Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 14 сентября 2006 г. N КА-А40/8512-06
(извлечение)
Отдел Государственного пожарного надзора по Орехово-Зуевскому району УГПН ГУ МЧС России по Московской области (далее - ОГПН по Орехово-Зуевскому району) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Моснефтепродукт" (далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением названного суда от 29.05.06 заявленное требование удовлетворено, общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 40000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество подало кассационную жалобу, в которой просит его отменить как незаконное и принять по делу новый судебный акт. При этом сослалось на ошибочность вывода суда об отнесении автозаправочных станций (далее - АЗС) к категории пожароопасных производственных объектов. Также указало на неправильное толкование судом п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.01 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.02 N 595.
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представители общества поддержали кассационную жалобу по изложенным в ней доводам. Также отметили, что ответственность за выявленное правонарушение установлена ст. 19.20 КоАП РФ, а не ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. Представитель ОГПН по Орехово-Зуевскому району просил жалобу отклонить, считая принятое по делу судебное решение соответствующим действующему законодательству и имеющимся в деле доказательствам.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалованного по делу решения суда первой инстанции.
Как установлено судом, в соответствии с распоряжением от 27.03.06 N 173 государственный инспектор Орехово-Зуевского района по пожарному надзору 30.03.06 провел внеплановую проверку соблюдения обществом требований пожарной безопасности. В ходе проверки им был выявлен факт эксплуатации принадлежащей обществу АЗС, расположенной по адресу: Московская область, г. Куровское, Новинское шоссе, 3 км, без лицензии на эксплуатацию пожароопасного производственного объекта.
По данному факту ОГПН по Орехово-Зуевскому району 03.04.06 возбудил дело об административном правонарушении, 17.04.06 составил протокол об административном правонарушении и обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции признал доказанным факт совершения обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена названной нормой Кодекса.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно.
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данная норма содержит общее требование к эксплуатации опасного производственного объекта и является отсылочной к нормам действующего законодательства в области лицензирования.
В силу подп. 29 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.01 N 128 "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования указанного вида деятельности установлен Положением о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.02 N 595.
В Положении предусмотрено, что пожароопасными производственными объектами признаются объекты, на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом.
Согласно Правилам технической эксплуатации автозаправочных станций, утвержденным приказом Минэнерго России от 01.08.01 N 229 (в редакции приказа Минэнерго России от 17.06.03 N 226), АЗС предназначены для обеспечения потребителей нефтепродуктами; основная деятельность АЗС заключается в осуществлении следующих технологических процессов: прием, хранение, выдача (отпуск) и учет количества нефтепродуктов.
Следовательно, хранение нефтепродуктов в процессе эксплуатации АЗС является необходимым технологическим условием и средством их реализации, что по смыслу подп. "в" п. 1 приложения 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" является квалифицирующим признаком отнесения АЗС к категории пожароопасных производственных объектов.
Нормами пожарной безопасности 105-03 "Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывной и пожарной опасности", утвержденными приказом МЧС России от 18.06.2003 N 314, также установлено, что АЗС относятся к категории пожароопасных объектов.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что АЗС, на которых хранятся предназначенные для обеспечения потребителей нефтепродукты (легковоспламеняющиеся и горючие жидкости) относятся к пожароопасным объектам, на эксплуатацию которых необходима лицензия.
Лицензирование деятельности по эксплуатации пожароопасных объектов осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Общество не отрицает факт отсутствия у него лицензии на эксплуатацию пожароопасного производственного объекта.
Наличие у общества лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов не является обстоятельством, освобождающим его от обязанности получить лицензию на эксплуатацию пожароопасного производственного объекта, каковым считается АЗС, поскольку Федеральным законом от 08.08.01 N 128 "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлена обязанность получить лицензию на эксплуатацию как взрывоопасного, так и пожароопасного производственного объекта.
При изложенных обстоятельствах принятое по делу решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Вывод суда соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 12.07.05 N 1487/05.
Ссылка общества на то, что за выявленное правонарушение общество могло быть привлечено к ответственности, предусмотренной ст. 19.20 КоАП РФ, отклоняется как неосновательная. Данной нормой установлена ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии). АЗС предназначены для розничной продажи нефтепродуктов и, таким образом, деятельность по их эксплуатации направлена на извлечение прибыли.
Доводы кассационной жалобы свидетельствуют о неверном толковании положений законодательных норм, в связи с чем отклоняются.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.05.06 по делу N А40-26974/06-146-229 оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Моснефтепродукт" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 сентября 2006 г. N КА-А40/8512-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании