г. Чита |
Дело N А19-2629/08-36 |
"23" октября 2008 г.
04АП-2894/2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2008 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Г. Г. Ячменёва, Е. В. Желтоухова,
при ведении протокола судебного заседания судьей Д. Н. Рыловым,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в г. Тайшете и Тайшетском районе Иркутской области на не вступившее в законную силу Решение арбитражного суда Иркутской области от 31 июля 2008 года по делу N А19-2629/08-36 по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в г. Тайшете и Тайшетском районе Иркутской области к Финансовому управлению Администрации Тайшетского района Иркутской области о признании незаконными действий.
(суд первой инстанции, судья Самойлова О. И.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился;
от заинтересованного лица: не явился.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в г. Тайшете и Тайшетском районе Иркутской области (далее Пенсионный фонд) обратилось в суд с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Финансовому управлению Администрации Тайшетского района Иркутской области (далее Финансовое управление) о признании незаконными действий по отказу в исполнении 35 постановлений о взыскании задолженности по пени в отношении бюджетных организаций, сумма задолженности по которым не превышает 50000 руб., указанным в письме от 25.12.2007 г. N 756 и обязании принять на исполнение вышеуказанные постановления.
Решением суда первой инстанции от 31 июля 2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению заявителя жалобы, положения главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации не ограничивают возможность взыскания денежных средств с бюджетополучателей исключительно исполнением судебных актов. В тех случаях, когда федеральный закон устанавливает внесудебный порядок взыскания денежных средств с организаций, органами Федерального казначейства должны приниматься к исполнению и исполняться иные исполнительные документы.
Заинтересованное лицо отзыв на апелляционную жалобу в суд не направил.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель и заинтересованное лицо своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, органом Пенсионного фонда вынесены 35 постановлений о взыскании с бюджетных учреждений недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые были направлены в Финансовое управление для исполнения.
Письмом руководителя Финансового управления N 756 от 25.12.2008 г. указанные постановления возвращены без исполнения со ссылкой на то, что взыскания на средства бюджетной системы Российской Федерации производятся в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, в статье 242.1 которого приведен исчерпывающий перечень исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ), к которому должны быть приложены надлежаще заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным указанного отказа.
Пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (в редакции Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ) предусмотрено, что взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Закона.
Согласно статье 25.1 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
В силу пункта 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Согласно пункту 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является непредставление какого-либо документа (заверенная судом копия судебного акта).
Как установлено материалами дела, Пенсионным фондом были направлены в органы Федерального казначейства для исполнения 35 постановлений, но были возвращено без исполнения.
Приказом Федерального казначейства от 22.02.2006 N 3 в соответствии со статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации утвержден Порядок ведения учета и осуществления хранения документов органами федерального казначейства по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений. Порядок определяет действия органов Федерального казначейства при исполнении только исполнительных листов и судебных приказов. Порядок иных исполнительных документов не установлен, распространить такой порядок на исполнение иных исполнительных документов невозможно, так как состав форм и порядок учета (учет ведется в программном продукте) не позволяет вносить сведения и контролировать иные исполнительные документы.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.
Следовательно, отказ Финансового управления в принятии постановлений Пенсионного фонда о взыскании задолженности по пени в отношении бюджетных организаций, начисленных за нарушение срока уплаты страховых взносов со страхователя, соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствует установленным по делу обстоятельствам, получившим надлежащую оценку суда, в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании всего вышеизложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 июля 2008 года по делу N А19-2629/08-36, арбитражный суд апелляционной инстанции на основании статей 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 июля 2008 года по делу N А19-2629/08-36, оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Г. Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-2629/08
Заявитель: ГУ-УПФ РФ в г. Тайшете и Тайшетском районе Иркутской области
Ответчик: Финансовое управление администрации Тайшетского района
Хронология рассмотрения дела:
23.10.2008 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2894/08