г. Тула |
|
16 ноября 2010 г. |
Дело N А62-9955/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 ноября 2010 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тиминской О.А.
судей Тимашковой Е.Н., Стахановой В.Н.,
по докладу судьи Тиминской О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шишкиной Л.Д.,
рассмотрев апелляционную жалобу ЗАО "Стригино"
на решение Арбитражного суда Смоленской области от 31.03.2010 по делу N А62-9955/2009 (судья Алмаев Р.Н.), принятое по заявлению ЗАО "Стригино"
к Межрайонной ИФНС России N 8 по Смоленской области
об отмене решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 1166 от 30.09.2009,
при участии:
от заявителя: Шибанов А.Н. - представитель (дов. от 08.11.2010), Атаманова Т.Н. - представитель (дов. от 08.11.2010),
от ответчика: Блинова Л.А.- специалист 2 разряда (дов.от 02.02.2010 N 03-26/00579),
установил:
закрытое акционерное общество "Стригино" (далее - ЗАО "Стригино", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 8 по Смоленской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от решения N 1166 от 30.09.2009 в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 308125 руб., штрафа в сумме 61625 руб. и пени в сумме 59548 руб. по данному виду налога (с учетом уточнения).
Решением суда от 30.08.2010 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ЗАО "Стригино" подало апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом установлено, что инспекцией в период с 29.07.2009 года по 02.09.2009 проведена выездная налоговая проверка ЗАО "Стригино" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов.
По результатам проверки составлен акт N 47 от 04.09.2009.
По результатам выездной налоговой проверки Инспекцией выявлена неуплата (неполная уплата) налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2007, 1,2 квартал 2008 года в размере 323930 руб.; единого социального налога за 2006, 2007, 2008 год в размере 8609 руб.; Итого неуплата (неполная уплата) налогов в сумме 332539 руб.
Кроме того, установлено неперечисление налога на доходы физических лиц за 2006 год в размере 325 руб.; неудержание и неперечисление налога на доходы физических лиц за 2007, 2008 год в размере 5330 руб.; завышение убытков за 2008 год в сумме 93110 руб., не -отражение убытка при исчисления налога на прибыль от сельскохозяйственной деятельности за 2008 год в размере 93110 руб.; непредставление 3-х сведений по налогу на доходы физических лиц за 2007, 2008 годы; непредставление по требованию налогового органа документов, необходимых для осуществления налогового контроля (не представлена учетная политика на 2006, 2007, 2008 годы); непредставление (несвоевременное) налоговых деклараций и авансовых расчетов по налогу на прибыль организаций за полугодие, 9 месяцев 2006 года, за 2006 год, за 1 квартал, полугодие 2007, по водному налогу за 2 квартал 2006 года, по земельному налогу за 1 квартал 2006 года; неполная уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 4363 руб.; непредставление расчета авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 1 квартал 2008 года.
Инспекцией предложено взыскать с Общества суммы неуплаченных налогов, начислить на них пени и привлечь его к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату или неполная уплата сумм налогов, а именно за неуплату (неполную уплату) - налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2007, 1,2 квартал 2008 года, единого социального налога за 2006, 2007, 2008 год в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налогов, а также пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Инспекции от 30.09.2009 N 1166 Обществу в том числе предложено уплатить недоимку по НДС за 2008 год в размере 308 125 руб. и соответствующие ей суммы пени и штрафа по п.1 ст.122 НК РФ.
Не согласившись частично с решением от 30.09.2009 N 1166, Общество подало апелляционную жалобу в Управление Федеральной налоговой службы по Смоленской области.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества решение оставлено без изменения.
Полагая, что решение налогового органа не соответствует положениям Налогового кодекса РФ и нарушает права налогоплательщика, Общество обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, касающихся доначисления НДС за 1,2 кварталы 2008 года в сумме 308125 руб., начисления по нему пени в сумме 59548 руб. и привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст.122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 61 625 руб., суд первой инстанции правильно руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 146 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Согласно ст. 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога и налога с продаж.
