город Тула
19 октября 2010 г. |
Дело N А54-52/2010 С14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 октября 2010 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжовой Е.В.,
судей Дайнеко М.М.,
Сентюриной И.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Андреевой Е.В.,
с участием в судебном заседании:
от истца:
от ответчика (заявителя):
от третьих лиц:
от Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Рязани:
от Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области:
Лисюшкиной Ю.А. (доверенность от 11.01.2010 N 20/1-07);
Евстифеева И.С. (доверенность б/н от 01.02.2010);
не явились, извещены судом о времени и месте судебного заседания надлежащим образом;
Якубина И.Н. (доверенность N 1 от 11.01.2010),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-4325/2010) товарищества собственников жилья "Луч-3", г. Рязань, (регистрационный номер - 20АП-4325/2010) на решение Арбитражного суда Рязанской области от 04 августа 2010 года по делу N А54-52/2010 С14 (судья Бугаева Н.В.), принятое по иску муниципального образования - городской округ город Рязань в лице Администрации города Рязани, г. Рязань, к товариществу собственников жилья "Луч-3", г. Рязань, третьи лица: Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани, г. Рязань, Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области, г. Рязань, об обязании возвратить субсидии на возмещение затрат на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в сумме 4 310 419 рублей,
установил:
муниципальное образование - городской округ город Рязань в лице Администрации города Рязани обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к товариществу собственников жилья "Луч-3" (далее - ТСЖ "Луч-3") об обязании возвратить субсидии на возмещение затрат на проведение капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Новоселов, д. 34, корп. 1, в сумме 4 310 419 рублей, перечисленной платежными поручениями N 589 и 590 от 11.09.2009 (том 1, л.д. 3-5).
Определением Арбитражного суда Рязанской области от 27.04.2010 на основании ходатайства истца к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани (том 1, л.д. 75-76; том 2, л.д. 67-69).
Определением Арбитражного суда Рязанской области от 01.07.2010 на основании ходатайства истца к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области (том 2, л.д. 109-110, 114-116).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 04 августа 2010 года ТСЖ "Луч-3" обязано возвратить в бюджет муниципального образования - городской округ город Рязань фактически поступившую сумму субсидий в сумме 4 310 419 рублей. С ТСЖ "Луч-3" взыскана в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 33 052 рублей 10 копеек (том 3, л.д. 35-43)
Не согласившись с указанным судебным актом, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, неправильное толкование норм материального права, ТСЖ "Луч-3" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Рязанской области от 04 августа 2010 года отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований (том 3, л.д. 49-56).
Заявитель жалобы, ссылаясь на положения статей 15, 27, 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статью 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 03.05.2005 по делу N Ф03-А73/05-1/713 и Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13.05.2009 по делу N Ф09-3004/09-С1, считает, что суд первой инстанции свое мнение о подведомственности спора арбитражному суду не обосновал и в силу требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановления Администрации города Рязани от 25.09.2008 N 5473 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение затрат на проведение капитального ремонта многоквартирных домов" не должен был рассматривать данный спор, поскольку он не отнесен к компетенции арбитражного суда.
Указывает на то, что суд первой инстанции не учел требования статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о справедливом рассмотрении дела, представленные в дело доказательства, фактически одобрил действия органов местного самоуправления, создавшие препятствия ответчику по освоению субсидий, проигнорировал причины, не зависящие от ответчика и препятствующие ТСЖ "Луч-3" реально освоить бюджетные средства.
Отмечает, что суд первой инстанции, в нарушение статей 51 и 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, подрядные организации - ЗАО "Ваши окна", ООО "ДИАБАЗ", ООО "Ирбис", ООО "Промышленные коммуникации", ООО "РязаньЛифтИмпорт", оплата которым за работы по капитальному ремонту дома должна была осуществляться за счет средств, взысканных судом первой инстанции с ответчика.
Обращает внимание на то, что суд первой инстанции ошибочно применил статью 125 Гражданского кодекса Российской Федерации к бюджетным правоотношениям.
Полагает, что, принимая решение об изъятии бюджетных средств, суд первой инстанции не применил статьи 152, 282, 284, 284.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в связи с чем неправомерно осуществил полномочия органов исполнительной власти по применению мер бюджетной ответственности.
Указывает, что суд первой инстанции неверно истолковал выражение "меры принуждения, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации" как основание для рассмотрения спора по существу и для удовлетворения исковых требований, а также неверно истолковал выражение "условия и порядок предоставления субсидий", не приняв во внимание значение данного термина, установленное разделом 2 Порядка предоставления субсидий на возмещение затрат на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденного постановлением администрации города Рязани от 25.09.2008 N 5473 (далее - Порядок предоставления субсидий на возмещение затрат на проведение капитального ремонта многоквартирных домов). Поясняет, что данный термин не предполагает обязанности получателя субсидии освоить бюджетные средства в срок.
Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области направило в суд апелляционной инстанции отзыв, в котором не согласилось с доводами апелляционной жалобы. Просило решение Арбитражного суда Рязанской области от 04 августа 2010 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (том 3, л.д. 84-87).
В обоснование своей позиции сослалось на положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Порядка формирования адресных программ Рязанской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденного постановлением Правительства Рязанской области N 70 от 02.04.2008.
Пояснило, что срок реализации региональной Адресной программы Рязанской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2009 год, утвержденной постановлением Правительства Рязанской области от 24.03.2009 N 61 (далее - Адресная программа Рязанской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2009 год), ограничен 2009 годом.
В соответствии с постановлением Администрации города Рязани от 25.09.2008 N 5473 в случаях нецелевого использования субсидий и (или) неиспользования бюджетных средств в установленные сроки получатель субсидий в течение пяти дней со дня получения письменного извещения обязан перечислить фактически поступившую сумму субсидий на расчетный счет муниципального образования.
Администрация города Рязани также представила в суд апелляционной инстанции письменный отзыв на жалобу, в котором не согласилась с ее доводами, отметила, что жалоба является необоснованной и не подлежащей удовлетворению. Просила оставить обжалуемое решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (том 3, л.д. 89-91).
Указала, что ответчик не является участником бюджетных отношений, спор не является бюджетным и подлежит рассмотрению арбитражным судом.
Пояснила, что невозможность использования денежных средств не освобождает ТСЖ "Луч-3" от обязанности по возврату полученной субсидии, так как постановлением администрации города Рязани от 25.09.2008 N 5473 предусмотрено, что в случае неиспользования бюджетных средств в установленные сроки получатель субсидии обязан ее вернуть. Срок целевого использования денежных средств ограничен 2009 годом, что установлено Адресной программой Рязанской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2009 год, утвержденной постановлением Правительства Рязанской области от 24.03.2009 N 61. При этом обязанность по возврату неиспользованных денежных средств не ставится в зависимость от причин, препятствующих их использованию.
Полагает, что со стороны Администрации города Рязани в период с 17.09.2009 по 31.12.2009 отсутствовали необоснованные действия, препятствующие освоению ТСЖ "Луч-3" выделенных денежных средств.
Считает, что суд обоснованно не удовлетворил ходатайство ТСЖ "Луч-3" о привлечении к участию в деле третьих лиц, поскольку их права не затрагиваются настоящим спором.
Пояснила, что применение судом первой инстанции статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации является обоснованным, поскольку данная норма определяет круг лиц, которые своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности от имени муниципальных образований. В силу статей 6, 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации ответчик не является получателем бюджетных средств, в связи с чем нормы статей 282-284.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации не применяются к рассматриваемому спору.
