г. Тула
20 сентября 2010 г. |
Дело N А09-2279/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 сентября 2010 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Капустиной Л.А.,
судей Юдиной Л.А., Заикиной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полозовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-3461/2010) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области, г.Брянск, на решение Арбитражного суда Брянской области от 30 июня 2010 года по делу N А09-2279/2010 (судья Степченко Г.В.), принятое по иску Управления имущественных отношений Брянской области, г.Брянск, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области, третьи лица: Управление по строительству и развитию г.Брянска, г.Брянск, Брянская городская администрация, г.Брянск, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, г.Брянск, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Брянской области, г.Брянск, государственное учреждение "Брянское лесничество", г.Брянск, Управление лесами Брянской области, г.Брянск, об обязании устранить нарушения права собственности на земельные участки путем внесения изменений в сведения государственного земельного кадастра и государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
при участии:
от истца: Афанасенкова Е.В., представителя, доверенность от 25.01.2010;
от ответчика: Черногоровой А.В., нач. отдела, доверенность N 06-4174 от 05.07.2010;
от третьих лиц: от Управления по строительству и развитию г.Брянска - Гириной О.А., нач. отдела, доверенность N 2 от 11.01.2010; от Брянской городской администрации - Маслова Д.А., гл. специалиста, доверенность N 1/06-1955 от 29.12.2009; от Управления Росреестра по Брянской области - не явился, извещен судом надлежащим образом; от ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Брянской области - Жензировой О.В., нач. юр. отдела, доверенность N 17 от 30.06.2010; от ГУ "Брянское лесничество" - не явился, извещен судом надлежащим образом ; от Управления лесами Брянской области - не явился, извещен судом надлежащим образом,
установил:
Управление имущественных отношений Брянской области, г.Брянск, обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области (далее - ТУ Росимущества в Брянской области), г.Брянск, об обязании устранить нарушение права собственности Брянской области на земельные участки путем внесения изменений в сведения государственного земельного кадастра и государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении земельного участка с кадастровым номером 32:02:0000000:134, категория земель: земли лесного фонда, адрес: Брянская область, Брянский район, Брянский лесхоз, общая площадь 504 825 382 кв.м, в части исключения из данной площади земельных участков, расположенных в границах города Брянска (т.1, л.д.2-5).
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют Управление по строительству и развитию г.Брянска, г.Брянск; Брянская городская администрация, г.Брянск; Управление Роснедвижимости по Брянской области, г.Брянск; Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Брянской области (далее - ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Брянской области), г.Брянск; Управление Федеральной регистрационной службы по Брянской области (далее - УФРС по Брянской области), г.Брянск.
Определением суда первой инстанции от 12.05.2010 года, принятым по ходатайству истца в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное учреждение "Брянское лесничество" (далее - ГУ "Брянское лесничество"), г.Брянск, и Управление лесами Брянской области, г.Брянск (т.2, л.д.8-9).
Определением суда первой инстанции от 02.06.2010 года, принятым в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произведена процессуальная замена третьего лица - УФРС по Брянской области его правопреемником - Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее - Управление Росреестра по Брянской области) , г.Брянск (т.2, л.д.138-139).
До рассмотрения спора по существу истец, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неоднократно уточнял заявленные требования, которые в окончательном виде были сформулированы как требования об обязании ТУ Росимущества в Брянской области устранить нарушение права собственности Брянской области путем исправления кадастровой ошибки в сведениях, содержащихся в Государственном кадастре недвижимости и Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним относительно площади земельного участка с кадастровым номером 32:02:0000000:134, категория земель: земли лесного фонда, адрес: Брянская область, Брянский район, Брянский лесхоз, общая площадь 504 825 382 кв.м, и указании площади данного участка в размере 865 456, 4 кв.м (в связи с необоснованным включением в площадь данного земельного участка части площадей земельных участков 32:28:015407:9, 32:28:015407:8, 32:28:015407:10, 32:28:015407:11, 32:28:000000:24, 32:28:000000:26, состоящих на государственном кадастровом учете в кадастровом квартале, относящемся к г.Брянску). Одновременно истец просил указать Управлению Росреестра по Брянской области и ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Брянской области внести изменения в сведения Государственного кадастра недвижимости и сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о земельном участке с кадастровым номером 32:02:0000000134, категория земель: земли лесного фонда, адрес: Брянская область, Брянский район, Брянский лесхоз, общая площадь 504 825 382 кв.м, уменьшив площадь данного земельного участка на величину 865 456, 4 кв.м (т.3, л.д. 1-5). Судом уточнение принято.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 30.06.2010 года (судья Степченко Г.В.) исковые требования удовлетворены.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции указал на то, что спорные земельные участки были включены в черту городского поселения до введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года и, руководствуясь положениями последнего, пришел к выводу о том, что данные участки не могут быть отнесены к лесному фонду.
Не согласившись с такой позицией суда первой инстанции, ТУ Росимущества в Брянской области обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения, просит отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Оспаривая решение, заявитель указывает на то, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 32:02:0000000:134 было зарегистрировано 11.12.2007 в соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации на основании материалов лесоустройства. При этом в состав данного участка вошли три лесных квартала, которые относятся к землям лесного фонда. В связи с этим, ссылаясь на статью 8 Лесного кодекса Российской Федерации, заявляет о правомерности регистрации права собственности за Российской Федерацией. Отмечает, что у истца отсутствовало право распоряжения спорными земельными участками, поскольку они не относились к участкам, собственность на которые не разграничена. Выражает несогласие с выводом суда о том, что спорные участки, расположенные в пределах городской черты, установленной до вступления в силу Лесного кодекса Российской Федерации, подлежали исключению из состава земель лесного фонда. Отмечает, что Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" предусмотрена определенная процедура перевода земельных участков из одной категории в другую, а потому такой перевод не может быть осуществлен лишь посредством установления (изменения) городской черты муниципального образования. Считает ошибочным утверждение суда о том, что формирование и постановка на кадастровый учет земельного участка 32:28:015407:6 как участка, отнесенного к землям поселений, была осуществлена до регистрации права собственности Российской Федерации. Указывает, что кадастровый учет данного участка был осуществлен 18.02.2009, в то время как право собственности Российской Федерации зарегистрировано 11.12.2007.
Истец представил письменные возражения на доводы апелляционной жалобы, изложенные в отзыве. Утверждает, что истцом была проведена работа по государственной регистрации права собственности земельных участков, отнесенных к категории земель населенных пунктов, расположенных в границах муниципального образования г.Брянск. В связи с этим считает необоснованным довод ответчика о том, что истец распорядился земельными участками, являющимися собственностью Российской Федерации. Ссылаясь на положения статей 7, 10 Лесного кодекса Российской Федерации, отмечает, что леса, независимо от их принадлежности к определенной группе, расположенные в черте городского поселения, установленной до вступления в силу Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, подлежали исключению из состава земель лесного фонда. Полагая законным и обоснованным принятый судебный акт, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании второй инстанции представители сторон поддержали свои позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Представители третьих лиц - Управления по строительству и развитию г.Брянска и Брянской городской администрации поддержали доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Представитель третьего лица - ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Брянской области оставил разрешение спора на усмотрение суда.
Третьи лица - Управление Росреестра по Брянской области, ГУ "Брянское лесничество" и Управление лесами Брянской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили.
Управление Росреестра по Брянской области и Управление лесами Брянской области заявили письменные ходатайства о проведении судебного разбирательства в отсутствие их представителей.
С учетом мнений представителей истца, ответчика и третьих лиц - Управления по строительству и развитию г.Брянска, Брянской городской администрации и ФГУ "Земельная кадастровая палата" указанные ходатайства были удовлетворены судебной коллегией на основании статей 41, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривалось в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Брянской области от 30.06.2010 года проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на нее, выслушав представителей истца, ответчика и третьих лиц - Управления по строительству и развитию г.Брянска, Брянской городской администрации и ФГУ "Земельная кадастровая палата", суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела, 08.12.2004 года на государственный кадастровый учет был поставлен земельный участок лесного фонда, с присвоением кадастрового номера 32:02:000000:0047 (приложение к делу, л.10-12). Данный учет был произведен на основании заявления ГУ "Лесопарковый лесхоз", к которому были приложены свидетельство БРО-02-18-000262 от 06.12.1995 о предоставлении Брянскому лесопарковому лесхозу в постоянное бессрочное пользование участка в 49 897 га (приложение к делу, л.6) и справка об общей площади земель ФГУ "Брянский лесхоз по Брянскому району", составленная на основании материалов лесоустройства 2003 года, из которой следовало, что площадь участка лесного фонда составляет 50 483 га (приложение к делу, л.7).
