город Тула
07 июля 2010 г. |
Дело N А62-9393/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2010 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Каструба М.В.,
судей Юдиной Л.А., Капустиной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горбачевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Дорогобуж" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 31.03.2010 по делу N А62-9393/2009 (судья Ткаченко В.А.), принятое по иску ОАО "Дорогобуж" к ОАО "МРСК Центра" о преддоговорном споре,
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя): 23.06.2010 и 30.06.2010: Григорьева И.Ю. - представителя по доверенности N 3-Д от 20.01.2010; Переслегина А.А. - представителя по доверенности N 04-Д/33 от 12.01.2010; Толмачева В.В. - представителя по доверенности N 4-Д от 20.01.2010;
от ответчика: 23.06.2010: Быстрова А.М. - представителя по доверенности от 13.01.2010; 23.06.2010 и 30.06.2010: Пановой О.В. - представителя по доверенности от 20.01.2010,
30.06.2010: Максимова С.С. - представителя по доверенности N 67-01/604281 от 19.01.2010;
установил:
открытое акционерное общество (далее - ОАО) "Дорогобуж" обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу (далее - ОАО) "МРСК Центра" об урегулировании разногласий по содержанию отдельных пунктов 2.2.2., 3.2.2., 3.2.20., 3.4.1., 3.5.9., 4.7., 6.2., 6.6., 8.6. договора оказания услуг по передаче электрической энергии N 208001/П от 20.10.2009 года.
Решением арбитражного суда от 31 марта 2010 года спорные пункты договора изложены в следующей редакции:
- пункт 2.2.2: "Плановые объёмы и предполагаемый режим передачи электрической энергии с разбивкой по месяцам и классам напряжений и величина заявленной мощности энергопринимающих устройств Заказчика (Приложении N 4 к Договору)";
- пункт 3.2.2 "Соблюдать согласованный Сторонами режим потребления активной/реактивной электрической энергии и мощности, установленный Договором. В случаях, систематического (2 и более раза в течение календарного года) превышения Заказчиком величины заявленной мощности более чем на 10 процентов при определении обстоятельств по Договору, используется величина максимальной мощности энергопринимающих устройств Заказчика;
- пункт 3.2.20: "Направлять в письменном виде Исполнителю: ежегодно сведения о плановой величине заявленной мощности на следующий календарный год в отношении каждой точки поставки, а также сведения об объеме потребления электрической энергии и мощности суммарно по всем точкам поставки на следующий календарный год с распределением по месяцам не позднее 1 апреля текущего года с возможностью последующей корректировки не позднее 1 ноября текущего года. В случае увеличения величины заявленной мощности в часы максимума энергосистемы по сравнению с ее величиной в текущем году, согласовать новый заявленный максимум с Исполнителем; сведения о корректировке величины заявленной мощности в связи с вводом в эксплуатацию новых или реконструкцией ранее присоединенных энергопринимающих устройств Заказчика, не позднее, чем за 5 (пять) рабочих дней до начала расчётного периода; сведения о корректировке договорных объемов потребляемой электроэнергии на следующий квартал - не позднее, чем за 5 (пять) рабочих дней до начала квартала.";
- второй абзац пункта 3.4.1. исключить;
- пункт 3.5.9. "Вводить в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ, полное ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) при выявлении фактов бездоговорного потребления Заказчиком электрической энергии";
- пункт 4.7 "При непредставлении Заказчиком ведомости показаний расчетных приборов учёта (Приложение N 7 к Договору) расчёт за оказанные услуги по передаче электрической энергии производится по договорной величине мощности и по среднесуточному расходу электрической энергии предыдущего расчетного периода с последующим перерасчетом. Расчет по среднесуточному расходу не может превышать более 2 (двух) расчетных периодов подряд";
- пункт 6.2 "Оплата услуг по передаче электрической энергии и мощности производится по тарифам, утверждённым уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области в области государственного регулирования тарифов, платёжным поручением Заказчика или иным способом, предусмотренным действующим законодательством, в следующие сроки оплаты:
до 26 числа текущего месяца 25 % стоимости величины электрической мощности предстоящего расчетного периода, указанной в Приложении N 4 к Договору;
три платежа каждый не позднее 5-го, 10-го, 20-го числа расчётного месяца равными частями от стоимости договорной величины электрической энергии и мощности, указанной в приложении N 4 к настоящему договору" окончательный расчет за услуги по передаче электрической энергии и мощности, принятые Заказчиком, производится в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным, с учетом авансовых платежей Заказчика, осуществленных в соответствии с условиями настоящего пункта Договора. Окончательный расчет производится после получения Заказчиком от Исполнителя до 5 (пятого) числа месяца, следующего за расчетным, сканированных копий с последующим предоставлением оригиналов до 10 (десятого) числа месяца, следующего за расчетным, следующих документов: (Далее по тексту)";
- пункт 6.6 "Стоимость услуг Исполнителя по передаче электрической энергии рассчитывается по двухставочному тарифу на услуги по передаче электрической энергии для каждого уровня (класса) напряжения отдельно как сумма произведений фактического потребления электрической энергии на ставку по оплате технологического расхода (оплата потерь) электрической энергии в сетях Исполнителя и заявленной величины электрической мощности на ставку за содержание электрических сетей Исполнителя. (Далее по тексту)".
