю.Б. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-11886/07-С3-18
Истец: ООО "Ставропольрегионгаз"
Ответчик: МОУ СОШ N1, Министерство финансов Ставропольского края , Министерство финансов РФ в лице представителя в Ставропольском крае Управление Федерального Казначейства по Ставропольскому краю , Администрация Грачевского муниципального района Ставропольского края.
Третье лицо: Финансовое управление Администрации Грачевского муниципального района с. Грачевка, Министерство финансов РФ