По результатам кадастрового учета 21.12.2004 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок ним было зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок лесного фонда площадью 504 830 000 кв.м, с кадастровым номером 32:02:000000:0047 (приложение к делу, л.13).
Впоследствии, как следует из пояснений Управления Росреестра по Брянской области, 24.01.2006 земельный участок с кадастровым номером 32:02:000000:0047 площадью 504 830 000 кв.м был ликвидирован с образованием двух новых участков: земельного участка с кадастровым номером 32:02:000000:0125, площадью 504 826 000 кв.м, и земельного участка с кадастровым номером 32:02:530404:0021, площадью 4 000 кв.м (т.2, л.д.31).
10.12.2007 земельный участок с кадастровым номером 32:02:000000:0125, площадью 504 826 000 кв.м, был ликвидирован с образованием двух новых участков: земельного участка с кадастровым номером 32:02000000:134, площадью 504 825 382 кв.м, и земельного участка с кадастровым номером 32:02:530102:0019, площадью 618 кв.м (т.2, л.д.32).
В материалах дела отсутствуют регистрационные дела по земельным участкам с кадастровыми номерами 32:02:000000:0047 и 32:02000000:134 в связи с их выемкой на основании протокола ст. оперуполномоченного ОРЧ N 3 при УВД по Брянской области от 04.05.2010 (т.2, л.д.34-35).
11.12.2007 года зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 32:02000000:134, категория земель: земли лесного фонда, адрес: Брянская область, Брянский район, Брянский лесхоз, общая площадь 504 825 382 кв.м. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 32 АГ 271 235 (т.1, л.д.25).
Право собственности субъекта Российской Федерации - Брянской области было зарегистрировано на следующие земельные участки из категории земель - земли поселений:
- с кадастровым номером 32:28:015407:6, общей площадью 260 000 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права от 20.02.2009) (т.1, л.д.24);
- с кадастровым номером 32:28:000000:24, общей площадью 1 275 118 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права от 18.12.2006) (т.1, л.д.23);
- с кадастровым номером 32:28:000000:26, общей площадью 943 377 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права от 18.12.2006) (т.1, л.д.22).
Впоследствии земельный участок с кадастровым номером 32:28:015407:6, общей площадью 260 000 кв.м, был разделен на три участка: с кадастровым номером 32:28:015407:9, площадью 22,5519 га; с кадастровым номером 32:28:015497:8, площадью 2,8236 га; с кадастровым номером 32:28:015407:7, площадью 0,6245 га. Данное обстоятельство подтверждается кадастровым делом земельного участка с кадастровым номером 32:28:015407:6 (приложение к делу, л. 146-188) и кадастровыми паспортами участков с кадастровыми номерами 32:28:015407:9, 32:28:015497:8, 32:28:015407:7 (т.1, л.д.133, 137, 141).
В дальнейшем один из указанных земельных участков - земельный участок с кадастровым номером 32:28:015407:7, площадью 6245 кв.м, был разделен на два самостоятельных участка: с кадастровым номером 32:28:015407:10, площадью 983 кв.м, и с кадастровым номером 32:28:015407:11, площадью 5262 кв.м. Данное обстоятельство подтверждается кадастровыми паспортами участков с кадастровыми номерами 32:28:015407:10 и 32:28:015407:11 (т.1, л.д. 145, 149).
Ссылаясь на то, что при проведении государственной регистрации права собственности Российской Федерации в состав земельного участка с кадастровым номером 32:02000000:134, площадью 504 825 382 кв.м, были включены земли, расположенные на территории городского поселения г.Брянск, Управление имущественных отношений Брянской области обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на то, что спорные земельные участки были включены в черту городского поселения до введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, а потому впоследствии не могли быть отнесены к категории земель лесного фонда.
Проверив в порядке апелляционного производства правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда Брянской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Перечень способов защиты гражданских прав определен статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно последней, защита гражданских прав может осуществляться как конкретно перечисленными в указанной статье способами, так и иными способами, предусмотренными законом.
Право выбора конкретного способа защиты принадлежит истцу.
Правовым основанием заявленных исковых требований явились нормы статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу указанной статьи собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации " О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" от 29.04.2010 года N 10/22 разъяснено, что в силу статей 304, 205 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца (пункт 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" от 29.04.2010 года N 10/22).
Из материалов дела следует, что решением исполнительного комитета Брянского областного Совета народных депутатов от 14.01.1981 года N 672 "Об утверждении проекта городской черты города Брянска" был утвержден проект городской черты г.Брянска с указанием конкретных территорий (т.2, л.д.44-47).
В заключении к проекту было указано на необходимость внесения городской черты в натуру с закреплением соответствующими знаками и определение площадей городских земель после перенесения городской черты в натуру в целях упорядочивания землепользования города, облегчения осуществления контроля за использованием земель и получения юридически оформленного документа, обусловливающего права города на находящуюся в его пользовании территорию (т.2, л.д.55).
Как следует из приложения к решению Брянского облисполкома от 14.10.1981 N 672, в черту города были включены земли гослесфонда (т.2, л.д.45). Факт включения в черту города указанных земель подтверждается также планом лесонасаждений Фокинского лесничества Брянского лесхоза (т.2, л.д.70-75), картой-схемой Брянского лесничества (т.2, л.д.76), графической схемой (т.3, л.д.75).
Статьей 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлен перечень земельных участков, которые относятся к тому или иному виду собственности.
Согласно пункту 2 указанной статьи Закона в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
В период с декабря 2006 по февраль 2009 года Управление имущественных отношений Брянской области, осуществляющее в соответствии с Законом Брянской области от 09.10.2006 N 76-З функции по распоряжению земельными участками, на которые государственная собственность не разграничена, во исполнение статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", провело работы по разграничению государственной собственности на землю. В результате этого за субъектом Российской Федерации - Брянской областью было зарегистрировано право собственности, в частности, на участки со следующими кадастровыми номерами: 32:28:015407:6, общей площадью 260 000 кв.м, местоположение: г.Брянск, на пересечении улиц Камозина и Дм. Ульянова (свидетельство о государственной регистрации права от 20.02.2009) (т.1, л.д.24); 32:28:000000:24, общей площадью 1 275 118 кв.м, местоположение: г.Брянск, в пойме реки Десна (свидетельство о государственной регистрации права от 18.12.2006) (т.1, л.д.23); 32:28:000000:26, общей площадью 943 377 кв.м, местоположение: г.Брянск, в пойме реки Десна (свидетельство о государственной регистрации права от 18.12.2006) (т.1, л.д.22).
Согласно письму Западного филиала государственной инвентаризации лесов ФГУП "Рослесинфорг" N 05/482 от 02.06.2010, по результатам лесоустройства 2003 года имеется наложение земельных участков, а именно:
- земельный участок с кадастровым номером 32:28:015407:6 перекрывается кварталом N 125 ГУ "Брянское лесничество" на 201 566,7 кв.м;
- земельный участок с кадастровым номером 32:28:000000:24 перекрывается кварталом N 120 ГУ "Брянское лесничество" на 632 805,6 кв.м;
- земельный участок с кадастровым номером 32:28:000000:26 перекрывается кварталом N 120 ГУ "Брянское лесничество" на 31 084,1 кв.м (т.2, л.д.22).
Факт наложения земельных участков подтверждается схемами (т.2, л.д.23-24).
Приняв во внимание данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости защиты нарушенного права истца.
Довод заявителя о том, что ответчик не вправе был распоряжаться земельными участками, не относящимися к участкам, собственность на которые не разграничена, подлежит отклонению.
Обосновывая указанный довод, ТУ Росимущества в Брянской области сослалось на то, что право собственности Российской Федерации на земельный участок 32:02:0000000:134 было зарегистрировано 11.12.2007 года в соответствии с материалами лесоустройства и в границы участка вошли земли лесных кварталов N 120, 124 и 125 Фокинского участкового лесничества ГУ "Брянское лесничество", часть которых перекрывается с участками, находящимися в пределах городской черты.
Между тем заявителем не учтено следующее.
В силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Как указано выше, решением исполнительного комитета Брянского областного Совета народных депутатов от 14.01.1981 года N 672 "Об утверждении проекта городской черты города Брянска" был утвержден проект городской черты г.Брянска с указанием конкретных территорий (т.2, л.д.44-47).
Согласно приложению к указанному решению в черту города были включены земли гослесфонда (т.2, л.д.45). Факт включения в черту города указанных земель подтверждается также планом лесонасаждений Фокинского лесничества Брянского лесхоза (т.2, л.д.70-75), картой-схемой Брянского лесничества (т.2, л.д.76), графической схемой (т.3, л.д.75).
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика подтвердил, что возникший спор касается земельных участков, включенных в черту города Брянска решением исполкома Брянского областного Совета народных депутатов от 14.01.1981 года N 672.
В силу статьи 82 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного Законом РСФСР от 01.07.1970, действовавшего в период принятия решения исполнительного комитета Брянского областного Совета народных депутатов от 14.01.1981 года N 672, городской чертой признавалась внешняя граница земель города, которая отделяла их от других земель единого государственного земельного фонда. Указанная черта определялась на основе генерального плана и технико-экономических основ развития города.
При этом городская черта городов, генеральные планы которых подлежали утверждению Советом министров РСФСР, устанавливалась и изменялась Советом Министров РСФСР. Городская черта других городов устанавливалась и изменялась Советами Министров автономных республик и исполнительными комитетами краевых, областных Советов народных депутатов.
Согласно статье 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.06.1977 года, все леса в СССР образовывали единый государственный лесной фонд, в который входили леса государственного значения, т.е. леса, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городские леса, закрепленные лесов и леса заповедников. В состав единого государственного лесного фонда включались и городские леса. Границы земель государственного лесного фонда, отделяющие их от земель иных категорий, определялись в установленном порядке.
Аналогичные нормы содержались и в статье 4 Лесного кодекса РСФСР, утвержденного Законом РСФСР от 08.08.1978 года.
Таким образом, определение городской черты с включением в ее состав спорных территорий было осуществлено в 1981 году в соответствии с действующим в тот период времени законодательством, а включенные в городскую черту земли лесного фонда приобрели статус городских лесов.
Доказательств, подтверждающих отмену решения исполнительного комитета Брянского областного Совета народных депутатов от 14.01.1981 года N 672, заявлений о фальсификации последнего в порядке статьи 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ответчиком не представлено.
На момент государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 32:02:000000:0047 (приложение к делу, л.10-12), который впоследствии был ликвидирован с образованием земельного участка с кадастровым номером 32:02:000000:0125, площадью 504 826 000 кв.м, и земельного участка с кадастровым номером 32:02:530404:0021, площадью 4 000 кв.м, а затем из земельного участка с кадастровым номером 32:02:000000:0125, площадью 504 826 000 кв.м, были образованы два новых участка - с кадастровым номером 32:02000000:134, площадью 504 825 382 кв.м, и с кадастровым номером 32:02:530102:0019, площадью 618 кв.м (т.2, л.д.32), действовал Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 года N 22-ФЗ.
Согласно статье 4 указанного Кодекса акты лесного законодательства Российской Федерации не имели обратной силы и распространялись на отношения, возникающие после введения этих актов в действие.
Действие актов лесного законодательства Российской Федерации распространялось на отношения, возникшие до введения данных актов в действие, только в случаях, если это прямо предусматривалось законом.
В статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 года N 22-ФЗ устанавливалось, что границы лесного фонда определялись путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий.
При этом в состав лесного фонда не входили леса, расположенные на землях городских поселений - городские леса (статья 10 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 года N 22-ФЗ).
Таким образом, включенные в городскую черту решением исполнительного комитета Брянского областного Совета народных депутатов от 14.01.1981 года N 672 земельные участки ранее существовавшего единого государственного лесного фонда, приобретшие статус городских лесов, на момент подачи заявки о постановке на государственный кадастровый учет от 08.12.2004 (приложение к делу, л.5), не должны были учитываться в составе земель лесного фонда (статьи 8, 10 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 года N 22-ФЗ).
Данный вывод подтверждается и разъяснениями Федеральной службы лесного хозяйства, изложенными в письме от 27.06.1997 года N ЕК-3-52/497. Согласно указанным разъяснениям, в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации леса, расположенные на землях, находящихся в пределах городской черты, утвержденной в установленном порядке до введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, с момента его введения в действие (04.02.97) не входят в состав земель лесного фонда.
В силу действовавшего на момент принятия данного письма Положения о Федеральной службе лесного хозяйства России, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.1994 года N 808, Федеральная служба лесного хозяйства относилась к федеральным органам исполнительной власти по управлению лесным хозяйством на территории Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование и государственный контроль в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.
В силу статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года при лесоустройстве осуществляется определение в установленном порядке границ участков лесного фонда.
Таким образом, поскольку на момент вступления в силу Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года спорные участки находились в черте города и имели статус городских лесов, данное обстоятельство должно было учитываться при проведении работ по лесоустройству.
При этом сам по себе факт проведения лесоустройства не может быть признан бесспорным доказательством принадлежности спорных земель к землям лесного фонда.
