Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 13 сентября 2006 г. N КА-А41/8499-06
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2006 г.
Инспекция ФНС России по г. Сергиев Посад (далее - Налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением о взыскании с ООО "Лесовод-2000" налоговых санкций в сумме 5 146 руб. 40 коп. по решению от 20.12.05 г. N 200/12 за неполную уплату единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Определением от 25.04.06 г. Арбитражного суда Московской области производство по делу прекращено на основании п.п. 1 п. 1 ст. 150 АПК РФ в связи с тем, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Постановлением от 19.06.06 г. Десятого арбитражного апелляционного суда указанное определение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Законность и обоснованность принятых судебных актов проверяются в порядке ст. 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой Налоговой инспекции, в которой ставится вопрос об их отмене. По мнению налогового органа, он имеет право на взыскание штрафа в судебном порядке, поскольку решение им вынесено до 01.01.06 г. и ст. 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит применению для правоотношений, возникших до вступления ФЗ от 04.11.05 г. N 137-ФЗ в законную силу.
В судебном заседании представитель Налоговой инспекции доводы кассационной жалобы поддержал.
Дело рассмотрено в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ в отсутствие представителей Общества, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства. Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Налоговой инспекции, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно ч. 1 ст. 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Федеральным законом от 04.11.05 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров", вступившим в силу с 01.01.2006, Налоговый кодекс РФ дополнен статьей 103.1.
Согласно ст. 103.1 Налогового кодекса РФ в случае, если сумма штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не превышает пять тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - пятьдесят тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, руководитель (его заместитель) налогового органа принимает решение о взыскании налоговой санкции на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения. В случае если налогоплательщик (иное лицо) - организация или индивидуальный предприниматель добровольно не уплатил сумму налоговой санкции в срок, указанный в требовании о ее уплате, решение о взыскании налоговой санкции вступает в законную силу и обращается к принудительному исполнению.
Решение о взыскании налоговой санкции обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вступления его в законную силу соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве". В тот же срок копия указанного постановления направляется лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения. Принудительное исполнение решения о взыскании налоговой санкции производится в порядке, установленном Федеральном законом "Об исполнительном производстве".
Частью 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ предусмотрено, что поданные в соответствии с главой 26 АПК РФ и не рассмотренные арбитражным судом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона заявления о взыскании обязательных платежей и сумм санкций, которые на основании настоящего Федерального закона могут взыскиваться по решению налогового органа, территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, подлежат рассмотрению в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.06 г. N 30 "О некоторых вопросах применения статьи 103 (1) Налогового кодекса Российской Федерации в части регулирования внесудебного порядка взыскания сумм налоговых санкций" разъяснено, что поскольку ст. 103.1, п. 7 ст. 114 НК РФ не содержат отсылки к статье 46 Кодекса, а предусматривают специальный порядок взыскания налоговых санкций с налогоплательщиков (налоговых агентов), положение п. 3 ст. 46 НК РФ о предельном сроке взыскания этих сумм во внесудебном порядке в данном случае не применяется. Привлечение к налоговой ответственности должно быть осуществлено до истечения срока давности привлечения к налоговой ответственности, предусмотренного ст. 113 НК РФ.
Взыскание не уплаченных добровольно сумм налоговых санкций в пределах, определенных абз. 1 п. 7 ст. 114, п. 1 ст. 103.1 НК РФ, применительно к п.п. 3 п. 1 ст. 14 ФЗ "Об исполнительном производстве", может быть осуществлено в течение шести месяцев путем направления судебному приставу-исполнителю соответствующих документов. При этом при решении вопроса о начале исчисления указанного срока необходимо руководствоваться тем же подходом, что и при определении начала исчисления срока взыскания сумм налоговых санкций в судебном порядке.
В соответствии с Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.02.06 г. N 105 "О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" при обращении налоговых органов в арбитражные суды после 31.12.05 г. с заявлением о взыскании налогов и санкций, которые в соответствии с законом взыскиваются налоговым органом самостоятельно, такие заявления возвращаются арбитражным судом применительно к п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ. В случае принятия к производству заявления о взыскании таких санкций производство по делу подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Поскольку заявление (от 02.03.06 г. N 0119/3621-03) о взыскании налоговых санкций подано налоговым органом после 31.12.05 г., суд сделал правильный вывод о прекращении производства по делу, так как взыскание налоговых санкций (сумма которых не превышает 50 000 руб.) с 01.01.06 г. производится налоговым органом самостоятельно.
При таких обстоятельствах, довод кассационной жалобы о невозможности распространения порядка взыскания санкций, установленных Законом N 137-ФЗ, на решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, вынесенное до вступления этого закона в силу, подлежит отклонению как не основанный на приведенных нормах материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено. Оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
определение от 25.04.2006 Арбитражного суда Московской области и постановление от 19.06.2006 Десятого арбитражного апелляционного суда по делу N А41-К2-5693/06 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции ФНС России по г. Сергиев Посад - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 13 сентября 2006 г. N КА-А41/8499-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании