город Тула |
|
19 ноября 2010 г. |
Дело N А62-3804/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 ноября 2010 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полынкиной Н.А.,
судей Дорошковой А.Г., Стахановой В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником Гуленковой И.А.,
при участии:
от заявителя: Панас В.К. - индивидуальный предприниматель, свидетельство серия 67 N 000408048, паспорт 66 04 N 107882, Баркова М.В. - представитель по доверенности от 05.10.2010, паспорт 66 04 N 015625,
ответчик не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИП Панаса Василия Константиновича на решение Арбитражного суда Смоленской области от 05 октября 2010 года по делу N А62-3804/2010 (судья Борисова Л.В.),
установил:
индивидуальный предприниматель Панас Василий Константинович (далее - ИП Панас В.К., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Управлению Федеральной миграционной службы России по Смоленской области (далее - Управление) о признании незаконным и отмене постановлений по делу об административном правонарушении от 23.07.2010 N 139, N 140 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением Арбитражного суда Смоленской области от 08.09.2010 дела N N А62-3804/2010 и А62-3805/2010 объединены в одно производство в связи с тем, что рассматриваемые дела имеют одни и те же обстоятельства, спор возник между одними и теми же сторонами, предметом рассмотрения является одна и та же проверка, проведенная органами УФМС по Смоленской области 06.04.2010.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 05.10.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Панас В.К. обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права. При этом заявитель жалобы указывает, что административным органом нарушен порядок проведения проверки, а именно: проверка проведена в отсутствие предпринимателя, без предъявления распоряжения и служебных удостоверений, с использованием незаконной фотосъемки, распоряжение было вручено предпринимателю после проведения проверки. Кроме того, при проведении проверки присутствовала только супруга предпринимателя, вместе с тем судом первой инстанции ходатайство заявителя о допросе ее в качестве свидетеля оставлено без рассмотрения, а ее письменным объяснениям не дана надлежащая оценка. Также заявитель жалобы указывает на нарушение должностными лицами Управления п. 60 Административного регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда, и на нарушение ст. 28.7 КоАП РФ, выразившееся в предоставлении для ознакомления документов административного дела выборочно. Судом не дана надлежащая оценка тому обстоятельству, что предприниматель был ненадлежаще уведомлен о явке для составления протоколов. Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие виновность предпринимателя. Кроме того, заявитель жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции необоснованно не применены положения ст. 2.9 КоАП РФ.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Смоленской области от 05.10.2010 проверены в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ. При этом оснований, предусмотренных ст. 270 АПК РФ для отмены решения, судом апелляционной инстанции не установлено.
Проанализировав материалы дела, обсудив доводы заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя начальника УФМС России по Смоленской области N 6734 от 06.04.2010 сотрудником Управления 06.04.2010 проведена внеплановая проверка соблюдения ИП Панасом В.К. норм миграционного законодательства на территории овощехранилища по адресу: г. Смоленск, ул. Соболева, д. 23.
В ходе проверки установлено, что предприниматель привлек к осуществлению трудовой деятельности в качестве подсобных рабочих граждан республики Молдова: Панаса Игоря Григорьевича, дата рождения 11 ноября 1971 года, Мелника Василия Михайловича, дата рождения 03 апреля 1960 года, при отсутствии у них разрешения на работу, о чем составлен акт проверки от 06.04.2010 N 1/6734.
На основании проведенной проверки УФМС России по Смоленской области 07.04.2010 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
21.07.2010 инспектором Управления в отношении предпринимателя составлены протоколы N 139, N 140 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.15 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов по делу об административном правонарушении Управлением вынесены постановления от 23.07.2010, в соответствии с которыми ИП Панас В.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.15 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 250 000 рублей по каждому постановлению, что составляет в общей сумме 500 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ИП Панас В.К. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) разрешение на работу - это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.
В силу ч. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Факт привлечения предпринимателем для осуществления трудовой деятельности граждан республики Молдова без разрешения на работу подтверждается протоколами об административном правонарушении от 21.07.2010 N N 139 и 140 и объяснениями выполнявших работу иностранных граждан, из которых следует что они осуществляли трудовую деятельность у предпринимателя по адресу: г. Смоленск, ул. Соболева, д. 23.
Более того, материалами дела ( т. 1 л.д. 75-80) подтверждается, что ранее иностранный гражданин Панас Игорь Григорьевич пребывал в Российской Федерации у принимающей стороны Панаса Василия Константиновича по его домашнему адресу.
Кроме того, постановлениями Промышленного районного суда г. Смоленска от 07.04.2010, вступившими в законную силу, иностранные граждане Панас И.Г. и Мелник В.М. за осуществление трудовой деятельности по адресу: г. Смоленск, ул. Соболева, д. 23 без разрешения на работу в Российской Федерации признаны виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 18.10 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что факт выявленного правонарушения административным органом доказан и обоснованно квалифицирован по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что административным органом нарушена процедура проведения проверки, установленная Административным регламентом по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда, утвержденным Приказом МВД России N 338, ФМС России N 97 от 30.04.2009 (зарегистрирован в Минюсте России 09.06.2009 N 14037), что свидетельствует о незаконности проведенной проверки, подлежит отклонению как не соответствующий действительности.
