г. Тула
29 октября 2010 г. |
Дело N А68-3630/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 октября 2010 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полынкиной Н.А.,
судей Стахановой В.Н., Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гуленковой И.А.,
при участии:
от заявителя: Волков А.И. - адвокат по доверенности от 24.05.2010, удостоверение N 10 от 31.12.2002,
от ответчика: Двали М. В. - представитель по доверенности от 23.11.2009, паспорт 70 07 N 994257,
от третьего лица - ОАО "ТНИТИ": Колоскова Ю.В. - представитель по доверенности от 11.10.2010, паспорт 70 02 N 648544,
рассмотрев апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 17 августа 2010 года по делу N А68-3630/10 (судья Елисеева Л.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Автосоюз плюс" (далее - ООО "Автосоюз плюс") обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области (далее - ТУ Росимущества в Тульской области) о предоставлении в аренду ООО "Автосоюз плюс" земельного участка с кадастровым номером 71:30:05 04 01:89, площадью 26 637 _ 54 кв.м, находящегося примерно в 60 м по направлению на юго-запад от ориентира строение, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: г. Тула, Центральный район, пр. Ленина, д. 161, и об обязании ТУ Росимущества в Тульской области принять решение о предоставлении в аренду ООО "Автосоюз плюс" вышеуказанного земельного участка (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 17.08.2010 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В частности, заявитель жалобы указывает, что Территориальное управление не вправе самостоятельно принимать решение о распоряжении земельным участком. Кроме того, исходя из положений ст. 11.3 Земельного кодекса РФ постановка вновь образованного земельного участка с кадастровым номером 71:30:050401:89 на кадастровый учет сама по себе недостаточна для вовлечения данного земельного участка в гражданский оборот ввиду отсутствия решения о разделе и отсутствия государственной регистрации прав на него. Также заявитель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что несвоевременное принятие ТУ Росимущества в Тульской области решения может привести к утрате заявителем права на испрашиваемый земельный участок, поскольку при той степени разумности и добросовестности, какая требовалась от общества, оно было обязано предоставить кадастровый паспорт на испрашиваемый земельный участок в июне 2008 года, после его выдачи, однако паспорт был предоставлен 03.02.2010.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Тульской области от 17.08.2010 проверены в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ. При этом оснований, предусмотренных ст. 270 АПК РФ для отмены решения, судом апелляционной инстанции не установлено.
Проанализировав материалы дела, обсудив доводы заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, за Государственным предприятием "Тульский научно-исследовательский технологический институт" (в настоящее время - ОАО "ТНИТИ"), в соответствии с государственным актом от 05.02.1996, на праве постоянного (бессрочного) пользования закреплен земельный участок общей площадью 174 812 кв.м по адресу: г. Тула, Центральный район, проспект Ленина, д. 149/2.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 26.04.2006 право собственности на указанный земельный участок принадлежит Российской Федерации. Данному земельному участку присвоен кадастровый номер 71:30:05 04 01: 20.
ООО "Автосоюз плюс" обратилось к ОАО "ТНИТИ" с просьбой о выделении незадействованного (свободного) участка земли ориентировочной площадью около 3 га под строительство складского комплекса.
ОАО "ТНИТИ" 29.11.2005 обратилось в администрацию г. Тулы с письмом N 90/968 с просьбой внести коррективы в выделенный ему земельный участок с учетом принимаемого решения о предоставлении участка заявителю.
Письмом от 15.03.2005 N 71-20/1066 ТУ Росимущества в Тульской области сообщило, что не возражает против передачи ООО "Автосоюз плюс" вышеуказанного земельного участка. 16.05.2007 ТУ Росимущества в Тульской области издано распоряжение N 121-р "О предварительном согласовании места размещения складского комплекса ООО "Автосоюз плюс", согласно которому был утвержден акт о выборе земельного участка (код @ 23080) для строительства складского комплекса, а также согласовано место размещения объекта ООО "Автосоюз плюс" в соответствии с актом о выборе земельного участка (код @ 23080), расположенного по просп. Ленина Центрального района г. Тулы.
В соответствии с вышеуказанным распоряжением ООО "Автосоюз плюс" было предписано осуществить межевание земельного участка; обеспечить постановку земельного участка на государственный кадастровый учет в Управлении Роснедвижимости по Тульской области и представить в ТУ Росимущества по Тульской области кадастровый план земельного участка.
После проведения межевания земельного участка и постановки его на кадастровый учет, с присвоением земельному участку кадастрового номера 71:30:05 04 01:89, ООО "Автосоюз плюс" 05.04.2010 обратилось в ТУ Росимущества в Тульской области с заявлением о предоставлении в аренду данного земельного участка для строительства складского комплекса.
Письмом ТУ Росимущества в Тульской области от 06.05.2010 N 71-20/2992 было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2008 N 234 "Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности".
