город Тула
22 декабря 2010 г. |
Дело N А68-5804/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 декабря 2010 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Стахановой В.Н.,
судей Игнашиной Г.Д., Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сазоновой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-5472/10) открытого акционерного общества "МРСК Центра и Приволжья"
на решение Арбитражного суда Тульской области от 27.10.2010
по делу N А68-5804/10 (судья Драчен А.В.), принятое
по заявлению открытого акционерного общества "МРСК Центра и Приволжья"
к Приокскому Управлению Ростехнадзора,
третье лицо: открытое акционерное общество "Рязанская энергетическая сбытовая компания",
о признании недействительными п.2 акта проверки от 28.04.2010 N 12-11-25/10 и п.2 предписания от 28.04.2010 N 12-11-23/10 и об исключении этих пунктов из акта проверки от 28.04.2010 N 12-11-25/10 и п.2 предписания от 28.04.2010 N 12-11-23/10 от 28.04.2010,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: открытого акционерного общества "МРСК Центра и Приволжья" - Волченков А.И., юрисконсульт 1 категории отдела правового обеспечения хозяйственной деятельности департамента правового обеспечения филиала "Рязаньэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья", паспорт, доверенность от 25.12.2009; Романов Р.Е., начальник отдела контроля качества электроэнергии филиала "Рязаньэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья", паспорт, доверенность от 21.09.2010;
от ответчика: Приокского Управления Ростехнадзора - Давыдов С.В., ведущий специалист-эксперт юридического отдела, паспорт, доверенность от 09.04.2010 N 8-29/226; Укша А.А., главный государственный инспектор межрегионального отдела по надзору за электростанциями и электросетями, паспорт, доверенность от 17.09.2010 N 12-7/709;
от третьего лица: открытого акционерного общества "Рязанская энергетическая сбытовая компания" - не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
установил:
открытое акционерное общество "МРСК Центра и Приволжья" (далее - ОАО "МРСК Центра и Приволжья", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Приокскому Управлению Ростехнадзора (далее - Управление Ростехнадзора) о признании недействительными п.2 акта проверки от 28.04.2010 N 12-11-25/10 и п.2 предписания от 28.04.2010 N 12-11-23/10 и об исключении этих пунктов из акта проверки от 28.04.2010 N 12-11-25/10 и п.2 предписания от 28.04.2010 N 12-11-23/10 от 28.04.2010.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 27.10.2010 производство по делу в части требования о признании недействительным п.2 акта проверки от 28.04.2010 N 12-11-25/10 прекращено на основании п.1 ч.1 ст. 150 АПК РФ. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "МРСК Центра и Приволжья" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением, имеющимся в материалах дела.
Руководствуясь ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителя третьего лица не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, выслушав пояснения представителей заявителя, Управления Ростехнадзора, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании приказа руководителя Управления Ростехнадзора от 24.03.2010 N 387 в период с 01.04.2010 по 28.04.2010 сотрудниками Управления Ростехнадзора проведена проверка ОАО "МРСК Центра и Приволжья" по соблюдению им обязательных требований законодательства в области электроэнергетики и промышленной безопасности.
В ходе проверки, в частности, установлено, что в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 часть центров питания, осуществляющих передачу и распределение электроэнергии, не имеет действующих сертификатов соответствия.
Указанное нарушение отражено в п.2 акта проверки от 28.04.2010 N 12-11-25/10, составленного после ее проведения.
28.04.2010 Обществу выдано предписание N 12-11-23/10, в п.2 которого Управлением Ростехнадзора было указано ОАО "МРСК Центра и Приволжья" в срок до 15.10.2010 устранить нарушение, выразившееся в отсутствии действующих сертификатов качества электрической энергии на часть центров питания, осуществляющих передачу и распределение электроэнергии.
Полагая, что п.2 акта проверки от 28.04.2010 N 12-11-25/10 и п.2 предписания от 28.04.2010 N 12-11-23/10 являются недействительными, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований Общества в части признания п.2 предписания от 28.04.2010 N 12-11-23/10 недействительным и исключения его из указанного предписания, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N35-ФЗ) субъекты электроэнергетики - лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство, приобретение, продажу электрической энергии, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии. Субъектами электроэнергетики являются, в частности, территориальные сетевые организации - коммерческие организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской электрической) сети.
В соответствии с ч.1 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 N35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Согласно части 3 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N184-ФЗ "О техническом регулировании" правительством Российской Федерации со дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащий обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" утвержден перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, в который включена электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц.
В пункте 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N861, предусмотрено, что при исполнении договора сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) к электрической сети, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.
Таким образом, сетевая организация, оказывающая услуги по транспортировке и передаче потребителям электрической энергии, на границе раздела балансовой принадлежности электросетей обязана передать потребителю электрическую энергию, соответствующую по качеству обязательным требованиям стандартов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ОАО "МРСК Центра и Приволжья", являясь сетевой организацией, обязано осуществлять передачу и распределение электроэнергии при наличии соответствующих сертификатов.
Между тем, как установлено в ходе проведения проверки и не оспаривалось самим Обществом, сертификаты качества электрической энергии на часть центров питания, осуществляющих передачу и распределение электроэнергии, у ОАО "МРСК Центра и Приволжья" отсутствовали.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении требований в части признания п.2 предписания от 28.04.2010 N 12-11-23/10 недействительным и исключения его из указанного предписания.
Прекращая производство по делу в части требования о признании недействительным п.2 акта проверки от 28.04.2010 N 12-11-25/10, суд первой инстанции также правомерно исходил из следующего.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности, об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под ненормативным актом государственного органа или органа местного самоуправления, который в силу ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы юридического или физического лица и влекущие неблагоприятные юридические последствия.
Из анализа указанных норм следует, что оспариваемый заявителем акт проверки (п.2) не является тем актом, спор о признании недействительным которого разрешается в соответствии с вышеуказанными статьями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В указанном документе лишь фиксируются сведения о результатах проверки и выявленных в ее ходе нарушениях, акт не является властно-распорядительным документом для Общества, а также не содержит обязательные предписания, распоряжения, нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы, которые влекут для заявителя неблагоприятные юридические последствия.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что акт от 28.04.2010 N 12-11-25/10 не является ненормативным актом, который может быть оспорен в арбитражном суде, в связи с чем обоснованно прекратил производство по делу в указанной части на основании п.1 ч.1 ст. 150 АПК РФ.
Ссылка апеллянта на то, что Общество является территориальной сетевой компанией, а не энергоснабжающей организацией, в связи с чем на него не возложена обязанность по сертификации электроэнергии, так как наличие сертификатов обязательно только для энергоснабжающих организаций, является несостоятельной.
Судом установлено, что ОАО "МРСК Центра и Приволжья" является сетевой организацией.
Указанное Обществом не оспаривается.
Порядок сертификации электрической энергии установлен постановлением Госстандарта РФ от 16.07.1999 N 36 "О правилах проведения сертификации электрооборудования" (далее - Правила сертификации N 36), разделом VII которого регулируется порядок сертификации электрической энергии, отпускаемой потребителям.
Указанные Правила должны применяться с учетом последующих изменений законодательства в части не противоречащей им.
Между тем используемое в названных Правилах понятие энергоснабжающей организации не может применяться, поскольку Законом N35-ФЗ ранее существовавшие энергоснабжающие организации были разделены на энергосбытовые организации и сетевые организации.
Сетевые организации оказывают услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства.
Данное обстоятельство также подтверждено Федеральным законом от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике".
Так, ст.6 названного закона установлено, что с 1 апреля 2006 года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии.
Как отмечалось ранее, в соответствии со ст.38 Закона N35-ФЗ территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности) отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Из материалов дела усматривается, что 09.02.2009 между ОАО "Рязанская энергетическая сбытовая компания" (заказчик) и ОАО "МРСК Центра и Приволжья" (исполнитель) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от N 341-204.
По условиям указанного договора исполнитель обязуется оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином установленном федеральным законом основаниям, а также через технические устройства электрических сетей ТСО и ПВЭО, а заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном договором.
Пункты 3.3.1 и 3.3.10 указанного договора в первоначальной редакции (до подписания сторонами соглашения от 03.03.2010) предусматривали, что качество передаваемой энергии должно соответствовать требованиям ГОСТ 13109-97 и подтверждаться сертификатом соответствия.
Согласно п.7.2.2 договора ОАО "МРСК Центра и Приволжья" отвечает за отклонение показателей качества электрической энергии сверх величин, установленных обязательными требованиями, принятыми в соответствии с законодательством РФ.
Пунктом 8.2 Правил сертификации N 36 предусмотрено, что объектом сертификации является электрическая энергия в распределительных сетях энергоснабжающих организаций.
Согласно п.8.9 данных Правил, испытания электрической энергии для сертификации проводит аккредитованная испытательная лаборатория (центр) в контрольных пунктах распределительных электрических сетей (центрах питания), выбираемых из числа заявленных энергоснабжающей организацией на сертификацию электрической энергии.
Число распределительных электрических сетей (центров питания), указываемых органом по сертификации в решении по заявке, не должно превышать 5% от числа распределительных электрических сетей (центров питания), заявленных на сертификацию, и должно составлять не менее:
- одной (одного) - при числе заявленных на сертификацию от двух до десяти;
- двух - при числе заявленных на сертификацию от одиннадцати до пятидесяти;
- трех - при числе заявленных на сертификацию свыше пятидесяти.
Отбор распределительных электрических сетей для сертификационных испытаний электрической энергии и выбор контрольных пунктов в этих сетях осуществляет аккредитованная испытательная лаборатория (центр), взаимодействуя с органом по сертификации.
Исходя из п.8.10 Правил сертификации N 36 энергоснабжающая организация сообщает потребителю сведения о проведенной сертификации электрической энергии (регистрационный номер сертификата, срок его действия и реквизиты органа по сертификации электрической энергии, выдавшего сертификат).
Контрольные пункты распределительных электрических сетей (центры питания) находятся в собственности заявителя, как сетевой организации, что подтверждается материалами дела и Обществом не отрицается.
Следовательно, осуществлять сертификацию передаваемой энергии в сетях общего назначения может только сетевая организация.
Согласно пункту 10 раздела 1 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530, взаимодействие покупателей электрической энергии, гарантирующих поставщиков и производителей (поставщиков) электрической энергии - субъектов розничных рынков с сетевыми организациями, в том числе в части присоединения соответствующих энергопринимающих устройств (энергетических установок) к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций, осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрической сети.
Пунктом 157 раздела 12 данных правил установлено, что сетевая организация в соответствии с договором оказания услуг по передаче электрической энергии, заключаемым с энергосбытовой организацией, обслуживающей потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям указанной сетевой организации, выполняет требования, предъявляемые к субъектам оптового рынка, в том числе и те требования, которые касаются организации коммерческого учёта электрической энергии в точках поставки, на которых энергосбытовая организация приобретает электрическую энергию на оптовом рынке, что закрепляет обязанности сетевой организации по обеспечению качества передаваемой электрической энергии по договору оказания услуг по её передаче.
Указанному корреспондирует и позиция Министерства энергетики Российской Федерации, изложенная в письме от 07.10.2010 N 09-1446.
Довод жалобы о том, что Общество не является энергоснабжающей организацией и не является исполнителем в понимании Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", не может быть принят во внимание, поскольку к спорным правоотношениям нормы названного закона не применимы.
Рассматриваемые правоотношения регулируются, в частности, Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии".
Указание апеллянта на то, что затраты на сертификацию обойдутся ОАО МРСК "Центра и Приволжья" по филиалу "Рязаньэнерго" около 9,5 млн. руб, которые не будут учтены в тарифах, суд апелляционной инстанции отклоняет, так как наличие существенных финансовых затрат на проведение сертификации не освобождают Общество от обязанности ее совершить.
Ссылка подателя жалобы на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2009 по делу N А60-10442/2009 и решение Арбитражного суда Удмуртской области от 01.11.2010 по делу N А71-10284/2010 несостоятельна, поскольку названные судебные акты приняты по обстоятельствам конкретного дела и не подтверждает обоснованности доводов Общества по данному делу.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам п.4 ст.270 АПК России безусловную отмену судебного акта, не выявлено.
Согласно Информационному письму Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139 "О внесении изменений в информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" и от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" при обжаловании судебных актов по делам рассматриваемой категории юридическими лицами государственная пошлина уплачивается в размере 1 000 рублей.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы ОАО "МРСК Центра и Приволжья" по платежному поручению от 10.11.2010 N 650 уплачена государственная пошлина в размере 2 000 руб., то есть в большем, чем предусмотрено п.п.12 п.1 ст. 333.21 НК РФ, госпошлина в сумме 1 000 руб. на основании ст.333.40 НК РФ подлежит возврату.
Руководствуясь п.1 ст.269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 27.10.2010 по делу N А68-5804/10 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "МРСК Центра и Приволжья" в лице филиала "Рязаньэнерго" (390013, г. Рязань, ул. МОГЭС, д.12) из федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 1 000 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 10.11.2010 N 650.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Г.Д. Игнашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-5804/2010
Истец: ОАО "МРСК Центра и Приволжья"
Ответчик: Приокское Управление Ростехнадзора
Третье лицо: ОАО "Рязанская энергетическая сбытовая компания"
Хронология рассмотрения дела:
22.12.2010 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5472/10