г. Владимир |
|
22 декабря 2008 г. |
Дело N А43-17425/2008-16-312 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.12.2008.
Постановление в полном объеме изготовлено 22.12.2008.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Урлекова В.Н., Смирновой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бугровой С.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.10.2008 по делу N А43-17425/2008-16-312, принятое судьей Мукабеновым И.Ю. по заявлению открытого акционерного общества "Судоходная компания "Волжское пароходство" о признании незаконным бездействия администрации города Нижнего Новгорода и Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области.
В судебном заседании участвуют представители:
открытого акционерного общества "Судоходная компания "Волжское пароходство"- Крутских Н.В. по доверенности от 05.09.2008 N 08-145 сроком действия по 31.12.2008.
Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, администрация города Нижнего Новгорода явку своих представителей не обеспечили. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (уведомления N 41578, 41579).
Выслушав представителя открытого акционерного общества "Судоходная компания "Волжское пароходство", исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Открытое акционерное общество "Судоходная компания "Волжское пароходство" (далее - Общество, ОАО "СК "Волжское пароходство") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (далее - Министерство) при принятии решения о предоставлении в собственность земельного участка площадью 7400 кв.м., расположенного по адресу: Нижний Новгород, ул. Сибирская, д. 11. Также заявитель просил суд обязать Министерство заключить с ним договор купли-продажи указанного земельного участка.
В процессе производства по делу заявитель в порядке пункта 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил свои требования, предъявив их также к администрации Нижнего Новгорода.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 10.10.2008 заявленные Обществом требования удовлетворены и бездействие администрации города Нижнего Новгорода, выразившееся в необеспечении в течение 20 дней с момента поступления обращения от Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области изготовления проекта границ земельного участка, подготовки проекта решения об утверждении проекта границ земельного участка, составления акта обследования земельного участка, признано незаконным. Одновременно на орган местного самоуправления возложена обязанность в течение 20 дней с момента принятия решения суда:
изготовить проект границ земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие открытому акционерному обществу "Судоходная компания "Волжское пароходство" на праве собственности, по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Сибирская, д. 11; подготовить проект решения об утверждении проекта границ земельного участка; осуществить обследование земельного участка; направить Министерству государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области указанные документы.
Также признано незаконным бездействие Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области и возложена обязанность принять решение по заявлению открытого акционерного общества "Судоходная компания "Волжское пароходство" о предоставлении на праве собственности земельного участка, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Сибирская, д. 11, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие ООО "Судоходная компания "Волжское пароходство" на праве собственности; и в случае принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность направить ООО "Судоходная компания "Волжское пароходство" проект договора купли-продажи указанного земельного участка в двухнедельный срок со дня принятия этого решения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части признания незаконным бездействия Министерства и принять по делу в этой части новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении требований.
В обоснование жалобы указано на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Министерство и администрация Нижнего Новгорода явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Представитель Общества указал на законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции.
Законность принятого судебного акта в обжалуемой части, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом мнения представителя Общества законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции проверены только в обжалуемой части.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий государственных органов, если полагают, что оспариваемый акт, решение и действие не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Установлено по делу, что Общество является собственником ряда объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: город Нижний Новгород, ул.Сибирская, д.11, которые перешли в собственность Общества в ходе осуществления приватизации в соответствии с Планом приватизации Волжского объединенного речного пароходства, утвержденным решением Комитета по управлению государственным имуществом Нижегородской области 17.03.1994 N 266, что подтверждается представленными в дело свидетельствами о государственной регистрации права от 16.09.2003, 01.10.2003, 14.01.2004.
10.06.2008 ОАО "СК "Волжское пароходство" обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность за плату в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка площадью 7400 кв.м., расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Сибирская, д. 11, на котором находятся принадлежащие на праве собственности объекты недвижимости.
Истечение предусмотренного статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации срока для принятия решения о предоставлении в собственность юридическому лицу земельного участка и непринятие Министерством, а также администрацией города Нижнего Новгорода мер к формированию земельного участка в целях принятия такого решения побудило Общество обратиться в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования Общества в части признания незаконным бездействия Министерства, суд первой инстанции исходил из того, что оно имело место и нарушило права и законные интересы юридического лица в сфере предпринимательской деятельности.
Однако суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом арбитражного суда первой инстанции и полагает, что правовые основания для удовлетворения требований Общества в этой части отсутствовали с учетом следующего.
В силу частей 1 и 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены названным кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, являющиеся сособственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно пункту 1 статьи 34 названного Кодекса органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Для реализации положений Земельного кодекса Российской Федерации в Нижегородской области принят Закон Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области".
Предметом регулирования закона является определение полномочий органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления городского округа город Нижний Новгород, являющегося административным центром Нижегородской области, по распоряжению земельными участками на территории городского округа город Нижний Новгород, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением случаев, установленных данным законом (пункт 1 статьи 1 Закона).
Во исполнение Закона Нижегородской области 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" Правительство Нижегородской области издало 10.02.2006 постановление N 31 "О мерах реализации Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" при формировании и предоставлении земельных участков уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области", согласно пункту 2 которого органом, уполномоченным на управление земельными ресурсами на территории Нижегородской области, является Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области.
В соответствии с Положением о Министерстве государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 20.02.2006 N 50, Министерство является органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Нижегородской области, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области имущественно-земельных отношений, обеспечение контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и Нижегородской области в подведомственной Министерству сфере.
Пункт 3 Положения о Министерстве государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области предусматривает его функции, к которым относится в том числе и контроль за проведением работ по выбору и формированию земельных участков для принятия решения об их предоставлении (пункт 3.44 Положения).
