г. Тула
02 июля 2010 г. |
Дело N А23-239/2010А-9-26 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июля 2010 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Игнашиной Г.Д.,
судей Стахановой В.Н., Тучковой О.Г.,
по докладу судьи Игнашиной Г.Д.,
при ведении протокола судьей Игнашиной Г.Д.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ивановой А.В.
на решение Арбитражного суда Калужской области
от 13.04.2010 по делу N А23-239/2010А-9-26 (судья Храпченков Ю.В.)
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ивановой А.В.
к главе администрации муниципального района Медынский район Калужской области
о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,
при участии:
от заявителя: Ивановой А.В.,
от ответчика: не явились, извещены надлежаще,
УСТАНОВИЛ:
дело рассмотрено после перерыва, объявленного в судебном заседании 13.04.2010.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Иванова Алёна Владимировна обратилась в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконным бездействия главы администрации муниципального района "Медынский район", выразившегося в том, что после получения заявления от 25.08.2009 N 981-И о предоставлении земельного участка не был в месячный срок изготовлен и утвержден проект границ этого участка или же принято решение об отказе в выделении земельного участка, то есть не совершены действия, указанные в п.11.4.2 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района "Медынский район", утвержденного решением Районного Собрания муниципального района "Медынский район" N 95 от 20.04.2006 и ч.3 ст. 12 Федерального закона N 74-ФЗ от 11.06.2003 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон N 74-ФЗ).
В целях устранения указанных нарушений заявитель просил предоставить ему сведения о наличии свободных земель в фонде перераспределения земель на территории муниципального района "Медынский район", изготовить и утвердить проект границ испрашиваемого земельного участка (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Калужской области от 13.04.2010 в удовлетворении требований отказано.
Заявитель обжаловал решение суда в апелляционном порядке и просит это решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя, суд апелляционной инстанции полагает, что имеются основания для отмены решения суда первой инстанции в силу п.4 ч.1 ст. 270 АПК РФ.
Как установлено судом, 27.04.2009 глава крестьянского (фермерского) хозяйства Иванова А.В. обратилась к главе администрации муниципального района "Медынский район" Козлову Н.В. с заявлением, в котором просила рассмотреть возможность предоставления ей в собственность земельного участка площадью 20 га для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, определив в заявлении место такого участка, а также основные виды деятельности.
В письме за N 732 от 29.05.2009 в предоставлении испрашиваемого ею земельного участка отказано со ссылкой на отсутствие в указанном в заявлении месте свободных земель сельскохозяйственного назначения.
После получения ответа прокурора Медынского района в письме от 07.08.2009 N 38ж-2009 заявитель вновь обратилась к главе Администрации с заявлением от 25.08.2009 о предоставлении ей в собственность земельного участка за плату или бесплатно для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства из свободных земель фонда перераспределения, указав следующие виды деятельности: птицеводство, рыбоводство и экологический туризм.
Письмом N 1321 от 26.09.2009 ответчик указал заявителю на отсутствие в заявлении, поданном 25.08.2009, обоснования размеров земельного участка и необходимость предоставления бизнес-плана по расширению крестьянского фермерского хозяйства.
Полагая, что после получения заявления от 25.08.2009 N 981-И о предоставлении земельного участка не был в месячный срок изготовлен и утвержден проект границ этого участка или же принято решение об отказе в выделении земельного участка, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем не соблюдены требования, предъявляемые ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 74-ФЗ к заявлениям о предоставлении земельных участков, вследствие чего у ответчика не имелось оснований для предоставления испрашиваемого земельного участка.
Суд апелляционной инстанции не может согласится с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу п. 1 ст. 81 Земельного кодекса РФ гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
В соответствии со ст. ст. 34, 29 Земельного кодекса РФ, определяющими порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лица, заинтересованные в предоставлении им земельного участка, обращаются с заявлением в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления таких участков в аренду.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон).
Согласно п. 1 названной статьи Закона граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
В силу п.3 названной нормы орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду с приложением проекта его границ.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (п.5).
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке (п.6).
Исходя из положений статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ, после поступления заявления о предоставлении земельного участка орган местного самоуправления в течение 14 дней обязан принять решение о предоставлении земельного участка либо отказать в предоставлении земельного участка.
При этом из акта органа местного самоуправления должно прямо и однозначно следовать, какое именно решение им принято.
Как следует из письма N 1321 от 26.09.2009, ответчик указал заявителю на отсутствие в заявлении, поданном 25.08.2009, обоснования размеров земельного участка и необходимость предоставления бизнес-плана по расширению крестьянского фермерского хозяйства.
