г. Тула
13 августа 2010 г. |
Дело N А62-1294/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2010 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Игнашиной Г.Д.,
судей Стахановой В.Н., Дорошковой А.Г.,
по докладу судьи Игнашиной Г.Д.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Принеслик И.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству, продовольствию и животному миру
на решение Арбитражного суда Смоленской области
от 22.06.2010 по делу N А62-1294/2010 (судья Печорина В.А.)
по заявлению ООО "Агрис"
к Департаменту Смоленской области по сельскому хозяйству, продовольствию и животному миру
о признании незаконными действий, выразившихся в неперечислении Обществу субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по полученным кредитам на общую сумму 88221624 рублей, и об обязании перечислить указанную сумму Обществу,
при участии:
от заявителя: Алпацкой С.В. по доверенности,
от ответчика: Максановой Е.Н. по доверенности, Скляренко Г.Н. по доверенности,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Агрис" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Департаменту Смоленской области по сельскому хозяйству, продовольствию и животному миру (далее - Департамент) о признании незаконными действий Департамента, выразившихся в неперечислении заявителю субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по полученным кредитам на общую сумму 88221624 руб. и обязании ответчика выплатить ООО "Агрис" субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитным договорам от 14.04.2006 N 064300/0176, от 28.06.2006 N 064300/0459, от 07.07.2006 N 064300/0491, от 10.08.2006 N 064300/0623, от 27.02.2007 N 074300/0294, от 21.09.2007 N 074300/0930, от 01.11.2007 N 074300/0950 в размере 88221624 руб. в том числе за период с 25.06.2009 по 24.07.2009 в размере 14742740 руб., за период с 25.07.2009 по 24.08.2009 в размере 15404398 руб., за период с 25.08.2009 по 24.09.2009 в размере 14956040 руб., за период с 25.09.2009 по 24.10.2009 в размере 14342792 руб., за период с 25.10.2009 по 24.11.2009 в размере 14694451 руб., за период с 25.11.2009 по 24.12.2009 в размере 14081203 руб (с учетом уточнения).
Решением суда первой инстанции от 22.06.2010 требования удовлетворены.
Департамент обжаловал решение суда в апелляционном порядке и просит это решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как установлено судом, Общество по виду осуществляемой деятельности является сельскохозяйственным товаропроизводителем, привлекающим на возвратной и платной основе в рамках программы "Развитие агропромышленного комплекса" кредитные средства, направляемые на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, приобретение племенных животных, на строительство и реконструкцию животноводческих комплексов в ОАО "Россельхозбанк".
В соответствии с положениями постановлений Правительства РФ от 4 февраля 2006 N 69, от 29 декабря 2006 г. N 834, от 29.12.2007 N 1001 заявитель в период 2006, 2007, 2008 год являлся получателем бюджетных субсидий (федеральный и областной бюджеты) на возмещение части затрат на уплату процентов по указанным кредитным договорам.
В 2009 году заявитель также включен уполномоченным органом в перечень получателей аналогичных субсидий, которые выделялись Обществу в соответствии с Правилами распределения и предоставления в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.02.2009 N 90.
Поскольку с июля 2009 года предоставление заявителю субсидий прекратилось, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Постановлением администрации Смоленской области от 04.10.08 N 537 утверждена долгосрочная областная целевая программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области на 2009-2012 годы", одним из мероприятий которой является предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам), указанным в подразделе "Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе" раздела VI "Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства" Государственной программы.
Распоряжением Администрации Смоленской области от 20.08.2009 N 973-р/адм в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446, федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2012 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858, указанный Департамент определен как уполномоченный орган исполнительной власти Смоленской области для взаимодействия с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 90 "О распределении и предоставлении в 2009 - 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" (в редакции, действовавшей до 01.01.2010) утверждены Правила распределения и предоставления в 2009 - 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.
Постановлением администрации Смоленской области от 20.01.2009 N 5 утвержден "Порядок предоставления в 2009 году субсидий в рамках реализации долгосрочной областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области" на 2009 - 2012 годы" (далее - Порядок).
В соответствии с положениями пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации N 90 для предоставления средств на возмещение части затрат заемщиком представляются в орган, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на взаимодействие с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), следующие документы:
а) заявление о предоставлении средств на возмещение части затрат (далее - заявление);
б) справка налогового органа об отсутствии у заемщика просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство);
в) выписка из похозяйственной книги об учете личного подсобного хозяйства гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство;
г) заверенные кредитной организацией копия кредитного договора (договора займа), выписка из ссудного счета заемщика о получении кредита или документ, подтверждающий получение займа, а также график погашения кредита (займа) и уплаты процентов по нему;
д) документ с указанием номера счета заемщика, открытого ему в российской кредитной организации для перечисления средств на возмещение части затрат.