На основании п. 1 ст. 167 Кодекса в целях главы 21 Кодекса моментом определения налоговой базы в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения, если иное не предусмотрено пунктами 6 - 11 настоящей статьи является:
1) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере отгрузки и предъявлении покупателю расчетных документов, - день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг);
2) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств, - день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
Таким образом, суммы авансовых платежей налогоплательщик обязан включить в налоговую базу по НДС, относящуюся к тому налоговому периоду, в котором фактически эти платежи получены.
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона РФ N 129-ФЗ от 21.11.1996 "О бухгалтерском учете" предусмотрено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ и пункту 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, первичные учетные документы должны содержать в качестве обязательных реквизитов дату составления указанных документов и содержание хозяйственной операции.
Следовательно, датой отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на их покупателя (заказчика), перевозчика (организацию связи).
Вместе с тем в случае, если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, в соответствии с пунктом 3 статьи 167 НК РФ такая передача права собственности в целях применения главы 21 НК РФ приравнивается к его отгрузке.
Датой отгрузки такого товара признается дата передачи права собственности, указанная в документе, подтверждающем передачу права собственности, например по дате подписания акта приема-передачи.
Кроме того, при условии квалификации такой передачи как отгрузка в течение пяти дней с момента подписания акта приема-передачи согласно статье 168 НК РФ продавец должен выставить в адрес покупателя счет-фактуру.
В соответствии с пунктом 1 статьи 486 ГК РФ покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства.
При этом положения ГК РФ предоставляют право юридическим и физическим лицам определять любую форму расчетов, предусмотренную в договоре между продавцом и покупателем.
Следовательно, исходя из положений ГК РФ оплатой является любая предусмотренная договором форма, осуществляемая как до момента исполнения обязанности продавца перед покупателем, так и после исполнения этой обязанности.
В этой связи оплатой, частичной оплатой в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав в целях применения подп.2 п. 1 ст. 167 НК РФ признается получение денежных средств продавцом или прекращение обязательств иным способом, не противоречащим законодательству.
Согласно подпункту 3 и 8 части 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах и в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.
В любом случае налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, если иное не предусмотрено пунктом 4 статьи 169 НК РФ: при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с 21 главой НК РФ, в том числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 НК РФ; в иных случаях, определенных в установленном порядке (пункт 3 статьи 169 НК РФ).
Перечень сведений, которые должны быть указаны в счете-фактуре, приведен в п.5 ст.169 НК РФ.
Правовые последствия несоблюдения требований п.5 и п.6 ст.169 НК РФ установлены в п.2 ст.169 НК РФ: счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка установленного пунктами 5 и 6 данной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
В рассматриваемом случае в силу договора N 1 купли - продажи имущества (крупного рогатого скота) от 22.02.2008 года, заключенного Обществом (продавец) с СПК "Стригино" (покупатель) (т. 1 л.д. 46-47) имущество передается покупателю в пять этапов, и считается переданным покупателю с момента подписания акта приема - передачи между покупателем и продавцом, который оформляется не позднее трех дней с момента поступления на расчетный счет продавца денежных средств, право собственности на имущество возникает у покупателя после полной оплаты цены продажи имущества и подписания акта приема - передачи товара.
Из представленных Обществом в материалы дела писем председателя СПК "Стригино" следует, что оплата крупного рогатого скота по договору N 1 купли - продажи имущества от 22.02.2008 поступит на расчетный счет заявителя от третьих лиц (СПК "Колос" и СПОК "Княжое") в счет их взаимных расчетов с СПК "Стригино".
В 1 квартале 2008 года (февраль, март) на расчетный счет заявителя поступили денежные средства от СПК "Колос" за крупный рогатый скот в сумме 2264000 руб., а также во 2 квартале 2008 - от СПОК "Княжое" в сумме 1125372 руб. Итого денежные средства в общей сумме 3389372 руб.
