г. Тула |
|
24 февраля 2011 г. |
Дело N А62-4729/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 февраля 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тиминской О.А.
судей Тимашковой Е.Н., Еремичевой Н.В.,
по докладу судьи Тиминской О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лаврухиной А.Н., рассмотрев апелляционную жалобу Дорогобужского районного отдела судебных приставов УФССП по Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 22 ноября 2010 года по делу N А62-4729/2010 (судья Борисова Л.В.), принятое по заявлению МУП "Жилкомунсервис" к Дорогобужскому районному отделу судебных приставов УФССП по Смоленской области
3-е лицо: ООО "Чистый город"
об оспаривании актов, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя,
при участии:
от заявителя: не явился
от ответчика: не явился
от заинтересованного лица: не явился
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Жилкомунсервис" (далее - Заявитель, Предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Дорогобужскому районному отделу судебных приставов УФССП по Смоленской области о признании незаконными акта о наложении ареста (описи имущества) от 17.05.2010г., постановления об оценке имущества должника от 17.05.2010г., постановления о передаче арестованного имущества на реализацию от 04.06.2010г., постановления о снижении цены имущества, переданного на реализацию на 15% от 04.06.2010г., акта изъятия арестованного имущества от 06.09.2010г., действий судебного пристава-исполнителя Дорогобужского РОСП УФССП по Смоленской области Осипенковой А.А. по аресту и изъятию имущества, принадлежащего МУП "Жилкомунсервис" и обязании судебного пристава-исполнителя Дорогобужского РОСП УФССП по Смоленской области Осипенкову А.А. вернуть незаконно арестованное и изъятое имущество по акту изъятия арестованного имущества от 06.09.2010г. в таком же виде и сохранности, в каком оно находилось до ареста.
Решением суда первой инстанции от 22.11.2010 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с судебным актом, судебный пристав подал апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, заявитель направил ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя, в связи с чем апелляционная инстанция находит возможным провести судебное заседание в их отсутствие в порядке ст.ст. 266, 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Судом установлено, что Дорогобужским РОСП УФССП России по Смоленской области на основании находящихся на исполнении исполнительных документов было возбуждено сводное исполнительное производство N 67/35/756/7/2009-СД в отношении должника МУП "Жилкомунсервис" о взыскании с него задолженности в пользу физических лиц (материальный и моральный вред), в пользу государственных органов (пенсионный фонд), а также в пользу юридических лиц ООО "Чистый город", общая сумма долга составила 882633 руб. 40 коп.
В результате осуществленных мероприятий, направленных на исполнение исполнительных документов, судебным приставом-исполнителем Дорогобужского РОСП Осипенковой А.А. 17.05.2010г. был наложен арест на имущество МУП "Жилкомунсервис" (всего 21 наименование) на общую сумму 23550 руб., о чем вынесено постановление от 17.05.2010г.
В этот же день принято постановление об оценке имущества должника.
04.06.2010г. судебным приставом-исполнителем Осипенковой А.А. вынесено постановление о передаче арестованного имущества на реализацию.
14.07.2010г. судебным приставом-исполнителем Осипенковой А.А. вынесено постановление о снижении цены имущества, переданного на реализацию на 15%.
В связи с тем, что арестованное МУП "Жилкомунсервис" имущество не было реализовано в установленные законом сроки, это имущество предложено взыскателю - директору ООО "Чистый город" Волкову Д.С., который согласился принять имущество в счет погашения задолженности.
06.09.2010г. судебным приставом-исполнителем Дорогобужского РОСП Осипенковой А.А. был составлен акт изъятия арестованного имущества.
Заявитель считает, что все перечисленные акты судебного пристава и его действия являются незаконными.
Так, при аресте имущества понятые отсутствовали, ответственным хранителем назначена главный бухгалтер организации Якубенкова И.А., которая не является стороной исполнительного производства, не наделена соответствующими полномочиями, договор с территориальным органом ФССП на хранение имущества с ней не заключался, копия акта ареста в адрес Заявителя не направлялась, что не позволило ему реализовать права должника на обжалование исполнительных действий, предусмотренное статьей 50 ФЗ "Об исполнительном производстве". Кроме того, в акте о наложении ареста должны быть указаны наименования каждых занесенных в акт вещей, отличительные признаки вещи, в акте имеются исправления и подписки, не оговоренные установленным законом способом.
Постановление от 17.05.2010г. об оценке имущества вынесено с нарушением статьи 85 ФЗ "Об исполнительном производстве", имущество оценено без учета рыночной, амортизационной стоимости, а также при отсутствии документов на вещи, копия постановления не была направлена должнику.
Также должник полагает, что постановление о передаче арестованного имущества на реализацию вынесено с нарушением части 15 статьи 87 ФЗ "Об исполнительном производстве" спустя более года после возбуждения исполнительного производства и по прошествии более двух недель после оценки имущества, на копии постановления отсутствуют отметки направления данного постановления в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по Смоленской области, копия постановления не направлена должнику в установленный законом срок. Документов от Федерального агентства по управлению государственным имуществом в установленный законом срок 5 дней о получении постановления о передаче арестованного имущества на реализацию и принятии решения о самостоятельной реализации арестованного имущества судебным приставом-исполнителем Дорогобужского РОСП Осипенковой А.А. представлено не было.
