г. Пермь
01 октября 2008 г. |
Дело N А50-6342/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 октября 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Борзенковой И. В.
судей Грибиниченко О.Г., Богдановой Р.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якимовой Е.В.,
при участии:
от заявителя Муниципального предприятия санитарного автотранспорта г. Перми - Краснова Е.И., паспорт 5705 898965, доверенность N 461 от 08.07.2008г., Посохина Н.Г., паспорт 5704 171557, доверенность N 693 от 29.09.2008г.;
от заинтересованного лица Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования РФ - Семенова Н.Г., удостоверение N 733, доверенность N 01-13/05/30120 от 21.08.2008г.;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица
Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования РФ
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 02 июля 2008 года
по делу N А50-6342/2008,
принятое судьей Зверевой Н.И.
по иску Муниципального предприятия санитарного автотранспорта г. Перми
к Государственному учреждению - Пермскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ
о признании недействительным решения в части,
установил:
Муниципальное предприятие санитарного автотранспорта г. Перми (далее МПСАТ) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (далее ГУ ПРО ФСС РФ) N 391 от 03.04.2008г. в части отказа в непринятии к зачету расходов страхователя в сумме 1 484,83 руб.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 02.07.2008г. заявленные требования удовлетворены: признано недействительным решение ГУ ПРО ФСС РФ N 391 от 03.04.2008г. в части непринятия к зачету расходов в счет страховых взносов в сумме 1 484,83 руб. На ГУ ПРО ФСС РФ возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов МПСАТ.
Не согласившись с решением суда, ГУ ПРО ФСС РФ обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, поскольку решение вынесено с нарушением норм материального права. Заявитель жалобы полагает, что поскольку Каменеву Д.А. листок нетрудоспособности серии ВВ N 0743144 выдан в связи с уходом за больным ребенком, то при назначении ему пособия по уходу за ребенком до трех лет следовало руководствоваться абз. 16 п. 30 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденному Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984г. N 13-6, и выплатить указанное пособие за период с 8-го по 14-й календарный день в размере 50 процентов заработка независимо от непрерывного трудового стажа. Работники предприятия Бурдов В.С., Мудриасов А.Н., Чазов А.Л., Шумилов А.Т. имеют право обратиться в территориальные органы Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении трудовой пенсии по инвалидности, которая должна быть назначения и выплачена им с даты установления инвалидности. В соответствии с действующим законодательством датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении МСЭ. Следовательно, выплата пособия по временной нетрудоспособности завершается днем, предшествующим дню установления инвалидности.
В судебном заседании представитель учреждения поддержали доводы апелляционной жалобы.
МПСАТ представлен письменный отзыв на жалобу, согласно которому просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, поскольку судом первой инстанции изучены и проанализированы все документы и нормативно-правовые акты, подлежащие применению в данных спорных отношениях, и принято единственно правильное решение об удовлетворении требований предприятия. Пособие по временной нетрудоспособности Каменеву Д.А. назначено и выплачено верно. Больничные листы по работникам Бурдов В.С., Мудриасов А.Н., Чазов А.Л., Шумилов А.Т. выписаны в соответствии с п. 3.3 "Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан" и полностью подлежат оплате.
Представитель МПСАТ в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ГУ ПРО ФСС РФ по результатам выездной проверки МПСАТ по вопросу расходов на цели государственного социального страхования за период с 01.01.2006г. по 31.12.207г. составлен акт проверки от 29.02.2008г. (л.д. 12-14) и, с учетом возражений общества, вынесено решение от 03.04.2008г. N 391 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователей - плательщиком ЕСН на цели обязательного социального страхования (л.д. 10).
Названным решением обществу отказано в принятии расходов в сумме 5 672,62 руб. и предложено произвести корректировку сумм расходов на цели обязательного социального страхования путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в бухгалтерском учете и расчетной ведомости по средствам Фонда и представления в территориальный орган ФНС России уточненного расчета по авансовым платежам по ЕСН.
На разрешение суда апелляционной инстанции вынесен вопрос правомерности отказа в принятии расходов в сумме 1 484,83 руб.
Основанием для непринятия расходов в сумме 336,82 руб. явились выводы проверяющих о неправомерном израсходовании данной суммы в связи с начислением и уплатой работнику - Каменеву Д.А. пособия по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в возрасте до 3-х лет с нарушением п. 30 положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Положением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984г. N 13-6 (далее Положение).
Удовлетворяя требования общества в данной части, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что пособие по временной нетрудоспособности для указанной категории лиц, ухаживающих за больным ребенком, определяется в размере 100, 80 либо 60% заработка в зависимости от стажа непрерывной работы без уменьшения пособия до 50% заработка в период с 8-го по 14-й календарный день.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения сторон, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.1999 N 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 183 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом.
Поскольку Федеральный закон N 255-ФЗ от 29.12.2006 г. вступил в силу только с 1.01.2007 г., то в периоды, в котором спорное пособие было начислено и включено в расчетную ведомость по средствам Фонда (январь 2006 года), в соответствии со статьей 423 ТК РФ подлежат применению правовые акты, не противоречащие Трудовому кодексу Российской Федерации, а именно Основные условия обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 N 191 (далее - Основные условия).
В соответствии с пунктом 1 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС N 191 от 23.02.1984 г. предусмотрена разработка в соответствии с Основными условиями... Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, подлежащего утверждению ВЦСПС.
Указанное Положение было разработано и утверждено Постановлением Президиума ВЦСПС N 13-6 от 12.11.1984 г.
В пунктах 18 и 30 Положения продублированы нормы пунктов 18 и 25 Основных условий... в части порядка предоставления пособий по временной нетрудоспособности двум категориям лиц, занятых уходом за детьми, с различными условиями их назначения, продолжительностью выплат и размером пособия: 1) матерям, осуществляющим уход за своим больным ребенком на период до 14 календарных дней с уменьшением размера пособия до 50 процентов заработка с 8-го календарного дня; 2) иным лицам, ухаживающим за ребенком до 3-х лет или ребенком-инвалидом, в случае болезни матери на весь период, когда мать не может осуществлять уход за ребенком без уменьшения размера пособия до 50 процентов заработной платы.
В соответствии с абз. 3, 5 п. 18 Положения пособие по уходу за больным ребенком, не достигшим 14 лет, выдается за период, в течение которого ребенок нуждается в уходе, но не более чем за 14 календарных дней.
Пособие работающему лицу, занятому уходом за ребенком в возрасте до 3 лет или ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, выдается в случае болезни матери на период, когда она не может осуществлять уход за ребенком.
Таким образом, нормы указанного Положения разграничивают правила исчисления пособия по временной нетрудоспособности при уходе за больным ребенком в возрасте до 3 лет и старше и при уходе за здоровым ребенком в возрасте до 3 лет.
При этом, исходя из толкования норм Положения, следует, что пособие по временной нетрудоспособности выплачивается работающей матери или иным работающим лицам, осуществляющим уход за больным ребенком до 3-х лет.
При этом данные нормы права не содержат указания на то, что иному лицу, осуществляющему уход за больным ребенком до 3-х лет, выплачивается пособие по временной нетрудоспособности только в случае болезни матери.
Пунктом 30 Положения предусмотрено, что пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет или ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, а также пособие на период санаторного лечения ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет, выдаются по нормам, предусмотренным подпунктами "а" - "в" настоящего пункта, то есть 100, 80 или 60 % заработка.
Таким образом, п. 30 Положения содержит специальную защитную норму для определения пособия по уходу за ребенком до 3-х лет в соответствии с пп. "а" - "в" данного пункта (100, 80 или 60 % заработка). Иных ограничений для определения пособия по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком до 3-х лет не установлено.
Доказательств обратного ГУ ПРО ФСС РФ не представлено
Следовательно, указание фонда на то, что размер пособия за период с 8-го по 14-й календарный день при уходе за больным ребенком в возрасте трех лет должен быть выплачен в размере 50 % заработка неправомерно.