Не согласившись с данным отказом, ООО "Автосоюз плюс" обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением, обосновывая свои требования тем, что к вышеуказанным правоотношениям не подлежит применение положений постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2008 N 234, поскольку они возникли до вступления в действие данного постановления.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 10.05.2007, действовавшей на момент издания распоряжения ТУ Росимущества в Тульской области от 16.05.2007 N 121-р) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В рассматриваемом случае предоставление обществу земельного участка для строительства складского комплекса осуществлялось с предварительным согласованием места размещения объекта.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 10.05.2007) предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Во исполнение указанных требований ООО "Автосоюз плюс" был осуществлен выбор земельного участка, что подтверждается актом о выборе земельного участка; выполнены кадастровые работы, что подтверждается материалами межевого дела; осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка, что подтверждается кадастровым паспортом от 27.06.2008.
В соответствии со статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 10.05.2007) решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
После выполнения заявителем требований распоряжения от 16.05.2007 N 121-р и обращения к ответчику с предложением о заключении договора аренды спорного земельного участка ответчик обязан был в двухнедельный срок принять решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Как обоснованно установлено судом первой инстанции, отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка со ссылкой на то, что постановлением Правительства РФ от 03.04.2008 N 234 "Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности" для федеральных органов исполнительной власти установлен запрет на согласование сделок, связанных с распоряжением находящимися в федеральной собственности земельными участками, предоставленными федеральным государственным учреждениям, федеральным государственным унитарным предприятиям, Российской академии наук, отраслевым академиям наук и созданным такими академиями организациям либо не предоставленными гражданам или юридическим лицам и расположенными в границах населенных пунктов либо в установленным постановлением пределах от границ населенных пунктов, является неправомерным.
Распоряжение ТУ Росимущества в Тульской области N 121-р "О предварительном согласовании места размещения складского комплекса ООО "Автосоюз плюс" было издано 16.05.2007, до вступления в законную силу постановления Правительства РФ от 03.04.2008 N 234 "Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности", следовательно, указанное постановление не подлежит применению к спорным правоотношениям.
Кроме того, как правомерно установлено судом первой инстанции, согласно данным кадастрового паспорта спорный земельный участок с кадастровым номером 71:30:05 04 01:89 имеет разрешенное использование "для строительства складского комплекса", то есть именно того объекта, размещение которого было предварительно согласовано ООО "Автосоюз плюс". Следовательно, данный земельный участок не может быть использован под какие-либо иные цели, для обеспечения которых постановлением Правительства РФ от 03.04.2008 N 234 установлено специальное правовое регулирование.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на нормы статьи 11.3 Земельного кодекса РФ является несостоятельной, поскольку спорный земельный участок, согласно кадастровому паспорту от 27.06.2008 N 302/08-07-8848, поставлен на кадастровый учет в июне 2008 года, а вышеуказанная статья введена в действие в октябре 2008 года (Федеральный закон от 22.07.2008 N 141-ФЗ).
При этом необходимо отметить, что нормы вышеуказанной статьи не содержат в качестве обязательного условия принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта условие о государственной регистрации права на вновь образованный земельный участок.
Довод апелляционной жалобы о том, что Территориальное управление не вправе самостоятельно принимать решение о распоряжении земельным участком, не может быть принят во внимание в силу следующего.
В соответствии с п.п. 4.1, 4.16 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области, утвержденного приказом от 27.02.2009 N 49, Управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Также Территориальное управление выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности РФ на земельные участки, которое признается (возникает) в соответствии с федеральными законами.
Кроме того, согласно письму Минэкономразвития России от 29.07.2009 N Д23-2469 распоряжаться земельным участком, находящимся в федеральной собственности, вправе территориальное подразделение Росимущества.
Довод апелляционной жалобы о том, что общество было обязано предоставить кадастровый паспорт на испрашиваемый земельный участок в июне 2008 года, после его выдачи, однако паспорт был предоставлен 03.02.2010, является несостоятельным.
Как следует из письма ТУ Росимущества в Тульской области от 14.10.2008 N 71-20/6342, кадастровый паспорт был представлен в октябре 2008 года.
Таким образом ТУ Росимущества в Тульской области в течение двух лет не приняло решение о предоставлении земельного участка. При этом истечение трехлетнего срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта повлекло бы безусловную утрату заявителем права на получение земельного участка в аренду.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 17 августа 2010 года по делу N А68-3630/10 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Полынкина |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-3630/2010
Истец: ООО "Автосоюз плюс"
Ответчик: Территориальное Управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области
Третье лицо: ОАО "ТНИТИ", Федеральное Агентство по управлению государственным имуществом
Хронология рассмотрения дела:
29.10.2010 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4560/10