г. Санкт-Петербург
19 декабря 2005 г. |
Дело N А21-12296/03 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2005 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2005 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего В.Б.Слобожанина
судей И.Г.Медведева, В.В.Черемошкина
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи К.Г. Казарян
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10360/2005) Министерства финансов РФ на решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.09.2005г. по делу N А21-12296/03 (судья В.А. Лукашов), принятое
по иску ОАО "Северо-Западный Телеком" в защиту интересов Узла "Электросвязь-Сервис" филиала "Электросвязь Калининградской области"
к 1) Министерству финансов РФ,
2) Министерству обороны РФ,
3) Министерству внутренних дел РФ,
4) Федеральной службы безопасности РФ,
5) Главному управлению по бюджету и финансам администрации Калининградской области,
6) Комитету по финансам и контролю мэрии г. Калининграда
о взыскании убытков в размере 374.106,13 руб.
при участии:
от истца: В.И. Стоян - дов. 39 АА N 646947 от 13.01.2005г.
от ответчиков: 1) не явился (уведомление N 73506)
2) не явился (уведомление N 73507)
3) не явился (уведомление N 73508)
4) не явился (уведомление N 73509)
5) не явился (уведомление N 73510)
6) не явился (уведомление N 73511)
установил:
Открытое акционерное общество "Северо-Западный Телеком" в лице филиала "Электросвязь Калининградской области" (далее - истец, ОАО "Северо-Западный Телеком") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Управлению федерального казначейства по Калининградской области, Министерству обороны Российской Федерации, Управлению внутренних дел Калининградской области, Управлению Федеральной службы безопасности по Калининградской области, Главному управлению труда и социального развития администрации Калининградской области, Комитету по финансам и бюджету администрации Калининградской области о взыскании (с учетом увеличения размера иска) 374.106,13 руб. убытков за период с 2000 по 2001 год, связанных предоставлением льгот по абонентской плате за телефон, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Героям Социалистического Труда, полным кавалерам Ордена Трудовой Славы и кавалерам Ордена Трудовой Славы, а также гражданам, подвергшимся воздействию радиации.
Определением от 13.05.2004 к участию в деле в качестве надлежащих ответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации (далее -Минфин РФ), Министерство обороны Российской Федерации (далее - МО РФ), Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД РФ), Федеральная служба безопасности Российской Федерации (далее - ФСБ РФ), Комитет по финансам и бюджету администрации Калининградской области, Комитет по финансам и контролю мэрии города Калининграда.
Решением суда от 12.10.2004г. исковые требования полностью удовлетворены путем взыскания с Минфина 220.605,11 руб., с Министерства обороны Российской Федерации - 138.509,83 руб., с Министерства внутренних дел Российской Федерации - 14.990,73 руб. убытков.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2005г. решение оставлено без изменений.
Постановлением Федерального арбитражного сука Северо-Западного округа от 10.06.2005г. решение Арбитражного суда Калининградской области и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда отменены с направлением дела на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Решением от 21.09.205г. (судья В.А. Лукашов) требования истца с учетом и уточнения и частичного отказа от иска, в связи с истечением сроков давности и исключения из суммы НДС, необоснованного включения в тарифы по оказанию услуг населению, удовлетворены частично:
- с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации в пользу истца взысканы убытки в сумме 115.387, 80 руб.;
- с Минобороны РФ - убытки в сумме 115.424,86 руб.;
- с Министерства внутренних дел РФ - убытки в сумме 12.492,27 руб.
В остальной части иска отказано.
Минфином РФ обжаловано решение суда в апелляционном порядке. Указанное решение податель апелляционной жалобы считает незаконным и необоснованным, просит отменить и отказать в удовлетворении иска к Минфину РФ.
Ответчики, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей не направили.
Истец возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, направленном ответчикам, в судебном заседании поддержал доводы, просил оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, у истца возникли убытки, в связи с предоставлением истцом в 2000-2001 годах услуг за пользование телефоном и наличием у отдельных групп граждан льгот по абонентской плате, предоставленных федеральными законами
- Федеральным законом РФ от 15.05.1991г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС",
- Федеральным законом РФ от 19.08.1995г. N 149-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне",
- Федеральным законом РФ N 175-ФЗ от 26.11.1998 г. "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча",
- Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска",
- Федеральным законом РФ N 5-ФЗ от 09.01.1997г. "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена трудовой Славы",
- Законом Российской Федерации от 15.01.1993г. N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы".
С учетом начала течения срока исковой давности о возмещении недополученных доходов за 200 года с 01.01.2001г. и окончания 01.01.2004г., подачи в арбитражный суд искового заявления 17.12.2003г., истец не считает пропущенным срок исковой давности.
С учетом рекомендаций постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа при повторном рассмотрении дела истец исключил часть требований о взыскании 82.140,44 руб. в виде убытков за 11 месяцев 2000 года в связи с истечением сроков давности за указанный период.
Также из суммы уточненных требований исключен НДС.
Суд признал правомерными уточненные требования истца, подтвержденными представленными истцом списками абонентов г. Калининграда.
При взыскании с Минфина РФ сумм суд руководствовался отсутствием в 2000-2001 годах в федеральных бюджетах расходов на цели, предоставленные указанным категориям граждан в связи с катастрофами на Чернобыльской АЭС, ядерными испытаниями на Семипалатинском полигоне, аварии на ПО "Маяк".