Кроме того, из материалов лесоустройства, имеющихся в деле, следует, что спорные участки расположены на территории городского поселения (т.2, л.д.3-4).
Согласно статье 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу статьи 4 указанного Закона ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии на всей территории Российской Федерации, обеспечения общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, а также сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
Таким образом, как правильно отметил суд первой инстанции, при проведении кадастровых работ должны были учитываться сведения, содержащиеся в иных документах, имеющих отношение к спорным земельным участкам.
Доказательств, подтверждающих исключение последних из черты г.Брянска (как земель поселений, категория - городские леса) либо их перевод в иную категорию на момент проведения кадастровых работ, материалы дела не содержат.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
Во исполнение указанного Закона принят Закон Брянской области от 09.10.2006 N 76-ФЗ, согласно которому распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Брянской области - г. Брянске осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Брянской области, определяемым губернатором Брянской области.
Согласно постановлению администрации Брянской области от 30.10.2006 года N 641 функции по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Брянской области - г. Брянска, возложены на Управление имущественных отношений Брянской области, в соответствии с Порядком распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Брянской области - г. Брянска.
Таким образом, поскольку на момент вступления в силу указанных нормативных документов спорные земельные участки располагались на территории г.Брянска, Управление имущественных отношений Брянской области вправе было осуществлять распоряжение ими (в том числе и проводить работы по разграничению государственной собственности на землю).
При этом постановка на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 32:28:000000:24 и 32:28:000000:26 как земель поселений была осуществлена до государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 32:02000000:134 (приложение к делу, л.88,123; т.1, л.д.25).
Довод заявителя об ошибочности вывода суда том, что земельный участок с кадастровым номером 32:28:015407:6 был поставлен на государственный кадастровый учет позднее государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 32:02000000:134, не повлиял на правильность принятого решения с учетом того, что спорный участок находился в черте города Брянска (со статусом городские леса) с момента принятия решения облисполкома Брянского областного Совета народных депутатов от 14.01.1981 года N 672. При проведении работ по лесоустройству (в том числе в целях определения границ лесного фонда) данное обстоятельство должно было быть принято во внимание.
Довод заявителя о том, что перевод земельных участков из одной категории в другую должен осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", не может быть признан обоснованным.
Согласно статье 21 указанный Федеральный закон вступил с силу с 5 января 2005 года.
На момент вступления его в силу спорные земельные участки имели статус городских лесов, а не участков лесного фонда. При этом в ходе рассмотрения дела было установлено, что включение части территорий ранее существовавшего единого государственного лесного фонда в черту города Брянска было осуществлено в соответствии с действующим законодательством того периода времени.
При таких обстоятельствах, с учетом отсутствия в Федеральном законе от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" норм, обязывающих осуществить повторный перевод земель, ранее отнесенных к категории земель лесного фонда и получивших статус земель поселений (городских лесов), вышеизложенный довод ответчика подлежит отклонению.
Сам по себе факт расположения на территории земель поселений лесной растительности не может быть признан основанием для вывода о необоснованности заявленного иска.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Как следует из статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Таким образом, законодательство допускает расположение лесов на землях населенных пунктов.
Из анализа норм статей 23, 102 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что на землях населенных пунктов, на которых находятся городские леса, могут располагаться лесничества и лесопарки. При этом лесопарковые зоны являются одной из предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации категорий защитных лесов.
В силу пункта 9 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, используются для отдыха граждан и туризма.
Согласно статье 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости;
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (пункты 2, 4 статьи 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Поскольку в ходе рассмотрения дела был установлен факт нарушения права истца, суд первой инстанции, с учетом норм статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", пришел к правильному выводу о необходимости его защиты.
Оснований для переоценки данного вывода, равно как и оснований для отмены решения арбитражного суда области у апелляционной инстанции не имеется.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку заявитель в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, последняя взысканию не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Брянской области от 30 июня 2010 года по делу N А09-2279/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий судья |
Л.А. Капустина |
Судьи |
Л.А. Юдина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-2279/2010
Истец: Управление имущественных отношений Брянской области
Ответчик: ТУ Росимущества по Брянской области
Третье лицо: Управление по строительству и развитию г. Брянска, Брянская городская администрация, Управление Роснедвижимости по Брянской области, ФГУ " Кадастровая палата по Брянской области", Управление росреестра по Брянской области, ГУ "Брянское лесничество", Управление лесами Брянской области, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Брянской области