г. Санкт-Петербург
03 июня 2005 г. |
Дело N А56-208/2005 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2005 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2005 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Старовойтовой О.Р.
судей Борисовой Г.В., Тимошенко А.С.
при ведении протокола судебного заседания: Старовойтовой О.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГУ ЛРО ФСС РФ на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 января 2005 г. по делу N А56-208/2005 (судья Бурматова Г.Е.),
по заявлению ГУ - Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования РФ
к ООО "Элес"
о взыскании 1000 руб.
при участии:
от заявителя: представитель Введенский А.Е. доверенность от 02.04.04г N 00-13/01-2116
от ответчика: не явился
установил:
Государственное учреждение Ленинградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее - заявитель, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Эллис" (далее - Общество, ответчик) штрафных санкций в размере 1000руб. за непредставление расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования.
Решением арбитражного суда от 21.01.2005г в удовлетворении заявленных требований отказано.
На решение суда от 21.01.05г подана апелляционная жалоба, в которой Фонд социального страхования просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт. Заявитель считает, что решение суда принято с нарушением норм материального права. ФСС не нарушен порядок привлечения страхователя к ответственности, поскольку правоотношения в области социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний урегулированы Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" N 125-ФЗ (далее - Закон РФ N 125-ФЗ). Неправомерен вывод суда о том, что порядок привлечения к ответственности, изложенный в ст.101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), является общим. У суда не было оснований считать данное правонарушение налоговым правонарушением, а ГУ ЛРО ФСС РФ - налоговым органом.
В судебном заседании заявитель поддержал апелляционную жалобу.
Ответчик в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы надлежаще извещен. В соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие ответчика.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Общество зарегистрировано в качестве страхователя в ГУ ЛРО ФСС РФ 26.07.1999г, ему выдано страховое свидетельство.
В соответствии с пп.17 п.2 ст.17 Закона РФ N 125-ФЗ страхователь обязан представлять страховщику отчетность по установленной страховщиком форме.
Как следует из материалов дела, заявителем было установлено, что Общество в нарушение п.п.4 п.2 ст.12 Федерального закона N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.1999г, ст.ст.17,24 Закона РФ N 125, п.13 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000г N 184 (далее - Правила), и п.7.3 Инструкции о порядке расходования средств Фонда социального страхования РФ от 09.03.2004г N 22 не представило расчетную ведомость по средствам Фонда социального страхования РФ формы 4-ФСС РФ, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования РФ от 01.12.2003г N 130 (расчетную ведомость) за первое полугодие 2004 г., то есть не позднее пятнадцатого числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
По результатам сверки и камеральной проверки Фондом было принято решение N 428 от 28.07.2004г о привлечении страхователя к ответственности за непредставление расчетной ведомости впервые в течение календарного года и применение санкции в виде взыскания штрафа в размере 1000 руб.
04.08.04г указанное решение, а также требование об уплате штрафной санкции в добровольном порядке в срок до 25.08.2004г были направлены в адрес Общества.
Поскольку в установленный в требовании срок ответчик в добровольном порядке штраф не уплатил, Фонд обратился с заявлением о взыскании штрафа с Общества в судебном порядке.
Статьей 19 Закона РФ N 125-ФЗ установлена ответственность за совершение правонарушения в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в частности п.6 ч.1 данной статьи предусмотрена ответственность за нарушение установленного срока представления установленной отчетности (сведений) в исполнительные органы фонда в виде штрафа в размере одна тысяча рублей.
П.1 ст.24 Закона РФ N 125-ФЗ, п.13 Правил установлен срок представления страхователем сведений (отчета) по форме, утвержденной Фондом, - ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Непредставление страховщиком в указанные сроки отчетности является основанием для привлечения его к ответственности.
Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 01.12.03 N 130 утверждена форма расчетной ведомости (форма 4-ФСС РФ), подлежащая применению, начиная с отчета за 1 квартал 2004 года.
В соответствии со ст.34.1 НК РФ в случаях, когда законодательством о налогах и сборах на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю, эти органы пользуются правами и исполняют обязанности налоговых органов, предусмотренные названным Кодексом. При этом должностные лица органов государственных внебюджетных фондов несут обязанности, предусмотренные ст.33 НК РФ.
П.п.1.7 п.1 ст.19 Закона РФ N 125-ФЗ установлено, что привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом РФ для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.
Как следует из п.1 ст.10 и п.1 ст.108 НК РФ, налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения только по основаниям, предусмотренным главой 16 НК РФ, и в порядке, установленном главами 14 и 15 НК РФ, а налоговый орган обязан соблюдать этот порядок при осуществлении производства по делу о налоговом правонарушении.
Ст.101 НК РФ предусмотрен общий порядок привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, который отделение фонда обязано соблюдать при осуществлении налогового контроля в любой предусмотренной статьей 82 НК РФ форме.
В п.37 Постановления N 5 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01г "О некоторых вопросах применения части первой НК РФ (далее - Постановление N 5) также разъяснено, что Налоговым кодексом не предусмотрено составление налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля. В соответствии с п.1 ст.101 НК РФ о времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган (отделение фонда) извещает налогоплательщика заблаговременно, причем независимо от представления или непредставления налогоплательщиком возражений по акту проверки.
Из материалов дела следует, что решение Фонда о привлечении Общества к ответственности за несвоевременное представление расчетной ведомости вынесено без извещения ответчика о месте и времени рассмотрения материалов проверки о выявленном нарушении. Таким образом, Фондом нарушена процедура привлечения страхователя к ответственности.
Однако согласно п.30 Постановления N 5 по смыслу п.6 ст.101 НК РФ нарушение должностным лицом налогового органа требований данной статьи не влечет безусловного признания судом соответствующего решения налогового органа недействительным. В данном случае суд обязан оценить характер допущенных нарушений и их влияние на законность и обоснованность вынесенного налоговым органом (в данном случае фондом) решения. В частности при оценке судом соблюдения налоговым органом требований к содержанию решения о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренных п.3 ст.101 НК РФ, необходимо иметь в виду, что в таком решении должен быть обозначен его предмет, то есть суть и признаки налогового правонарушения, вменяемого налогоплательщику, со ссылкой на соответствующую статью главы 16 НК РФ. Решение Фонда соответствует указанным требованиям.
Вывод суда о том, что Фондом не соблюден порядок привлечения к ответственности в данном случае в силу п.6 ст.101 НК РФ не основан на материалах дела, поскольку отсутствуют доказательства, подтверждающие нарушение прав Общества.
Ответчик не был лишен возможности представить свои письменные возражения по заявлению Фонда и подтверждающие их доказательства непосредственно в судебном заседании. Нарушение Фондом требований ст.101 НК РФ при установленном факте совершения правонарушения не могло привести к нарушению законных интересов Общества, которое могло воспользоваться своим правом на судебную защиту.
Поскольку у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в иске о взыскании штрафа за непредставление расчетной ведомости на основании несоблюдения Фондом процедуры принятия решения, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, решение суда - отмене.
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ст.269, п.4 ч.1 ст.270,ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 января 2005 г. отменить.
Взыскать с ООО "Элес" в доход Государственного учреждения - Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации 1000 рублей штрафа.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Р.Старовойтова |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-208/2005
Истец: ГУ - Лениградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Ответчик: ООО "Элес"
Хронология рассмотрения дела:
03.06.2005 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2300/05