Относительно льгот гражданам, связанным с Законами о социальных гарантиях, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и Социалистического труда, полным кавалерам Ордена Славы, судом учтено неразрешение законодательством вопроса о механизме и источниках компенсации таких расходов.
В отношении предоставленных льгот граждан, пострадавшим от радиации и являющихся сотрудниками МВД РФ и МО РФ пенсионерами, суммы неполученных доходов взысканы с МО РФ в размере 115.424,86 руб. и МВД РФ - в сумме 12.492,27 руб. с учетом непредставления указанными министерствами доказательств направления выделенных денежных средств согласно Федеральному закону от 30.12.2001г. N 194 и Федеральному закону от 24.12.2002г. N 176 на предусмотренные законом цели, либо о недостаточности средств.
Доказательств наделения ФСБ РФ соответствующим финансированием в деле не имеется, следовательно, судом не установлено оснований для взыскания сумм, связанных с предоставлением льгот гражданам, являющимся сотрудниками и пенсионерами указанного ведомств.
В апелляционной жалобе Минфин РФ считает неправомерными выводы суда о взыскании с Минфина РФ сумм неполученных доходов по следующим доводам:
В целях компенсации субъектам Российской Федерации и местным финансовым органам расходов, связанных с исполнением законов, было издано Постановление Правительства РФ от 03.04.1997г. N 382, а также письма Министерства финансов РФ от 05.10.1993г. N 112 и от 23.05.1997г. N 42н, согласно которым ГУФК Министерства финансов РФ на основании представленной финансовым органом субъекта информации о произведенных фактических выплатах в предыдущем периоде производит ежемесячно авансовые перечисления средств на указанные цели. В рассматриваемые годы Калининградской области из федерального бюджета было выделено в 2000 году - 71.425,5 руб. и в 2001 году - 26.153 руб. В 2002 году в погашение задолженности предыдущих периодов из федерального бюджета было выделено 40.337 руб. В связи с изложенным, вывод суда об отсутствии финансирования из федерального бюджета не основан на фактических обстоятельствах дела.
Взыскивая с Министерства финансов РФ расходы, связанные с предоставлением услуг связи пенсионерам ФСБ, подвергшимся воздействию радиации, суд нарушает пункт 4 Постановления Правительства РФ N 506 от 24.04.1996г., согласно которому финансирование указанных расходов производится федеральными органами исполнительной власти, в системе которых предусмотрена военная служба. Суд, с одной стороны, делает вывод о необходимости взыскания убытков предприятия связи с Министерства обороны РФ и МВД РФ, а с другой стороны взыскивает аналогичные расходы истца по линии пенсионеров ФСБ с Министерства финансов РФ.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей истца, апелляционный суд не установил оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Апелляционный суд считает правильными выводы суда о взыскании сумм неполученных доходов, связанных с предоставлением льгот гражданам, пострадавшим от воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также согласно законам "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена трудовой Славы" и "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" должны производиться за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В соответствии со статьей 30 Федеральной законе "О связи" N 15-ФЗ от 16.02.1995г., действовавшего на период возникновения спорных правоотношений. В федеральных бюджетах 2000 и 2001 годов средств на реализацию указанных законов не закладывалось, компенсаций за этот период истцом не было получено. В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета выступает от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями соответствующих должностных лиц и органов. В соответствии с положением о Министерстве финансов, утвержденным постановлением Правительства N 273 от 06.03.1998г. именно на Минфин РФ возложена обязанность по разработке проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения. Поскольку до 2002 года в федеральный бюджет соответствующие денежные средства не закладывались, надлежащим ответчиком в части возмещения убытков за предоставленные в 2000-2001 году льготы является именно Минфин РФ. Довод апелляционной жалобы о том, что в 2000 и 2001 году на реализацию льгот по услугам связи предусмотренных для Героев Социалистического труда и полным кавалерам ордена трудовой Славы, Героям СССР, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы выделялись денежные средства ГУФК Министерства финансов РФ для Калининградской области является необоснованными, так как в суд не представлены доказательства, подтверждающие факт выделения денежных средств на эти цели в достаточном размере. Не представлено таких доказательств и в апелляционный суд.
В бюджете 2000 и 2001 годов Министерству обороны Российской Федерации на цели обеспечения льгот и компенсаций военнослужащим и членам их семей было предусмотрено выделение денежных средств, также как и Министерству внутренних дел. Доказательств выделения Федеральной службе безопасности денежных средств на указанные цели не имеется.
При указанных обстоятельствах решение суда от 21.09.2005г. является законным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.09.2005г. по делу N А21-12296/2003 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
В.Б. Слобожанина |
Судьи |
И.Г. Медведева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-12296/2003
Истец: ОАО "Северо-Западный Телеком", ОАО "Северо-Западный Телеком" в защиту интересов Узла "Электросвязь-Сервис" филиала "Электросвязь Калининградской области"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО БЮДЖЕТУ И ФИНАНСАМ АДМИНИСТРАЦИИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, Комитет по финансам и контролю Мэрии г. Калининграда, Министерство внутренних дел РФ, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ, Минфин РФ, Минобороны РФ, МВД РФ, ФСБ РФ и др., Управление внутренних дел Калининградской области, Управление труда и социального развития администрации Калининградской области, Управление федерального казначейства МФ РФ по Калининградской области, Управление Федеральной службы безопасности, ФГУ МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РФ, Федеральная служба безопасности России
Хронология рассмотрения дела:
19.12.2005 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10360/05