Учитывая, что ребенок посещает детский сад, доказательств того, что мать находится в отпуске по уходу за ребенком не представлено, отцу ребенка - Каменеву Д.А. было правомерно выплачено пособие по временной нетрудоспособности в размере в соответствии с п.п. "а"-"в" п. 30 названного Положения.
Основанием для непринятия расходов в сумме 1 148,01 руб. являлись выводы проверяющих о неправомерном израсходовании данной суммы в связи с оплатой пособия по временной нетрудоспособности по больничным листам Бурдова В.С., Мударисова А.Н., Чазова А.Л., Шумилова А.Т., поскольку в силу п. 10 Положения, п. 3.3 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 19.10.1994г. N 206 и постановлением Фонда социального страхования РФ от 19.10.1994г. N 21 (далее Инструкция), и пунктов 12, 19 Положения о признании лица инвалидом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.08.1996г. N 965 (далее - Положение N 965), пособие по временной нетрудоспособности должно выплачиваться до дня поступления документов в учреждение СМЭ вне зависимости от даты освидетельствования гражданина.
Удовлетворяя требования МПСАТ в данной части, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предприятие правомерно выплатило пособие по временной нетрудоспособности до дня установления инвалидности врачебно-трудовой экспертной комиссией, а у Фонда отсутствовали основания, предусмотренные пп.3 п.1 ст. 11 Закона N 165-ФЗ, для отказа в зачете 1 148,01 руб.
Пунктом 10 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984г. N 13-6, установлено, что пособие по временной нетрудоспособности выдается с первого дня утраты трудоспособности и до ее восстановления или до установления врачебно-трудовой экспертной комиссией инвалидности, даже если в это время рабочий или служащий был уволен.
Согласно п. 3.3 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной Приказом Минздравмедпрома N 206 и Постановлением ФСС РФ N 21 от 19.10.1994г., при установлении группы инвалидности срок временной нетрудоспособности завершается датой регистрации направления на МСЭ медико-социальной экспертной комиссией.
Между тем, в соответствии с п. 19 Положения о признании лица инвалидом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996г. N 965 и п.11 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.02.2006г. N 95 и действовавших в проверяемый период, датой установления инвалидности считается день поступления в учреждение заявления гражданина о признании его инвалидом с прилагаемыми к нему документами.
Из системного толкования названных норм следует, что последним днем временной нетрудоспособности гражданина считается дата регистрации направления на МСЭ. Данное положение действовало до 28.11.2007г. то есть до даты выступления в силу Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.08.2007г. N 514.
Судом апелляционной инстанции установлено, что датами регистраций документов в МСЭ указаны 02.05.07, 28.05.07г., 27. 11.2007г. и 29.08.07г., соответственно, листки временной нетрудоспособности закрыты данными датами, названные лица признаны инвалидами с даты освидетельствований бюро МСЭ.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно указано, что предприятие правомерно в соответствии с законодательством выплатило пособие по временной нетрудоспособности до дня установления инвалидности врачебно-трудовой экспертной комиссией, а у Фонда отсутствовали основания, предусмотренные п.3 п.1 ст. 11 Закона N 165-ФЗ, для отказа Предприятию в зачете 1 148,01 руб. расходов на выплату работникам пособия по временной нетрудоспособности.
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно отмечено, что фондом не представлено доказательств одновременной выплаты работникам пособия по временной нетрудоспособности и пенсии по инвалидности за период регистрации до установления МСЭК инвалидности.
На основании изложенного, решение суда не подлежит отмене, жалоба - удовлетворению.
Учитывая, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, то в соответствии со ст. 110 АПК РФ уплаченная по платежному поручению N 30084 от 14.08.2008г. госпошлина в сумме 1 000 руб. не подлежит возврату ГУ ПРО ФСС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 02.07.2008г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
И. В. Борзенкова |
Судьи |
Р.А. Богданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-6342/2008-А4
Истец: МП санитарного автотранспорта г. Перми
Ответчик: ГУ ФСС РФ - Пермское региональное отделение
Хронология рассмотрения дела:
01.10.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5895/08