По мнению Заявителя, постановление о снижении цены арестованного имущества вынесено с нарушением части 15 статьи 87 Федерального закона "Об исполнительном производстве", а акт изъятия принят в нарушение части 12 статьи 87 ФЗ "Об исполнительном производстве".
Вышеперечисленные обстоятельства послужили основанием для обращения МУП "Жилкомунсервис" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), в соответствии со ст.30 которого судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (п. 8 ст. 30 Закона N 229-ФЗ).
Пунктом 11 данной правовой нормы предусмотрено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения в силу пункта 12 статьи 30 Закона N 229-ФЗ не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать, в том числе, следующие исполнительные действия: вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение (ст. 64 Закона N 229-ФЗ).
В соответствии со статьей 68 Федерального закона N 229-ФЗ (п. 1) мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Мерами принудительного исполнения в силу пункта 3 данной правовой нормы являются, помимо прочего, наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества.
В соответствии со статьей 80 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (п.1) судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе, в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника. При этом судебный пристав-исполнитель вправе не применять правила очередности обращения взыскания на имущество должника.
Арест имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости - ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества. Вид, объем и срок ограничения права пользования имуществом определяются судебным приставом-исполнителем в каждом случае с учетом свойств имущества, его значимости для собственника или владельца, характера использования и других факторов (п.4 ст. 80 ФЗ N 229-ФЗ).
Пунктом 5 данной правовой нормы предусмотрено, что арест имущества должника (за исключением ареста, исполняемого регистрирующим органом, ареста денежных средств, находящихся на счетах в банке или иной кредитной организации, ареста ценных бумаг и денежных средств, находящихся у профессионального участника рынка ценных бумаг на счетах, указанных в статьях 73 и 73.1 настоящего Федерального закона) производится судебным приставом-исполнителем с участием понятых с составлением акта о наложении ареста (описи имущества), в котором должны быть указаны:
1) фамилии, имена, отчества лиц, присутствовавших при аресте имущества;
2) наименования каждых занесенных в акт вещи или имущественного права, отличительные признаки вещи или документы, подтверждающие наличие имущественного права;
3)предварительная оценка стоимости каждых занесенных в акт вещи или имущественного права и общей стоимости всего имущества, на которое наложен арест;
4) вид, объем и срок ограничения права пользования имуществом;
5) отметка об изъятии имущества;
6) лицо, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение имущество, адрес указанного лица;
7) отметка о разъяснении лицу, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество, его обязанностей и предупреждении его об ответственности за растрату, отчуждение, сокрытие или незаконную передачу данного имущества, а также подпись указанного лица;
8) замечания и заявления лиц, присутствовавших при аресте имущества. Согласно пункту 6 статьи 80 Закона N 229-ФЗ акт о наложении ареста на имущество должника (опись имущества) подписывается судебным приставом-исполнителем, понятыми, лицом, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение указанное имущество, и иными лицами, присутствовавшими при аресте. В случае отказа кого-либо из указанных лиц подписать акт (опись) в нем (в ней) делается соответствующая отметка.
Копии постановления судебного пристава-исполнителя о наложении ареста на имущество должника, акта о наложении ареста на имущество должника (описи имущества), если они составлялись, направляются сторонам исполнительного производства, а также в банк или иную кредитную организацию, профессиональному участнику рынка ценных бумаг, в регистрирующий орган, дебитору, собственнику государственного или муниципального имущества, другим заинтересованным лицам не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления или составления акта, а при изъятии имущества - незамедлительно (п. 6 ст. 80 ФЗ N 229-ФЗ).
В рассматриваемом случае в акте ареста имущества Заявителя отсутствуют наименования каждых занесенных в акт вещи или имущественного права, отличительные признаки вещи или документы, подтверждающие наличие имущественного права.
Кроме того, судебным приставом-исполнителем не представлено документальных бесспорных доказательств того, что акт ареста имущества от 17.05.2010г. получен Заявителем.
С учетом этого, действия судебного пристава-исполнителя Дорогобужского РОСП Осипенковой А.А. по аресту имущества, принадлежащего МУП "Жилкомунсервис", суд первой инстанции обоснованно признал незаконными.
Что касается постановления об оценке имущества должника от 17.05.2010г., то в соответствии со статьей 85 Закона N 229-ФЗ (п.1) оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Судебный пристав-исполнитель в силу пункта 3 статьи 85 Закона N 229-ФЗ обязан привлечь оценщика для оценки имущества, если должник или взыскатель не согласен с произведенной судебным приставом-исполнителем оценкой имущества. Сторона исполнительного производства, оспаривающая произведенную судебным приставом-исполнителем оценку имущества, несет расходы по привлечению оценщика.
Постановление об оценке вещи или имущественного права выносится судебным приставом-исполнителем не позднее трех дней со дня получения отчета оценщика. Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.
Копии постановления судебного пристава-исполнителя об оценке имущества или имущественных прав направляются сторонам исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения (п. 6 ст. 85 Закона N 229-ФЗ).