Так как капитальный ремонт дома 34 корпус 1 по улице Новоселов города Рязани не проведен, выделенные средства подлежат возврату, а из анализа статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что федеральным законодательством не предусмотрены какие-либо иные последствия невыполнения условий предоставления субсидий, кроме возврата самой субсидии.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика изложил доводы апелляционной жалобы, поддержал их в полном объеме, считая обжалуемое решение незаконным и необоснованным, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Представитель истца с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, считая обжалуемое решение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Пояснил, что разрешение на совершение расходных операций со счета от 16.12.2009 N 25 от ТСЖ "Луч-3" получено Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани 22.12.2009, в ответ на это разрешение было направлено письмо от 22.12.2009 N 02-07/1020 с требованием о возвращении перечисленных субсидий.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, полагая обжалуемое решение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу ТСЖ "Луч-3" - без удовлетворения.
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции представителя не направило.
С учетом мнений представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани, извещенного надлежащим образом о времени и месте его проведения, в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Рязанской области от 04 августа 2010 года проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Рязанской области ввиду следующего.
Судом установлено, что в рамках реализации региональной Адресной программы Рязанской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2009 год в перечень многоквартирных домов, в отношении которых была предоставлена финансовая поддержка, включен дом 34 корпус 1 по улице Новоселов города Рязани (том 1, л.д. 17-37).
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани в адрес ТСЖ "Луч-3" 25.06.2009 письмом N 02-07/362 направило уведомление N 8, в котором сообщило о выделении средств государственной корпорацией "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и средств бюджета Рязанской области на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Новоселов, д. 34, корп. 1, в размере 4 310 419 рублей (том 1, л.д. 103).
21.07.2009 собственники помещений в многоквартирном доме N 34 корпус 1 по улице Новоселов города Рязань приняли решение, оформленное протоколом N 16, об утверждении смет расходов по видам работ капитального ремонта и подрядных организаций (том 1, л.д. 104-107).
По результатам голосования было принято решение о заключении договоров с ООО "Инженерный центр "Техлифт" на выполнение работ по экспертизе промышленной безопасности, изготовлению проекта реконструкции строительной части лифтов и экспертизы проекта на сумму 233 422 рублей, с ООО "РязаньЛифтИмпорт" на выполнение работ по замене двух лифтов на сумму 2 295 002 рублей, с ООО "ДИАБАЗ" на выполнение работ по капитальному ремонту мягкой кровли на сумму 538 817 рублей 13 копеек, с ООО "Промышленные коммуникации" на выполнение работ по капитальному ремонту электросетей на сумму 950 000 рублей, с ООО Клуб альпинистов "Ирбис" на выполнение работ по капитальному ремонту межпанельных швов на сумму 375 600 рублей, с ЗАО "Ваши окна" на капитальный ремонт оконных блоков на сумму 168 448 рублей 87 копеек.
22.07.2009 на основании протокола N 16 общего собрания собственников помещений жилого дома N 34 корпус 1 по улице Новоселов города Рязани между ТСЖ "Луч-3" с вышеперечисленными подрядными организациями были заключены договоры подряда (том 1, л.д. 108-140).
ТСЖ "Луч-3" в адрес Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани 23.07.2009 направило документы согласно установленному органом местного самоуправления перечню (том 1, л.д. 141).
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани письмом от 31.07.2009 N 02-07/551 предложило ТСЖ "Луч-3" представить сертификат соответствия на устанавливаемое лифтовое оборудование и паспорт завода-изготовителя; производить замену лифтового оборудования исключительно продукцией отечественного оборудования; изготовить проект в соответствии с типом и моделью устанавливаемого лифтового оборудования (том 1, л.д. 142).
Письмом N 20/1/2-13/5278 от 13.08.2009 Администрация города Рязани сообщила ТСЖ "Луч-3", что ответчиком проигнорированы требования пункта 8 статьи 20 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и постановления Правительства Рязанской области от 18.02.2009 N 25. В обоснование задержки перечисления денежных средств в указанном письме имеется ссылка на наличие со стороны Администрации города Рязани претензий к ООО "РязаньЛифтИмпорт" (том 1, л.д. 146).