Вместе с тем в платежных поручениях СПК "Колос" N 20 от 22.02.2008 назначением платежа указано: предоплата за КРС по договору N 3 от 21.02.2008, в платежном поручении N 30 от 05.03.2008 - предоплата за КРС по договору б/н от 20.02.2008, в платежном поручении N 47 от 20.03.2008 - оплата за КРС по договору б/н от 05.02.2008, в платежном поручении СПОК "Княжое" N 8 от 04.04.2008 - предоплата за КРС по договору б/н от 20.02.2008.
При этом сумма денежных средств (3389372 руб.), поступивших на расчетный счет Общества от СПК "Колос" и СПОК "Княжое", не соответствует цене продажи имущества определенной сторонами в договоре N 1 купли - продажи имущества от 22.02.2008 -5 501 479 руб.
Налогоплательщиком не представлено доказательств передачи в адрес СПК "Стригино" крупного скота на общую сумму 5 501 479 руб., в том числе акта приема - передачи.
Как следует из материалов дела и пояснений представителей налогоплательщика, каких - либо первичных документов, подтверждающих данную передачу имущества, у Общества не имеется, имеющиеся расхождения данных по декларации по НДС и книге продаж, представленных непосредственно проверяющим, связаны с плохим ведением бухгалтерского и налогового учета в проверяемом периоде, записи книги продаж не подкреплены документально.
В обоснование реализации крупного рогатого скота в адрес СПК "Стригино" Обществом представлена книга продаж за 1,2 кварталы 2008 года в электронном виде, а также счета - фактуры N 18 от 26.02.2008, N 20 от 01.03.2008, N 21 от 24.03.2008, N 19 от 05.04.2008, N 22 от 18.06.2008 на общую сумму 5 489 662, 94 руб. выставленные в адрес СПК "Стригино".
Однако представленные счета - фактуры не соответствуют требованиям ст. 169 НК РФ, в том числе отсутствует ИНН, адрес покупателя, эти счета - фактуры включены только в книгу продаж за 1,2 кварталы 2008 года, представленную в суд в электронном виде.
В книге продаж, представленной Обществом в ходе проверки в налоговый орган, в стоимость продаж выручка от реализации крупного рогатого скота СПК "Стригино" не включена.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что бесспорных доказательств реализации в адрес СПК "Стригино" крупного рогатого скота по договору N 1 купли - продажи имущества от 22.02.2008 и получения выручки от СПК "Колос" и СПОК "Княжое" в счет оплаты по этому договору налогоплательщиком не представлено.
Ссылка апелляционной жалобы на письма председателя СПК "Стригино" в подтверждение того, что оплата крупного рогатого скота от СПК "Колос" и СПОК "Княжое" поступило не как предоплата, а как оплата за реализацию по договору N 1 купли- продажи имущества от 22.02.2008 через третьих лиц, отклоняется, поскольку установить их дату подписания и направления невозможно.
Какие-либо документы, указывающие на взаимозачеты, взаиморасчеты данных организаций, отсутствуют.
Кроме того, руководитель СПК "Колос" на требование Инспекции от 14.08.2009 N 11-02/03940 о предоставлении документов (информации) за период с 01.01.2006 по 31.12.2008, касающихся деятельности ЗАО "Стригино", представил объяснительную о невозможности представить запрашиваемые документы.
Судами первой и апелляционной инстанций предпринимались меры по истребованию необходимых надлежащих доказательств, но в материалы дела они представлены не были.
Судом первой инстанции полно установлены все обстоятельства, имеющие значения для рассмотрения дела, как то предусмотрено ст.71 АПК РФ, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч.4 ст.270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 31.03.2010 по делу N А62-9955/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.
Председательствующий |
О.А. Тиминская |
Судьи |
Е.Н. Тимашкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-9955/2009
Истец: ЗАО "Стригино"
Ответчик: МИФНС России N 8 по Смоленской области