В соответствии с положениями пункта 3.2.4 Порядка условием предоставления субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) является представление заемщиками в Департамент следующих документов:
- заявления о предоставлении средств на возмещение части затрат;
- справки налогового органа об отсутствии у заемщика просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам (при подаче заявления, далее - ежеквартально);
- копии кредитного договора (договора займа), заверенной кредитной организацией;
- копии графика погашения кредита (займа), заверенной кредитной организацией;
- копии графика уплаты процентов, заверенной кредитной организацией;
- копии выписки из ссудного счета заемщика, подтверждающей получение кредита, или документа, подтверждающего получение займа, заверенной кредитной организацией;
- документа с указанием номера счета заемщика, открытого ему в российской кредитной организации для перечисления субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам);
- документов, подтверждающих целевое использование кредитов (займов), по перечню согласно приложению N 3 к настоящему Порядку;
- расчета размера субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) по соответствующим категориям заемщиков по формам согласно приложениям N 4, 5 к настоящему Порядку;
- копий документов, подтверждающих своевременную уплату процентов и основного долга по кредиту (займу), заверенных кредитной организацией.
Департамент после проверки документов, указанных в подпункте 3.2.4 настоящего пункта, перечисляет причитающиеся суммы на расчетные счета заемщиков, указанные в расчетах размера субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) (пункт 3.2.5 Порядка).
Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) предоставляются заемщикам за счет средств областного бюджета в размере 20 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России, за счет средств федерального бюджета - в размере 80 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России, а по указанным кредитам (займам), полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) и организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм) крупного рогатого скота и пунктов по приемке и (или) первичной переработке сельскохозяйственных животных и молока, - в размере не менее 3 процентных пунктов сверх ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России за счет средств областного бюджета, в размере 100 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России за счет средств федерального бюджета (пункт 3.2.6 Порядка).
Расчет размера субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) осуществляется по ставке рефинансирования (учетной ставке) Банка России, действующей на дату заключения кредитного договора (договора займа), а в случае заключения дополнительного соглашения к кредитному договору (договору займа) - на дату заключения дополнительного соглашения к кредитному договору (пункт 3.2.8 Порядка).
Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) предоставляются заемщику при условии выполнения им обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов в соответствии с кредитным договором (договором займа), заключенным с кредитной организацией. Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов, начисленных и уплаченных по просроченной ссудной задолженности, не предоставляются (пункт 3.2.9 Порядка).
Как установлено судом и ответчиком не оспаривается, в соответствии с положениями постановлений Правительства РФ от 04.02.2006 N 69, от 29.12.2006 N 834, от 29.12.2007 N 1001, от 04.02.2009 N Общество, как сельскохозяйственный товаропроизводитель, в период с 2006 по 2009 год являлось получателем бюджетных субсидий (федеральный и областной бюджеты) на возмещение части затрат на уплату процентов по указанным выше кредитным договорам, заключенным с ОАО "Россельхозбанк".
При этом заявителем уполномоченному органу представлены все необходимые документы, подтверждающие целевое расходование субсидий по перечню, определенному указанными нормативными актами.
На основании постановления о производстве выемки от 09.07.2009 заместителя начальника следственного отдела Управления ФСБ России по Смоленской области в рамках уголовного дела N 55140 правоохранительными органами произведена выемка полного пакета документов, представленных ООО "Агрис" Департаменту для получения бюджетных субсидий.
Письмом от 18.08.2009 Департамент уведомил Общество о приостановлении выплаты субсидий в связи с изъятием документов, на основании которых такая выплата производится, также письмом от 03.09.2009 Обществу предложено восстановить и представить Департаменту необходимый пакет документов.
12.11.2009 Обществом представлены необходимые документы, однако в связи с их представлением не в полном объеме выплата субсидий Департаментом не возобновлена.
В ходе производства по настоящему делу Обществом уполномоченному органу дополнительно представлялись недостающие документы, итоговая справка анализа которых представлена ответчиком в судебное заседание 18.06.2010.
Как следует из указанной справки, документы для решения вопроса о выплате субсидий по кредитным договорам от 14.04.2006 N 064300/0176, от 07.07.2006 N 064300/0491, от 01.11.2007 N 074300/0950 представлены в полном объеме.