ТСЖ "Луч-3" 20.08.2009 обратилось в Администрацию города Рязани и Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани с письмом, в котором потребовало перечислить в суточный срок с момента его получения денежные средства, выделенные государственной корпорацией "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и бюджетом Рязанской области на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Новоселов, д. 34, корп. 1, в размере 4 310 419 рублей на счет ТСЖ "Луч-3" (том 1, л.д. 147-149).
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани платежными поручениями от 11.09.2009 N 589, 590 перечислило 16.09.2009 на счет ТСЖ "Луч-3" 4 310 419 рублей (том 1, л.д. 9-10).
Согласно пункту 3.4 Адресной программы Рязанской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2009 год срок ее реализации ограничен 2009 годом (том 1, л.д. 18).
По мнению истца, ТСЖ "Луч-3" к выполнению капитального ремонта не приступало, акт приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома и отчеты о проведении капитального ремонта, как того требуют часть 9 статьи 20 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и пункты 2.9, 2.11 Порядка предоставления субсидий на возмещение затрат на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, в Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани не представило.
22.12.2009 Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани направило в адрес ТСЖ "Луч-32 письмо N 02-07/1020 с требованием в соответствии с пунктом 3.4 указанного Порядка в течение пяти дней со дня получения письма возвратить полученные субсидии (том 2, л.д. 48).
ТСЖ "Луч-3" не возвратило фактически поступившую сумму субсидий, что явилось основанием для обращения муниципального образования - городской округ город Рязань в лице Администрации города Рязани с настоящим иском в арбитражный суд (том 1, л.д. 3-5).
Удовлетворяя исковые требования, руководствуясь статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", постановлением Правительства Рязанской области от 02.04.2008 N 70, утвердившим Порядок формирования адресных программ Рязанской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, постановлением Правительства Рязанской области от 24.03.2009 N 61, утвердившим Адресную программу Рязанской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2009 год, постановлением Администрации города Рязани от 25.09.2008 N 5473, утвердившим Порядок предоставления субсидий на возмещение затрат на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что материалами дела подтверждено перечисление на счет ТСЖ "Луч-3" субсидии в общей сумме 4 310 419 рублей и поскольку данные денежные средства в положенный срок не были использованы по целевому назначению и не перечислены Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани по его требованию, то исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Проверив в порядке апелляционного производства оспариваемый судебный акт, правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов Арбитражного суда Рязанской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Рязанской области от 04 августа 2010 года подлежит отмене ввиду следующего.
Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий установлены правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определена компетенция, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулируются отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" государственная корпорация "Фонд реформирования жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Фонд) предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при наличии условий, указанных в данной статье.
Согласно статье 20 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" получателями средств Фонда, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации и в случаях, предусмотренных данной статьей, муниципальные образования.
Часть 2 статьи 20 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" предусматривает, что средства бюджета субъекта Российской Федерации, полученные за счет средств Фонда и предусмотренные в бюджете субъекта Российской Федерации на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, распределяются субъектом Российской Федерации между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта Российской Федерации на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда.
В силу статьи 22 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" органы местного самоуправления, которым предоставлена финансовая поддержка за счет средств Фонда, средств бюджета субъекта Российской Федерации на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, в порядке и в сроки, которые установлены нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны направлять в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации отчеты о ходе реализации региональных адресных программ о проведении капитального ремонта многоквартирных домов и выполнении предусмотренных статьей 14 указанного Федерального закона условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Постановлением Правительства Рязанской области от 02.04.2008 N 70 утвержден Порядок формирования адресных программ Рязанской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
Постановлением Правительства Рязанской области от 24.03.2009 N 61 утверждена Адресная программа Рязанской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2009 год.
Пунктом 3.2 указанной Программы установлено, что средства Фонда и областного бюджета выделяются в виде субсидий, имеют целевое назначение и не могут быть использованы органами местного самоуправления на иные цели.