То есть данное решение не является ни решением о предоставлении земельного участка, ни решением об отказе в его предоставлении, поскольку данным письмо заявителю лишь указывается на имеющиеся в его заявлении несоответствия законодательству.
Таким образом, ответчиком допущено бездействие, выразившееся в непринятии в течение четырнадцати дней с момента получения заявления главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ивановой А.В. решения о предоставлении земельного участка либо отказа в предоставлении земельного участка, что не соответствует положениям ст. 12 Федерального закона N 74-ФЗ.
Данное бездействие также нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, поскольку препятствует своевременному рассмотрению заявления о предоставлении земельного участка для осуществления экономической деятельности.
С учетом всего вышеизложенного оспариваемое бездействие подлежит признанию незаконным как противоречащее ст. 12 Федерального закона N 74-ФЗ и нарушающее права и законные интересы заявителя в экономической сфере.
При этом суд отмечает, что Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района "Медынский район", утвержденное Решением Районного Собрания муниципального района "Медынский район" N 95 от 20.04.2006, на которое ссылается заявитель, в рассматриваемом случае неприменимы, поскольку испрашиваемый участок подлежит выделению из земель, находящихся в государственной собственности, в то время как указанное положение регулирует исключительно порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В целях устранения указанных нарушений заявитель просил предоставить ему сведения о наличии свободных земель в фонде перераспределения земель на территории муниципального района "Медынский район", изготовить и утвердить проект границ испрашиваемого земельного участка.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции полагает, что надлежащим способом устранения допущенных нарушений прав заявителя в рассматриваемом случае будет являться обязание ответчика в четырнадцатидневный срок с момента принятия судебного акта рассмотреть заявление главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ивановой А.В. от 25.08.2009 и совершить действия, предусмотренные ст. 12 Федерального закона N 74-ФЗ.
При этом суд полагает необходимым отметить следующее.
Обязание органа местного самоуправления изготовить и утвердить проект границ испрашиваемого земельного участка возможно только в том случае, если судом признан незаконным отказ ответчика в предоставлении земельного участка.
В рассматриваемом же случае имело место бездействие органа местного самоуправления по нерассмотрению по существу заявления Ивановой А.В.
Результатом рассмотрения данного заявления может являться как принятие решения о предоставлении земельного участка, так и принятие решения об отказе в предоставлении земельного участка.
При этом суд не вправе предопределять, какое именно решение будет принято ответчиком, поскольку согласно статье 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Обязание ответчика предоставить ему сведения о наличии свободных земель в фонде перераспределения земель на территории муниципального района "Медынский район" может иметь место только в том случае, если заявитель обращался с такой просьбой в орган местного самоуправления, но ему было отказано, поскольку суд, в силу ст.ст. 4, 27, 198 АПК РФ, защищает только реально нарушенные какими-либо действиями органов местного самоуправления права заявителей.
Доказательств того, что заявитель обращался к ответчику с заявлением о предоставлении указанной выше информации, а ответчик ему отказал, суду не представлено.
Поскольку жалоба заявителя удовлетворена, с ответчика в пользу заявителя подлежит взысканию 300 рублей судебных расходов.
Государственная пошлина в размере 1800 рублей, уплаченная по квитанции от 28.12.2009, подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 13.04.2010 по делу N А23-239/2010А-9-26 отменить.
Требования главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ивановой А.В. удовлетворить.
Признать незаконным бездействие главы администрации муниципального района Медынский район Калужской области, выразившееся в непринятии в течение четырнадцати дней с момента получения заявления главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ивановой А.В. от 25.08.2009, решения о предоставлении земельного участка либо отказе в предоставлении земельного участка.
Обязать главу администрации муниципального района Медынский район Калужской области в четырнадцатидневный срок с момента принятия настоящего постановления рассмотреть заявление главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ивановой А.В. от 25.08.2009 и совершить действия, предусмотренные ст. 12 Федерального закона N 74-ФЗ.
Взыскать с главы администрации муниципального района Медынский район Калужской области в пользу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ивановой А.В. 300 рублей судебных расходов.
Возвратить главе крестьянского (фермерского) хозяйства Ивановой А.В. из федерального бюджета 1800 рублей, уплаченных по квитанции от 28.12.2009.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Г.Д. Игнашина |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-239/2010
Истец: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Иванова А.В.
Ответчик: Глава Администрации Муниципального района "Медынский район" Козлов Н.В.
Хронология рассмотрения дела:
02.07.2010 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2405/10