Как следует из объяснений индивидуального предпринимателя Панаса В.К., он прибыл на склад после звонка жены, по прибытии на склад к нему подошли сотрудники миграционной службы и предъявили распоряжение о проведении проверки на складе, которое он прочитал, но подписывать отказался, поскольку проверка проведена была без него.
Как следует из распоряжения о проведении проверки от 06.04.2010, индивидуальный предприниматель Панас В.К. от подписи об ознакомлении и получении копии распоряжения отказался, о чем на распоряжении имеются подписи свидетелей Куземкина А.В. и Пушенкова С.А..
Ссылка в апелляционной жалобе на незаконную фотосъемку необоснованна, поскольку материалы фотосъемки в качестве доказательств по делам об административным правонарушениям, возбужденным в отношении предпринимателя, не использовались.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции необоснованно оставлено без рассмотрения ходатайство заявителя о допросе в качестве свидетеля супруги предпринимателя, присутствовавшей при проведении проверки, а ее письменным объяснениям не дана надлежащая оценка, отклоняется в силу следующего.
Как следует из протокола судебного заседания Арбитражного суда Смоленской области от 08.09.2010, заявленное ходатайство о допросе в качестве свидетеля супруги предпринимателя оставлено без рассмотрения в связи с его необоснованностью.
В материалах дела имеются объяснения супруги предпринимателя - Панас И.В., полученные в ходе производства по делу об административном правонарушении, и каких-либо противоречий или неясностей они не содержат.
В связи с этим у суда первой инстанции отсутствовала необходимость вызывать супругу предпринимателя - Панас И.В. в суд для дачи показаний.
Кроме того, Панас И.В. является супругой лица, заинтересованного в исходе дела, а следовательно, показания, которые бы она дала уже после завершения производства по делу и вынесения административным органом постановления, не могут носить объективный характер.
Ссылка заявителя жалобы на то, что письменным объяснениям супруги предпринимателя не дана надлежащая оценка, противоречит материалам дела, поскольку указанным объяснениям дана надлежащая оценка в совокупности с иными доказательствами по делу, что отражено в судебных актах.
Ссылка апелляционной жалобы на нарушение должностными лицами Управления п. 60 Административного регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда, и на нарушение ст. 28.7 КоАП РФ, выразившееся в предоставлении для ознакомления документов административного дела выборочно, также не может быть принята во внимание.
Из расписки от 07.05.2010, представленной в материалы дела, следует, что предприниматель получил копии протоколов об административном правонарушении, копии постановлений, копию определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, копию объяснений предпринимателя и копию расписки.
От ознакомления с актом проверки и получения его копии предприниматель отказался, о чем имеется отметка в акте и что не отрицается предпринимателем.
Вручение привлекаемому к административной ответственности лицу копий всех материалов административного дела нормами КоАП РФ не предусмотрено.
Кроме того, из расписки предпринимателя от 07.05.2010 о получении им копий вышеуказанных документов не следует, что запрашиваемые им материалы получены не в полном объеме.
Довод апелляционной жалобы о том, что предприниматель был ненадлежаще уведомлен о явке для составления протоколов, также не может быть принят во внимание.
Как следует из объяснений, данных в судебном заседании в суде апелляционной инстанции, предпринимателя пригласили в Управление для составления протоколов по телефонному звонку на телефон его супруги.
Поскольку Кодекс не содержит императивного указания о способе извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и не предусматривает вручение извещения лично законному представителю юридического лица, извещение предпринимателя о времени и месте составления протокола через супругу не нарушает требований закона.
Кроме того, следует учитывать, что предприниматель не оспорил факт извещения его о составлении протокола об административном правонарушении в процессе рассмотрения судом дела. Предприниматель также не оспаривает своего участия при составлении протоколов об административном правонарушении. В судебном заседании в суде апелляционной инстанции предприниматель подтвердил, что присутствовал при составлении протоколов, но от подписи отказался, о чем имеется отметка в данных протоколах, сделанная в присутствии понятых.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Управление приняло необходимые и достаточные меры для извещения предпринимателя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в целях обеспечения предоставленных законом гарантий защиты прав лицу, привлекаемому к ответственности.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обязанность по соблюдению соответствующих требований возложена на предпринимателя.
Между тем каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о том, что им приняты все зависящие от него меры по соблюдению миграционного законодательства, судом не установлено.
Ссылка заявителя жалобы на возможное применение в рассматриваемом случае ст. 2.9 КоАП РФ не может быть принята во внимание по следующим основаниям.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Постановлением Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным интересам.
В пункте 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 N 60 "О внесении дополнений в некоторые постановления пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях" разъяснено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Вместе с тем доказательств исключительности ситуации в рассматриваемом случае заявителем суду не представлено.
С учетом конкретных обстоятельств дела, установленных судом первой инстанции, основания для освобождения предпринимателя от административной ответственности ввиду малозначительности отсутствуют. Данное правонарушение посягает на нарушение законодательства в сфере привлечения и использования иностранных работников и приносит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.
Кроме того, необходимо отметить, что применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. В рассматриваемом случае, исследовав и оценив характер допущенного правонарушения и обстоятельства его совершения, суд не находит оснований для признания его малозначительным.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 05 октября 2010 года по делу N А62-3804/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Полынкина |
Судьи |
А.Г. Дорошкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-3804/2010
Истец: ИП Панас В.К.
Ответчик: Управление Федеральной миграционной службы по Смоленской области