Не согласившись с указанным судебным актом, ссылаясь на его необоснованность и незаконность, ОАО "Дорогобуж" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда в части пунктов 2.2.2., 3.2.20., 3.4.1., 4.7., 6.2., 6.6. договора оказания услуг по передаче электрической энергии N 208001/П от 20.10.2009 года отменить и принять в указанной части новый судебный акт по оспариваемым пунктам договора в редакции предложенной истцом.
Учитывая, что лица, участвующие в деле, не заявили возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции на основании ч. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
По мнению заявителя жалобы, методики установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утверждаемые Федеральной службой по тарифам, и сами тарифы, утвержденные в соответствии с методическими указаниями Федеральной службы по тарифам не являются предметом рассмотрения разногласий. Заявитель не считает, что корректировка заявленной мощности влияет на определение стоимости услуг по передаче электрической энергии. Ссылается на возможность применения в расчетах величины фактически использованной мощности. Полагает, что возможность применения корректирующих заявок планового месячного объёма потребления электроэнергии и мощности на следующий расчетный период ни каким образом не влечет для ответчика безвозвратных потерь (расходов). Полагает, что исходя из системного толкования норм действующего законодательства РФ, стоимость оказанных услуг по передаче электрической энергии должна определяться в соответствии с фактическими объемами переданной электрической энергии и мощности. Считает, что предложенная истцом редакция пунктов 2.2.2., 3.2.20., 3.4.1., 4.7., 6.2., 6.6. договора соответствует нормам действующего законодательства РФ и не нарушает права и законные интересы ответчика.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 23.06.2010 г. по 30.06.2010 г., о чем лица, участвующие в деле извещались под роспись в приложении к протоколу, а также путём размещения объявления на официальном сайте Двадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
После перерыва представители истца изложили доводы апелляционной жалобы, поддержали их в полном объеме, просили решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители ответчика не согласились с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по следующим основаниям.
21 октября 2009 года ОАО "Дорогобуж" направило в адрес ОАО "МРСК Центра" (в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Смоленскэнерго") проект договора оказания услуг по передаче электрической энергии N 208001/П от 20.10.2009 года (письмо N 17/2-4958 от 20.10.2009 года).
09 ноября 2009 года истцом получен от ответчика акцепт оферты на иных условиях - протокол разногласий к договору N 208001/П оказания услуг по передаче электрической энергии от 20.10.2009 года (письмо от 05.11.2009 г. N МРСК-СМ/23/2355). В названном письме ответчик указал, что ОАО "МРСК Центра" - "Смоленскэнерго" не может подписать договор оказания услуг по передаче электрической энергии в редакции ОАО "Дорогобуж" и предложил принять отдельные пункты договора в своей редакции.
Таким образом, между истцом и ответчиком при заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии N 208001/П от 20.10.2009 года (далее также - договор) возник спор по содержанию отдельных пунктов (2.2.2., 3.2.2., 3.2.20., 3.4.1., 3.5.9., 4.7., 6.2., 6.6., 8.6.) договора.