Как усматривается из материалов дела, имущество Заявителя оценено без учета рыночной, амортизационной стоимости.
Ответчик пояснил, что оценка имущества производилась им по внешнему виду и техническим характеристикам.
Кроме того, судебным приставом-исполнителем не представлено документальных доказательств получения Заявителем постановления от 17.05.2010г. об оценке имущества должника.
В этой связи постановление судебного пристава-исполнителя Дорогобужского РОСП Осипенковой А.А. от 17.05.2010г. об оценке имущества должника - МУП "Жилкомунсервис" суд первой инстанции также признал необоснованным.
В части постановления от 04.06.2010г. о передаче арестованного имущества на реализацию, суд первой инстанции правильно отметил, что в соответствии со статьей 87 Закона N 229-ФЗ (п.1) реализация имущества должника, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Специализированная организация обязана в десятидневный срок с момента получения имущества должника по акту приема-передачи размещать информацию о реализуемом имуществе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, а об имуществе, реализуемом на торгах, - также в печатных средствах массовой информации.
Указом Президента РФ от 12.05.2008 N 724, Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Приказом Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации N 347, Росимущества N 149 от 25.07.2008 утвержден Порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество.
О передаче имущества должника на реализацию судебный пристав-исполнитель выносит постановление.
Передача специализированной организации имущества должника для реализации осуществляется судебным приставом-исполнителем по акту приема-передачи в течение десяти дней с момента оценки имущества должника.
Пунктом 10 статьи 87 Закона N 229-ФЗ предусмотрено, что если имущество должника, за исключением переданного для реализации на торгах, не было реализовано в течение одного месяца со дня передачи на реализацию, то судебный пристав-исполнитель выносит постановление о снижении цены на пятнадцать процентов.
Если имущество должника не было реализовано в течение одного месяца после снижения цены, то судебный пристав-исполнитель направляет взыскателю предложение оставить это имущество за собой.
Нереализованное имущество должника передается взыскателю по цене на двадцать пять процентов ниже его стоимости, указанной в постановлении судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника. Если эта цена превышает сумму, подлежащую выплате взыскателю по исполнительному документу, то взыскатель вправе оставить нереализованное имущество за собой при условии одновременной выплаты (перечисления) соответствующей разницы на депозитный счет подразделения судебных приставов. Взыскатель в течение пяти дней со дня получения указанного предложения обязан уведомить в письменной форме судебного пристава-исполнителя о решении оставить нереализованное имущество за собой (п.12 ст. 87 Закона N 229-ФЗ).
О передаче нереализованного имущества должника взыскателю судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которое утверждается старшим судебным приставом. Передача судебным приставом-исполнителем имущества должника взыскателю оформляется актом приема-передачи.
Копии постановлений, указанных в настоящей статье, не позднее дня, следующего за днем их вынесения, направляются сторонам исполнительного производства (п.15 ст. 87 Закона N 229-ФЗ).
Как указано выше, 04.06.2010г. судебным приставом-исполнителем Дорогобужского РОСП Осипенковой А.А. вынесено постановление о передаче арестованного имущества на реализацию, однако факт получения Территориальным Управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом Смоленской области не подтвержден.
Впоследствии 14.07.2010г. судебным приставом-исполнителем принято постановление о снижении цены имущества, переданного на реализацию на 15%.
03.09.2010г. в адрес взыскателя ООО "Чистый город" от судебного пристава-исполнителя Осипенковой А.А. поступило предложение имущества должника МУП "Жилкомунсервис" по цене на 25% ниже его стоимости, указанной в постановлении об оценке имущества должника, так как указанное имущество не было реализовано в двухмесячный срок специализированной торгующей организацией.
06.09.2010г. судебным приставом-исполнителем Осипенковой А.А. вынесен акт изъятия арестованного имущества у МУП "Жилкомунсервис".
Поскольку судебным приставом-исполнителем нарушен установленный порядок реализации имущества должника, все остальные постановления, вынесенные им, а именно: о снижении цены имущества на 15%, передачи арестованного имущества взыскателю, а также действия по изъятию арестованного имущества, суд первой инстанции правильно признал их незаконными.
Судом первой инстанции полно установлены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, как того требует ст.71 АПК РФ, и которым дана верная правовая оценка.
Доводов, обоснованных ссылкой на нормы материального и процессуального права, апелляционная жалоба не содержит.
При этом суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что по результатам проверки, проведенной Управлением Федеральной службы судебных приставов, нарушения со стороны судебного-пристава Дорогобужского районного отдела судебных приставов Осипенковой А.А. подтверждены (письмо исх.67/03-16-722/2010-07 от 14.10.2010).
Руководствуясь ст.ст. 269 п.1, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 22.11.2010 по делу N А62-4729/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа (в г. Брянске) в двухмесячный срок со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Тиминская |
Судьи |
Е.Н. Тимашкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-4729/2010
Истец: МУП "Жилкомунсервис"
Ответчик: Дорогобужский районный отдел судебных приставов УФССП по Смоленской области
Третье лицо: ООО "Чистый город"