В своей апелляционной жалобе Департамент указывает, что данные документы представлены только в суд первой инстанции, а также ссылается на имеющиеся в указанных документах недостатки. При этом ответчик обращает внимание суда на то, что не все недостатки в указанных документах заявителем исправлены в ходе судебного разбирательства.
На основании изложенного Департамент делает вывод о том, что непередставление документов в полном объеме является основанием для приостановления выплаты субсидий.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанными выводами ввиду следующего.
Как указано выше, в соответствии с положениями постановлений Правительства РФ от 4 февраля 2006 N 69, от 29 декабря 2006 г. N 834, от 29.12.2007 N 1001 заявитель в период 2006, 2007, 2008 год являлся получателем бюджетных субсидий (федеральный и областной бюджеты) на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитным договорам от 14.04.2006 N 064300/0176, от 28.06.2006 N 064300/0459, от 07.07.2006 N 064300/0491, от 10.08.2006 N 064300/0623, от 27.02.2007 N 074300/0294, от 21.09.2007 N 074300/0930, от 01.11.2007 N 074300/0950.
Таким образом, решения о перечислении субсидий в силу п.3.2.5 Порядка приняты уполномоченным органом в 2006-2007 годах, следовательно, все необходимые документы, предусмотренные п. 3.2.4 Порядка, были заявителем представлены при принятии решения о предоставлении субсидий.
То есть такие указанные в жалобе обстоятельства, как представление документов только в суд первой инстанции, имеющиеся в указанных документах недостатки и их неустранение, существенного значения для дела не имеют, поскольку все необходимые документы, на основании которых принято решение о предоставлении субсидий, Обществом в Департамент были представлены в 2006-2007 годах и на их основании было принято решение о предоставлении субсидий.
При этом довод Департамента о том, что выплата указанных субсидий должна быть приостановлена в связи с расследованием уголовного дела N 55140, правомерно отклонен судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела, предметом расследования уголовного дела являются обстоятельства, связанные с представлением справок "Об исполнении налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций", подлинность сведений которых подвергается сомнению.
При этом указанные обстоятельства не затрагивают рассматриваемый в рамках настоящего дела период предоставления субсидий, не относятся к представленным Обществом за рассматриваемый период документам.
Кроме того, ни положения Правил распределения и предоставления в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 90, ни положения Порядка предоставления в 2009 году субсидий в рамках реализации долгосрочной областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области" на 2009 - 2012 годы, утвержденного постановлением администрации Смоленской области от 20.01.2009 N 5, не предусматривают права уполномоченного органа на приостановление субсидирования при условии предоставления заемщиком необходимого пакета документов, подтверждающих целевое использование заемных средств.
В рассматриваемом случае целевое использование указанных средств подтверждено ОАО "Россельхозбанк" (справка от 13.05.2010). Доказательств нецелевого использования указанных средств Департаментом не представлено. Предметом расследования в рамках указанного уголовного дела факт нецелевого использования бюджетных средств также не является.
Кроме того, письмом от 08.04.2010 Следственное управление Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в Смоленской области уведомило Общество о том, что в рамках уголовного дела правоохранительными органами какие-либо меры, связанные с запретом уполномоченному органу производить заявителю выплату субсидий, не применялись.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Довод жалобы о том, что в нарушение ч.1 ст. 126 АПК РФ заявителем в адрес ответчика направлена только копия искового заявления без приложения иных документов, отклоняется.
Так, при получении лицом, участвующим в деле только копии искового заявления без прилагаемых к нему документов заявитель не был лишен возможности потребовать направить ему данные документы или ознакомиться с материалами настоящего дела в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 41 АПК РФ. Однако соответствующих ходатайств и заявлений от Департамента в суд не поступало.
Также не имеется оснований считать, что судом допущено нарушение части 4 статьи 51 АПК РФ.
В силу указанной нормы в случае, если третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, вступило в дело после начала судебного разбирательства, рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда производится с самого начала.
Вместе с тем, к участию в настоящем деле третьи лица не привлекались.
Доводы жалобы о том, что в нарушение п. 2 ч. 4 ст. 170 АПК РФ в мотивировочной части решения не указаны доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела, противоречат материалам дела.
Как следует из оспариваемого решения, в нем указано, что все необходимые документы заявителем представлены, имеется ссылка на то, что у Департамента отсутствуют возражении относительно представленных документов.
Таким образом, судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч.4 ст.270 АПК РФ отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 22.06.2010 по делу N А62-1294/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Г.Д. Игнашина |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-1294/2010
Истец: ООО "Агрис"
Ответчик: Департамент Смоленской области по селькому хозяйству, продовольствию и животному миру