В дальнейшем по пункту 8.6 договора стороны пришли к соглашению о принятии его в редакции ответчика.
Как усматривается из материалов дела, разногласия с изложением указанных пунктов договора возникли в связи с желанием истца включить в условия договора возможность корректировки заявленной мощности с учетом фактически принятой мощности, осуществляя тем самым корректировку планового месячного объема, что влияет на определение стоимости услуг по передаче электроэнергии, с учетом фактической величины использованной мощности за расчетный период.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции в части принятия пунктов 3.2.2., 3.5.9. договора в редакции ответчика соответствующими законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Учитывая, что решение суда первой инстанции в указанной части никем из сторон не обжалуется, оно является предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции лишь в обжалуемой части.
Принимая решение в части принятия пунктов 2.2.2., 3.2.20., 3.4.1., 4.7., 6.2., 6.6. договора в редакции ответчика, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Редакции сторон по указанным пунктам сводятся к следующему.
Пункт договора
Редакция истца
Редакция ответчика
П. 2.2.2
"2.2.2. Плановые объёмы и предполагаемый режим передачи электрической энергии с детализацией годового объем по месяцам и классам напряжений и величина заявленной мощности энергопринимающих устройств Заказчика, указанная в Приложении N 4 к Договору и в корректирующих заявках, направляемых в соответствии с пунктом 3.2.20. Договора;"
"2.2.2. Плановые объёмы и предполагаемый режим передачи электрической энергии с разбивкой по месяцам и классам напряжений и величина заявленной мощности энергопринимающих устройств Заказчика (Приложении N 4 к Договору)"
Редакции сторон по п. 3.2.20 договора:
Пункт договора
Редакция истца
Редакция ответчика
П. 3.2.20
"3.2.20 Направлять в письменном виде
Исполнителю:
- ежегодно сведения о плановой величине заявленной мощности на следующий календарный год в отношении каждой точки поставки, а также сведения об объеме потребления электрической энергии и мощности суммарно по всем точкам поставки на следующий календарный год с распределением по месяцам не позднее 1 апреля текущего года с возможностью последующей корректировки не позднее 1 ноября текущего года. В случае увеличения величины заявленной мощности в часы максимума энергосистемы по сравнению с ее величиной в текущем году, согласовать новый заявленный максимум с Исполнителем;
- сведения о корректировке величины заявленной мощности в связи с вводом в эксплуатацию новых или реконструкцией ранее присоединенных энергопринимающих устройств Заказчика, не позднее, чем за 5 (пять) рабочих дней до начала расчётного периода;
- сведения о корректировке планового месячного объёма потребления электроэнергии и мощности на следующий расчетный период не позднее, чем за 5 (пять) рабочих дней до начала расчетного периода."
"3.2.20 Направлять в письменном виде Исполнителю:
- ежегодно сведения о плановой величине заявленной мощности на следующий календарный год в отношении каждой точки поставки, а также сведения об объеме потребления электрической энергии и мощности суммарно по всем точкам поставки на следующий календарный год с распределением по месяцам не позднее 1 апреля текущего года с возможностью последующей корректировки не позднее 1 ноября текущего года. В случае увеличения величины заявленной мощности в часы максимума
энергосистемы по сравнению с ее величиной в текущем году, согласовать новый заявленный максимум с Исполнителем;
- сведения о корректировке величины заявленной мощности в связи с вводом в эксплуатацию новых или реконструкцией ранее присоединенных
энергопринимающих устройств Заказчика, не позднее, чем за 5 (пять) рабочих дней до начала расчётного периода;
- сведения о корректировке договорных объемов потребляемой электроэнергии на следующий квартал - не позднее, чем за 5 (пять) рабочих дней до начала квартала."
Как следует из материалов дела, пункты 2.2.2 и 3.2.20 договора в редакции ответчика предусматривают возможность корректировки заявленной мощности в связи с вводом в эксплуатацию новых мощностей или реконструкцией ранее присоединенных, сведения о корректировке договорных объемов потребляемой электроэнергии на следующий квартал, но не предусматривает корректировки планового месячного объёма мощности на следующий расчетный период, что предлагает сделать истец.
Истец в обоснование своей редакции договора ссылается на пункт 136 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530, согласно которому оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплата потерь электрической энергии в электрических сетях осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса.