Постановлением Правительства Нижегородской области от 10.02.2006 N 31 определен Порядок взаимодействия уполномоченного Правительством Нижегородской области органа по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области и органа местного самоуправления города Нижнего Новгорода по вопросам формирования и предоставления земельных участков (далее - Порядок).
Таким образом, суду первой инстанции следовало проверить, соответствует ли оспариваемое бездействие Министерства именно данному нормативному правовому акту или нет.
Порядком предусмотрены конкретные мероприятия, направленные на формирование земельного участка при решении вопроса о его предоставлении:
- Министерство в пятидневный срок с момента получения заявления о предоставлении земельного участка осуществляет правовую экспертизу представленных заявки и пакета документов и направляет их в орган местного самоуправления (с приложением заявления и одного экземпляра пакета документов, представленных заявителем) для изготовления проекта границ и подготовки проекта решения об утверждении проекта границ земельного участка, а также для осуществления обследования участка (пункт 3.2. Порядка);
- орган местного самоуправления в течение 20 дней с момента поступления обращения от министерства либо от заявителя о необходимости изготовления проекта границ земельного участка обеспечивает изготовление проекта границ; подготавливает проект решения об утверждении проекта границ земельного участка; составляет акт обследования земельного участка. Проект решения об утверждении проекта границ земельного участка с прилагаемым к нему проектом границ земельного участка, а также акт обследования земельного участка направляются в министерство. В случае обращения заявителя в орган местного самоуправления за изготовлением проекта границ земельного участка проект решения об утверждении проекта границ земельного участка направляется в министерство на согласование с приложением копий документов, предусмотренных утвержденным перечнем. Проект границ земельного участка подготавливается в соответствии с рекомендуемым регламентом подготовки проекта границ земельного участка, утвержденным министерством. Акт обследования должен содержать сведения, предусмотренные типовой формой, разработанной и утвержденной министерством, в том числе об ограничениях (обременениях) земельного участка, а также предложения органа местного самоуправления о возможности предоставления земельного участка на испрашиваемом праве. Указанные предложения носят рекомендательный характер (пункт 3.3. Порядка);
- в семидневный срок со дня получения от органа местного самоуправления проекта решения об утверждении проекта границ земельного участка министерство при отсутствии возражений к указанному документу согласовывает его; либо при наличии возражений Министерство в указанный срок возвращает проект решения об утверждении проекта границ земельного участка в орган местного самоуправления для доработки. После согласования проекта решения об утверждении проекта границ земельного участка орган местного самоуправления принимает его (пункт 3.4. Порядка).
Установлено по делу, что после подачи 10.06.2008 Обществом заявления о предоставлении в собственность земельного участка Министерство проверило представленные документы и 17.06.2008 направило их в орган местного самоуправления (Департамент архитектуры и градостроительства администрации г.Нижнего Новгорода) для проведения последующих действий (составление акта обследования земельного участка, обеспечение изготовления проекта границ и подготовка проекта решения об утверждении проекта границ земельного участка).
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о проявлении со стороны Министерства бездействия при рассмотрении заявления Общества о предоставлении в собственность земельного участка является неверным, он не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Министерство с самого начала надлежащим образом исполнило свои обязанности, предусмотренные постановлением Правительства Нижегородской области от 10.02.2006 N 31, что исключает возможность констатации факта о совершении им бездействия. Дальнейшие действия Министерства зависят от исполнения администрацией г.Нижнего Новгорода своих обязанностей, поскольку уполномоченный орган принимает окончательное решение только после осуществления всей процедуры, предусмотренной Порядком, а именно - после утверждения проекта границ земельного участка и изготовления кадастрового плана земельного участка.
Также в данном случае со стороны Министерства не усматривается бездействия и по вопросу согласования проекта решения органа местного самоуправления об утверждении проекта границ земельного участка, поскольку не установлено, что такой проект в Министерство поступал.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае предусмотренная статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность условий, необходимых для признания незаконным бездействия органа государственной власти, в данном случае отсутствует, что в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет за собой отказ в удовлетворении заявленного требования.
Ссылка заявителя и суда первой инстанции на ненадлежащее осуществление Министерством возложенной на него функции контроля над проведением работ по выбору и формированию земельных участков для принятия решения об их предоставлении как проявление бездействия со стороны уполномоченного органа основана на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Неверное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное толкование норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями для отмены решения суда первой инстанции.
Апелляционная жалоба Министерства признается обоснованной, а решение суда первой инстанции в обжалуемой части - подлежащим отмене с принятием нового судебного акта об отказе ОАО "СК "Волжское пароходство" в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области.
Н2 арушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебн
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Общества подлежат взысканию в пользу Министерства расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 1000 руб.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.10.2008 по делу N А43-17425/2008-16-312 в части признания незаконным бездействия Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области и возложения обязанности принять решение о предоставлении открытому акционерному обществу "Судоходная компания "Волжское пароходство" в собственность за плату земельного участка, направить в двухнедельный срок со дня принятия этого решения проект договора купли-продажи, а также взыскания с Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области в пользу открытого акционерного общества "Судоходная компания "Волжское пароходство" расходов по государственной пошлине в размере 100 руб. отменить.
Открытому акционерному обществу "Судоходная компания "Волжское пароходство" в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Судоходная компания "Волжское пароходство" в пользу Министерства государственного имущества и земельных ресурсов расходы по государственной пошлине в размере 1000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
В.Н. Урлеков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-17425/2008-16-312
Истец: ОАО "Судоходная компания "Волжское пароходство"
Ответчик: Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области
Третье лицо: Администрация г.Н.Новгорода (МУ Рекламная служба г.Н.Новгорода)