г. Тула
09 декабря 2010 г. |
Дело N А62-3036/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2010 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Игнашиной Г.Д.,
судей Дорошковой А.Г., Полынкиной Н.А.,
по докладу судьи Игнашиной Г.Д.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Принеслик И.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Якубенкова И.П. и апелляционную жалобу администрации муниципального образования Демидовский район Смоленской области
на решение Арбитражного суда Смоленской области
от 04.10.2010 по делу N А62-3036/2010 (судья Алмаев Р.Н.)
по заявлению ФГУ "Национальный парк "Смоленское Поозерье"
к администрации муниципального образования Демидовский район Смоленской области,
3-и лица: Якубенков И.П., Воротникова Е.В., Воротникова А.А.
о признании недействительным постановления,
при участии:
от заявителя: Казанникова Ю.Е. по доверенности, Киреенкова С.В. по доверенности, Рагонского Г.В. по доверенности,
от ответчика: не явились, извещены надлежаще,
от 3-х лиц: не явились, извещены надлежаще,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное учреждение "Национальный парк "Смоленское Поозерье" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительным п.1 постановления главы администрации муниципального образования "Демидовский район" Смоленской области (далее - Администрация) от 06.08.2009 г. N 309 "Об изменении разрешенного использования земельных участков" (с учетом уточнения).
Решением суда первой инстанции от 04.10.2010 требования удовлетворены.
Администрация и Якубенков И.П. обжаловали решение суда в апелляционном порядке и просят это решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Управление возражало против доводов жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как установлено судом, Якубенкову Игорю Петровичу принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами 67:05:0010301:489, 67:05:0010301:490, 67:05:0010301:491, 67:05:0010301:492, 67:05:0010301:493, 67:05:0010301:498, 67:05:0010301:497, 67:05:0010301:496, 67:05:0010301:495, 67:05:0010301:494, 67:05:0010301:499, 67:05:0010301:500, 67:05:0010301:501, 67:05:0010301:502, 67:05:0010301:503, 67:05:0010301:504, 67:05:0010301:469, 67:05:0010301:505, 67:05:0010301:520, 67:05:0010301:519, 67:05:0010301:506, 67:05:0010301:518, 67:05:0010301:517, 67:05:0010301:516, 67:05:0010301:515, 67:05:0010301:514, 67:05:0010301:513, 67:05:0010301:512, 67:05:0010301:511, 67:05:0010301:510, 67:05:0010301:509, 67:05:0010301:508, 67:05:0010301:507.
22.04.2009 Якубенков Игорь Петрович обратился в Администрацию с заявлениями изменить разрешенное использование вышеуказанных земельных участков с ведения личного подсобного хозяйства на ведение садоводства.
Рассмотрев указанные заявления, постановлением от 22.07.2009 N 277 "Об изменении разрешенного использования земельных участков" Администрация установила на вышеуказанные земельные участки вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель сельскохозяйственного назначения.
Впоследствии Администрация постановлением от 06.08.2009 г. N 309 "Об изменении разрешенного использования земельных участков" изменила ранее установленный вид разрешенного использования на вышеуказанные земельные участки: с "для ведения личного подсобного хозяйства" на "для ведения садоводства" категории земель земель сельскохозяйственного назначения (пункт 1 постановления) и отменила постановление от 22.07.2009 N 277 "Об изменении разрешенного использования земельных участков" (пункт 2 постановления).
Не согласившись с пунктом 1 названного постановления, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании этого пункта недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии со статьей 95 ЗК РФ земли национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям. Особо охраняемыми территориями являются земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель, особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1992 года N 247 на территории Смоленской области создан национальный природный парк "Смоленское поозерье", в дальнейшем переименованный в Федеральное государственное учреждение "Национальный парк "Смоленской поозерье", общей площадью 146237 гектаров.
В состав земель ФГУ Национальный парк включены земли других собственников и пользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, в том числе земли в Демидовском районе сельскохозяйственного назначения бывшего совхоза "Баклановский" в размере 17607 гектаров.
Данное постановление также обязывает собственников земельных участков осуществлять хозяйственную деятельность, не противоречащую целям и задачам ФГУ Национальный парк.
В соответствии с Положением о Федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Смоленское Поозерье", утвержденным руководителем Департамента окружающей среды и экологической безопасности Министерства природных ресурсов Российской Федерации 31.01.2001, территория Учреждения относится к особо охраняемым природным территориям федерального значения и учитывается при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.
В силу пункта 24. Положения о Федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Смоленское Поозерье" , утвержденном руководителем Департамента окружающей среды и экологической безопасности Министерства природных ресурсов Российской Федерации 31.01.2001 (далее - Положение), на территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: предоставление садоводческих и дачных участков.
Согласно указанному Положению, а также п.7 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 15 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на территории ФГУ Национальный парк запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе использование земель заявителя под садоводческие и дачные участки.
На землях, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации, ограничиваются расширение и строительство новых хозяйственных объектов. Режим использования этих земель определяется Положением.
Режим особой охраны территорий национальных парков, предусмотренный статьей 15 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", существенно ограничивает предоставленное право пользования земельными участками, включенными в состав земель Учреждения.
Указанным Положением на территории Учреждения предусмотрена зона традиционного экстенсивного природопользования, в пределах которой по разрешению и согласованию с администрацией заявителя допускается ограниченная хозяйственная деятельность с целью обеспечения жизнедеятельности граждан, постоянно проживающих (не менее 9 месяцев в году) на территории национального парка. В данную зону входят земли, включенные в состав национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.
Таким образом, на территории национального парка не предусмотрена возможность использования сельскохозяйственных угодий для ведения садоводческого и дачного хозяйства.
Ссылка ответчика и третьего лица на то, что имело место не предоставление земельных участков, а лишь изменение их разрешенного использования во внимание не принимается, так как данное обстоятельство существенного значения для дела не имеет, поскольку в силу ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" запрещено не предоставление земельного участка, а отдельные виды его использования.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в силу ст.ст. 77,78 ЗК РФ земли сельхозназначения могут использоваться, в частности, и для ведения садоводства, судом отклоняется.
Действительно, в силу указанных норм земли сельхозназначения могут использоваться для ведения садоводства, однако, как указано выше, на спорные земли распространяется режим особо охраняемых природных территорий, вследствие чего вид их разрешенного использования ограничен.
Довод апелляционной жалобы Якубенкова И.П. о том, что п. 2 ст. 15 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" содержит перечень видов деятельности, осуществление которых запрещено на территории национальных парков, и такого вида деятельности, как садоводческая, указанный перечень не содержит, отклоняется.
Согласно п. 2 ст. 15 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:
а) разведка и разработка полезных ископаемых;
б) деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;
в) деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима;
г) предоставление на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков;
д) строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национальных парков;
е) заготовка древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд), заготовка живицы, промысловая охота, промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство, заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), других недревесных лесных ресурсов (за исключением заготовки гражданами таких ресурсов для собственных нужд), деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;
ж) движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав древесины по водотокам и водоемам;
з) организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест;
и) вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность.
Таким образом, указанный перечень не является исчерпывающим и на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.
Как указано выше, к такой деятельности относится и использование сельскохозяйственных угодий для ведения садоводческого и дачного хозяйства.
Довод апелляционных жалоб о том, что перед принятием оспариваемого акта Администрация консультировалась с органами прокуратуры и Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области, которые указали, что спорное постановление законодательству не противоречит, судом отклоняется, так как позиция указанных органов не является общеобязательной для суда.
С учетом всего вышеизложенного заявленные требования удовлетворены правомерно.
В своей апелляционной жалобе третье лицо указывает, что учреждению необоснованно восстановлен срок обжалования ненормативного правового акта, предусмотренный ст. 198 АПК РФ.
Данный довод судом апелляционной инстанции во внимание не принимается по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов государственной власти, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
При этом нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ, поэтому право установления наличия этих причин и их оценки принадлежит суду.
В обоснование причин пропуска срока заявитель указал на то, что об оспариваемом акте ему стало известно 16.03.2010 после получения письма из Прокуратуры Демидовского района Смоленской области.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал указанную причину пропуска уважительной и правомерно восстановил пропущенный срок.
Таким образом, судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч.4 ст.270 АПК РФ отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 04.10.2010 по делу N А62-3036/2010 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Г.Д. Игнашина |
Судьи |
А.Г. Дорошкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-3036/2010
Истец: ФГУ "Национальный парк "Смоленское поозерье"
Ответчик: Администрация МО "Демидовский район" Смоленской области
Третье лицо: Якубенков И.П., Воротникова А.А., Воротникова Е.В.