Ответчик возражал, указывая, что данная позиция основана на неправильном толковании норм, регулирующие данные отношения. Ссылался на п. 3 Закона "Об электроэнергетике", согласно которому порядок установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии, предусматривающий учёт степени использования мощности электрической сети устанавливаются в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
В соответствии с п. 48 гл. V Правил, тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ и Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109, с учетом пункта 42 указанных Правил (т.е. равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг).
Учет степени использования (заявленной или присоединенной) мощности электрической сети при определении тарифа на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Методическими указаниями N 20-э/2 предусмотрен расчёт единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям территориальных сетевых компаний на очередной период. Двухставочный тариф, применяемый истцом, включает в себя единую ставку на содержание электрических сетей соответствующего уровня напряжения в расчёте на МВт заявленной мощности потребителя и единой ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии в процессе её передачи потребителям по сетям соответствующего уровня напряжения
В соответствии с п. 14-а Правил при исполнении договора потребитель услуг обязан соблюдать предусмотренный договором режим потребления (производства) электрической энергии (мощности).
Таким образом, по заявлению ответчика, оплата по двухставочному тарифу должна производиться с учетом заявленной мощности и не подлежит корректировке.
Второй абзац пункта 3.4.1 договора, обязывающий ОАО "МРСК Центра" "...принимать письменные заявки Заказчика на увеличение или уменьшение величины ежемесячной заявленной мощности, указанной в Приложении N 4 к Договору, направленные Исполнителю в соответствии с пунктом 3.2.20", ответчик предлагает исключить.
В пункт 4.7 договора истец предлагал включить указание о ежемесячной корректировке заявленной мощности, ответчик просил это исключить.
Пункт договора
Редакция истца
Редакция ответчика
П. 4.7.
"4.7. При непредставлении Заказчиком ведомости показаний расчетных приборов учёта (Приложение N 7 к Договору) расчёт за оказанные услуги по передаче электрической энергии производится по договорной величине мощности с учетом ежемесячной корректировки (при ее наличии) и по среднесуточному расходу электрической энергии предыдущего расчетного периода с последующим перерасчетом. Расчет по среднесуточному расходу не может превышать более 2 (двух) расчетных периодов подряд."
"4.7. При непредставлении Заказчиком ведомости показаний расчетных приборов учёта (Приложение N 7 к Договору) расчёт за оказанные услуги по передаче электрической энергии производится по договорной величине мощности и по среднесуточному расходу электрической энергии предыдущего расчетного периода с последующим перерасчетом. Расчет по среднесуточному расходу не может превышать более 2 (двух) расчетных периодов подряд."
В пункт 6.2 договора истец считал необходимым включить указание о корректирующих заявках, а также не согласился со сроками оплаты, предлагаемые ответчиком.
Ответчик не согласился с указаниями о корректирующих заявках.
Пункт договора
Редакция истца
Редакция ответчика
П. 6.2.
"6.2. Оплата услуг по передаче электрической энергии и мощности производится по тарифам, утверждённым уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области в области государственного регулирования тарифов, платёжным поручением Заказчика или иным способом, предусмотренным действующим законодательством, в следующие сроки оплаты: до 26 числа текущего месяца 25 % стоимости величины электрической мощности предстоящего расчетного периода, указанной в Приложении N 4 к Договору (с учетом корректировок объемов в соответствии с пунктом 3.2.20. Договора);
три платежа, каждый не позднее, чем 5 (пятого), 10 (десятого) и 20 (двадцатого) числа расчётного месяца соответственно, равными частями от стоимости передачи договорной величины электрической энергии и мощности (с учетом корректировок объемов в соответствии с пунктом 3.2.20. Договора);
окончательный расчет за услуги по передаче электрической энергии и мощности, принятые Заказчиком, производится в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным, с учетом авансовых платежей Заказчика, осуществленных в соответствии с условиями настоящего пункта Договора.
Окончательный расчет производится после получения Заказчиком от Исполнителя до 5 (пятого) числа месяца, следующего за расчетным, сканированных копий с последующим предоставлением оригиналов до 10 (десятого) числа месяца, следующего за расчетным, следующих документов: (Далее по тексту)."