Пунктом 8.1 Порядка формирования адресных программ Рязанской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов установлено, что орган местного самоуправления муниципального образования, соответствующего условиям получения средств финансовой поддержки за счет средств Фонда и условиям участия в областной адресной программе, принимает правовой акт о подготовке муниципальной адресной программы, которым определяются, в частности, условия предоставления субсидии.
Постановлением администрации города Рязани от 25.09.2008 N 5473 утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение затрат на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
Пунктом 3.4 данного Порядка предусмотрены случаи прекращения предоставления бюджетных средств, в том числе при неиспользовании бюджетных средств в установленные сроки.
Согласно пункту 3.5 указанного Порядка в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани в письменном виде направляет извещение получателю о необходимости возврата указанной в извещении суммы. Если в 30-дневный срок получатель не исполняет предписание, к нему применяются меры принуждения, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Кроме того, пунктом 3.6 Порядка предоставления субсидий на возмещение затрат на проведение капитального ремонта многоквартирных домов предусмотрен порядок возврата субсидий. В частности, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани при выявлении случаев, определенных пунктом 3.4 Порядка, направляет получателю субсидий письменное извещение о выявленных фактах нарушений (пункт 3.6.1).
Получатель субсидий в течение 5 дней со дня получения письменного извещения обязан перечислить Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани фактически поступившую сумму субсидий (пункт 3.6.2).
Факт перечисления Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани на счет ТСЖ "Луч-3" субсидий на сумму 4 310 419 рублей подтверждается имеющимися в материалах дела платежными поручениями от 11.09.2009 N 589 на сумму 3 996 621 рубль и N 590 на сумму 313 798 рублей (том 1, л.д. 9-10).
Согласно пункту 3.4 Адресной программы Рязанской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2009 год срок ее реализации ограничен 2009 годом.
Судом установлено, что ТСЖ "Луч-3" в срок до 31.12.2009 не использовало перечисленные денежные средства по причине несвоевременного перечисления Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани денежных средств на счет товарищества; несогласования Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани договоров подряда, заключенных между ТСЖ "Луч-3" и подрядными организациями; неперечисления банком авансовых платежей на счета подрядчиков.
Данные доводы ответчика судом первой инстанции были отклонены необоснованно ввиду следующего.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Рязанской области от 14.12.2009 по делу N А54-5395/2009 С5 установлено, что перечисление бюджетных средств на счет ТСЖ "Луч-3" было осуществлено не в срок, установленный Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", а с полуторамесячным опозданием (том 2, л.д. 6-10).
Двадцатым арбитражным апелляционным судом в постановлении от 23.03.2010 по делу N А54-5395/2009 установлено, что все необходимые документы ТСЖ "Луч-3" были представлены 23.07.2009, однако денежные средства были перечислены только 16.09.2009, что является нарушением статьи 20 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (том 2, л.д. 11).
В период с 16 сентября 2009 года по 31 декабря 2009 года Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани отказывалось от согласования расчетных (платежных) документов на совершение расходных операций со счета ТСЖ "Луч-3", открытого в Сберегательном банке России (ОАО) (том 2, л.д. 34, 38-41, 43, 48).
Указанные действия Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани не соответствуют дополнительному соглашению N 3 к договору банковского счета N 021/014 от 27.05.2009 о порядке учета средств, выделенных на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, и приложению N 1 к дополнительному соглашению N 3 к договору банковского счета N 021/014 от 27.05.2009, согласно которому единственным лицом, имеющим право согласовывать документы ТСЖ "Луч-3", предъявляемые в банк для совершения расходных операций со счета в случаях, установленных Федеральном законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", от имени органа местного самоуправления является начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани Астафьева Т.В. (том 1, л.д. 12-29)
Таким образом, ТСЖ "Луч-3" могло освоить денежные средства (перечислить платежи подрядным организациям, выполняющим работы по капитальному ремонту дома) только при письменном согласовании документов начальником Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани - Астафьевой Т.В., по форме, установленной приложением N 1 к дополнительному соглашению N 3 к договору банковского счета N 021/014 от 27.05.2009.
Однако Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани не осуществило действия по согласованию документов ТСЖ "Луч-3", предъявляемых в банк для проведения списания денежных средств со счета ТСЖ "Луч-3", что следует из писем Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани от 19.10.2009 N 02-10/977, от 29.10.2009 N ЛпрА-62, от 23.11.2009 N 02-10/1593, направленных в адрес ТСЖ "Луч-3".
Более того, письмом от 22.12.2009 N 02-07/1020 в ответ на представленное ТСЖ "Луч-3" разрешение на совершение расходных операций со счета от 16.12.2009 N 25, полученное Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани 22.12.2009, последнее потребовало возвратить предоставленные субсидии (том 2, л.д. 34, 41, 43, 48), что является нарушением требований статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 3.4 Адресной программы Рязанской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2009 год, согласно которым финансовый год и срок реализации указанной программы заканчивается 31.12.2009 (том 1, л.д. 18).
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о том, что обязанность по возврату неиспользованных денежных средств не ставится в зависимость от причин, препятствующих их использованию, и что орган местного самоуправления не обязан согласовывать договоры между заказчиком и подрядчиком, а также платежные поручения для перечисления предоплаты подрядчикам, судом апелляционной инстанции признаются неправомерными.
Суд апелляционной инстанции считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что, поскольку перечисленные на счет ТСЖ "Луч-3" субсидии в общей сумме 4 310 419 рублей в положенный срок не были использованы по целевому назначению и не перечислены Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани по его требованию, исковые требования о возврате субсидии в указанной сумме являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для отмены обжалуемого решения суда судом апелляционной инстанции признаются обоснованными.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 04 августа 2010 года по делу N А54-52/2010 С14 подлежит отмене, и, поскольку основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют, ввиду того, что ТСЖ "Луч-3" в результате бездействия Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани, выразившегося в несогласовании документов ТСЖ "Луч-3", предъявляемых в банк для проведения списания денежных средств со счета ТСЖ "Луч-3" в случаях, установленных пунктом 2 дополнительного соглашения N 3 к договору банковского счета N 021/014 от 27.05.2009, по форме приложения N 1 к дополнительному соглашению N 3 от 27.05.2009, не имело возможности использовать по целевому назначению предоставленные субсидии, и, учитывая социальную значимость использования предоставленных субсидий и то обстоятельство, что субсидии предоставлены в рамках региональной социальной Адресной программы Рязанской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2009 год, с учетом принципа безвозвратности предоставленной субсидии, установленного статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и наличия заключенных договоров подряда на проведение ремонтных работ (том 1, л.д. 108-140), суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в иске муниципальному образованию - городской округ город Рязань в лице Администрации города Рязани к ТСЖ "Луч-3" об обязании возвратить субсидии на возмещение затрат на проведение капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Новоселов, д. 34, корп. 1, в сумме 4 310 419 рублей, перечисленной платежными поручениями N 589 и 590 от 11.09.2009, следует отказать.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 2 000 рублей в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на истца - муниципальное образование - городской округ город Рязань в лице Администрации города Рязани и подлежит взысканию в пользу ТСЖ "Луч-3".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Рязанской области от 04 августа 2010 года по делу N А54-52/2010 С14 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с муниципального образования - городской округ город Рязань в лице Администрации города Рязани, г. Рязань, в пользу товарищества собственников жилья "Луч-3", г. Рязань, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы 2 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий судья |
Е.В. Рыжова |
Судьи |
М.М. Дайнеко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-52/2010
Истец: Муниципальное образование - городской округ город Рязань, в лице Администрации города Рязани
Ответчик: Товарищество собственников жилья "Луч-3", Адвокат Евстифеев И.С.
Третье лицо: Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно- коммунального хозяйства Рязанской области, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани, Управление Федеральной налоговой службы по Рязанской области