"6.2. Оплата услуг по передаче электрической энергии и мощности производится по тарифам, утверждённым уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области в
области государственного регулирования тарифов,
платёжным поручением Заказчика или иным способом, предусмотренным действующим законодательством, в следующие сроки оплаты: до 26 числа текущего месяца 25 % стоимости величины электрической мощности предстоящего расчетного периода, указанной в Приложении N 4 к Договору;
до 5-го, 10-го, 20-го числа расчётного месяца равными частями по 25 % стоимости договорной величины электрической энергии и мощности;
окончательный расчет за услуги по передаче электрической энергии и мощности, принятые Заказчиком, производится в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным, с учетом авансовых платежей Заказчика, осуществленных в соответствии с условиями настоящего пункта Договора. Окончательный расчет производится после получения Заказчиком от Исполнителя до 5 (пятого) числа месяца, следующего за расчетным, сканированных копий с последующим предоставлением оригиналов до 10 (десятого) числа месяца, следующего за расчетным, следующих документов:
(Далее по тексту)."
В процессе рассмотрения дела ответчик согласился со сроками оплаты в редакции истца.
По п. 6.6 договора (первый абзац) расчетов, истец предлагал производить расчет по двухставочному тарифу с использованием показателя фактического потребления электрической мощности. Ответчик возражал.
Пункт договора
Редакция истца
Редакция ответчика
Абз. 1
П. 6.6.
"6.6. Стоимость услуг Исполнителя по передаче электрической энергии рассчитывается по двухставочному тарифу на услуги по передаче электрической энергии для каждого уровня (класса) напряжения отдельно как сумма произведений фактического потребления электрической энергии на ставку по оплате технологического расхода (оплата потерь) электрической энергии в сетях Исполнителя и фактического потребления электрической мощности на ставку за содержание электрических сетей Исполнителя. (Далее по тексту)"
"6.6. Стоимость услуг Исполнителя по передаче электрической энергии рассчитывается по двухставочному тарифу на услуги по передаче электрической энергии для каждого уровня (класса) напряжения отдельно как сумма произведений фактического потребления электрической энергии на ставку по оплате технологического расхода (оплата потерь) электрической энергии в сетях Исполнителя и заявленной величины электрической мощности на ставку за содержание электрических сетей Исполнителя. (Далее по тексту)"
Учитывая из изложенное, и оценив в совокупности по правилам ст. 71 АПК РФ все имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что пункты договора 2.2.2; 3.2.20; 3.4.1; 4.7; 6.6 подлежат применению в редакции ответчика, а пункт 6.2 договора в редакции ответчика, с корректировкой дат оплаты величины электрической мощности в редакции истца.
При этом суд области правомерно исходил из следующего.
В силу статей 1, 2 Федерального закона "Об электроэнергетике" закон устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической и тепловой энергии.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
На основании статьи 21 указанного закона Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике:
утверждает правила оптового рынка и основные положения функционирования розничных рынков;
утверждает правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии,
утверждает порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии,
утверждает основы ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, определяющие принципы и методы расчета цен (тарифов) в электроэнергетике,
утверждает порядок предоставления межсистемных электрических связей, в том числе методику осуществления взаиморасчетов, связанных с урегулированием отношений по передаче электрической энергии;
Правительство Российской Федерации или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти осуществляют:
государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике, в том числе установление их предельных (минимального и (или) максимального) уровней, за исключением цен (тарифов), государственное регулирование которых в соответствии с федеральными законами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
установление порядка определения тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в том числе критериев дифференциации и (или) особенностей ценообразования для отдельных категорий потребителей электрической и тепловой энергии;
Согласно п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 заявленная мощность - это предельная величина потребляемой в текущий период регулирования мощности, определенная соглашением между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии, исчисляемая в мегаваттах.
На основании п. 58 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, тарифы на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям, устанавливаются регулирующим органом одновременно в 3 вариантах: одноставочный тариф, включающий в себя полную стоимость 1 киловатт-часа поставляемой электрической энергии; двухставочный тариф, включающий в себя ставку за 1 киловатт-час электрической энергии и ставку за 1 киловатт установленной генерирующей мощности; одноставочный (двухставочный) тариф, дифференцированный по зонам (часам) суток.
В соответствии с п. 50 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 (в ред. Приказа ФСТ РФ от 21.10.2008 N 209-э/1), расчет двухставочных единых (котловых) тарифов предусматривает определение двух ставок: единой ставки на содержание электрических сетей соответствующего уровня напряжения в расчете за МВт заявленной мощности потребителя, единой ставки на оплату технологического расхода (потерь) электроэнергии в процессе ее передачи потребителям по сетям соответствующего уровня напряжения.
В связи с тем, что в проекте договора стороны согласовали условие оплаты услуг по передаче электроэнергии по двухставочному тарифу, суд области сделал верный вывод о том, что оплата услуг по ставке платы на содержание сетей рассчитывается на 1 МВт заявленной мощности и не ставится в зависимость от фактически потребленной электрической энергии.
При этом суд области обоснованно исходил из того, что п.п. 136 и 141 Правил функционирования розничных рынков электроэнергии применяются только при определении величины потребленной электроэнергии, а не мощности. Не применима в данном случае и ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку она также относится к учету и оплате электроэнергии, а не мощности.
В силу пункта 3 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно установил, что сложившиеся правоотношения сторон подлежат регулированию обязательными правилами, принятыми в соответствии с указанной нормой Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона "Об электроэнергетики", Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, и другими нормами сфере электроэнергетики и потребителей электрической и тепловой энергии.
При этом суд области обоснованно исходил из того, что положения договора, предусматривающие корректировку заявленной мощности с учетом фактической, противоречат вышеперечисленным нормам права, устанавливающим порядок ценообразования и оплаты мощности.
Между тем, правила не ставят право ограничение режима потребления в отношении лица, осуществляющего бездоговорное потребление электроэнергии, только в случае подтверждения его судебным решением.
В пункте 3.2.20 договора истец предлагал представлять сведения о корректировке планового месячного объёма потребления электроэнергии на следующий расчетный период не позднее, чем за 5 (пять) рабочих дней до начала расчётного периода. Ответчик не позднее, чем за 5 (пять) рабочих дней до начала квартала. При этом истец не приводит аргументы в обоснование своих сроков.
Согласно заявлению ответчика, корректировки договорных объёмов электрической энергии за 5 дней до начала следующего квартала используются сетевой организацией в целях достоверного планирования получения выручки от реализации услуг по передачи электрической энергии по заключенным договорам.
Таким образом, принимая во внимание, что согласно разделу 7 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг сетевая организация обязана не позднее 30 рабочих дней с даты окончания квартала предоставлять информацию о пропускной способности электрических сетей и об их технических характеристиках в соответствии со стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, суд первой инстанции обоснованно принял указанную часть пункта в редакции ответчика.
Довод заявителя жалобы о возможности применения в расчетах величины фактически использованной мощности подлежит отклонению апелляционной инстанцией, поскольку п. 14 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг предусмотрено использование данной величины в рамках отношений по передаче электрической энергии только в случае систематического (2 и более раза в течении календарного года) превышения потребителем величины заявленной мощности более чем на 10 процентов. При этом для потребителей, присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых свыше 750 кВА применяется величина максимальной мощности.
Не может быть принята во внимание ссылка заявителя жалобы на определения ВАС РФ, поскольку приведенные определения не имеют отношения к рассматриваемым в настоящем деле требованиям, не имеют правового значения для рассмотрения данного дела и, как следствие, не могут свидетельствовать о нарушении единообразия практики.
Остальные доводы заявителя не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда области, сводятся к несогласию с оценкой судом установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
В связи с изложенным выводы суда области соответствуют установленным по делу обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, оснований к отмене принятого по делу решения, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, не имеется.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб. относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 31 марта 2010 года по делу N А62-9393/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий судья |
М.В. Каструба |
Судьи |
Л.А. Юдина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-9393/2009
Истец: ОАО "Дорогобуж"
Ответчик: ОАО "МРСК Центра", ОАО "МРСК Центра"-"Смоленскэнерго"
Хронология рассмотрения дела:
27.01.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18471/10
29.12.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18471/10
15.10.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N А62-9393/2009
07.07.2010 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2278/10