г. Тула
30 марта 2011 г. |
Дело N А62-5065/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2011 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полынкиной Н.А.,
судей Стахановой В.Н., Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гуленковой И.А.,
при участии:
лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Смоленска на решение Арбитражного суда Смоленской области от 21 января 2011 года по делу N А62-5065/2010 (судья Бажанова Е.Г.),
установил:
индивидуальный предприниматель Иваничкина Татьяна Яковлевна (далее - ИП Иваничкина Т.Я.) обратилась в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к администрации г. Смоленска, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области, о признании незаконными действий администрации г. Смоленска, выразившихся в отказе, оформленном письмом N 2260/1 от 15.07.2010, ИП Иваничкиной Т.Я. в обеспечении выбора земельного участка предполагаемой площадью 1000 кв.м по ул. Кутузова между домами N 8 и N 12 и предварительном согласовании на нем объекта капитального строительства - объекта торгово-бытового обслуживания населения, как нарушающие права и законные интересы заявителя и противоречащие требованиям статей 30, 31 ЗК РФ, а также об обязании ответчика устранить нарушение прав и законных интересов заявителя (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 21.01.2011 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, администрация г. Смоленска обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Оспаривая решение Арбитражного суда Смоленской области, заявитель жалобы указывает, что на испрашиваемом земельном участке, который находится на придомовой территории дома N 10 по ул. Кутузова, расположены хозяйственные площадки, зеленые насаждения, выполнено благоустройство территории, в связи с чем размещение на этом участке объекта капитального строительства может затронуть права третьих лиц. Кроме того, права граждан жилых домов N 8 и N 12 были нарушены при формировании границ земельных участков, на которых расположены указанные жилые дома и при рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции не учел возможное нарушение прав жильцов. Более того, испрашиваемый земельный участок относится к территориальной зоне Ж-3, основным видом разрешенного использования которой является размещение жилых зданий с размещением в нижних этажах объектов обслуживания населения, в связи с чем испрашиваемый земельный участок с размещением на нем здания торгово-бытового обслуживания не соответствует основному виду разрешенного использования.
Законность и обоснованность решения от 21.01.2011 проверены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. При этом оснований для его отмены, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ИП Иваничкина Т.Я. 26.12.2008 обратилась в Главное земельное управление Смоленской области с заявлением об осуществлении выбора земельного участка площадью 1000 кв.м, для приобретения в аренду, и предварительного согласования места размещения на нем объекта капитального строительства - объекта торгово-бытового обслуживания населения. Предполагаемое место размещения объекта - г. Смоленск, ул. Кутузова между домами N 8 и N 12.
Главное земельное управление Смоленской области письмом от 23.01.2009 N 803/3 сообщило предпринимателю о направлении его заявления с приложением необходимых документов в администрацию г. Смоленска для выполнения мероприятий по выбору земельного участка и утверждению схемы его расположения.
Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Смоленска 05.03.2009 направило в адрес Главного земельного управления акт о выборе земельного участка для согласований выбора земельного участка, а также письмо N 906/23, в котором сообщило, что дальнейшее рассмотрение вопроса о размещении объекта капитального строительства - объекта торгово-бытового обслуживания по улице Кутузова между домами N 8 и N 12 будет возможно после изменения санитарно-защитной зоны при условии соблюдения действующего законодательства, градостроительных и санитарных норм и получения согласия собственников помещений названных жилых домов.
Департамент имущественных и земельных отношений, письмом от 03.04.2009 N 6447/08, сообщил предпринимателю о том, что после представления администрацией г. Смоленска материалов по результатам выбора земельного участка Департаментом будет рассмотрен вопрос о предварительном согласовании размещения объекта торгово-бытового обслуживания населения.
ИП Иваничкина Т.Я. 28.01.2010 обратилась в администрацию г. Смоленска с заявлением о согласовании акта о выборе земельного участка для строительства объекта торгово-бытового обслуживания по ул. Кутузова между домами N 8 и N 12.
Администрация г. Смоленска письмом от 15.07.2010 N 2260/1 отказала в согласовании акта о выборе земельного участка, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок находится на придомовой территории дома N 10 по ул. Кутузова, где с учетом градостроительных, санитарных норм и норм СНиП расположены площадки отдыха, детские и хозяйственные площадки, растут зеленые насаждения и выполнено благоустройство. Данный жилой дом изначально запроектирован с отступом от красной линии улицы для создания масштабности и парадности застройки улицы. Застройка указанного квартала осуществлялась комплексно с учетом удельного веса озелененных территорий общего пользования в пределах застройки данного района. Решением Смоленского городского Совета от 13.03.1953 N 184 земельный участок площадью 13900 кв.м по ул. Минской (в настоящее время - ул. Кутузова) был предоставлен заводу п/я N65 для строительства трех многоэтажных жилых домов и общежития рабочих завода. Испрашиваемый земельный участок попадает в данные границы, в связи с чем в повторном обеспечении выбора земельного участка нет необходимости.
Не согласившись с отказом в обеспечении выбора земельного участка предполагаемой площадью 1000 кв.м по ул. Кутузова между домами N 8 и N 12 и предварительном согласовании на нем объекта капитального строительства - объекта торгово-бытового обслуживания населения, ИП Иваничкина Т.Я. обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными является наличие двух условий одновременно: несоответствие таких актов, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает возможность предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Процедура выбора земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта регламентирована в статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 31 названного Кодекса юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Материалами дела подтверждается и не отрицалось администрацией, что заявление ИП Иваничкиной Т.Я. соответствует приведенным требованиям закона.
Орган местного самоуправления по обращению исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункты 4, 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Пунктом 3 статьи 35 ГрК РФ предусмотрено, что в жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.
В соответствии с пунктом 5 статьи 85 ЗК РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Таким образом, действующее земельное и градостроительное законодательство разрешает размещение в жилых зонах не только собственно жилых зданий, но также и отдельно стоящих нежилых объектов культурно-бытового и иного назначения, перечень видов таких объектов является открытым. При этом основными критериями являются связь этих объектов с проживанием граждан и отсутствие негативного воздействия на среду, что в полной мере допускает размещение в жилых зонах объектов торгово-бытового обслуживания.
Кроме того, ссылка администрации в отказе на решение Смоленского городского Совета от 13.03.1953 N 184, в соответствии с которым земельный участок площадью 13900 кв.м по ул. Минской (в настоящее время - ул. Кутузова) был предоставлен заводу п/я N65 для строительства трех многоэтажных жилых домов и общежития рабочих завода, а испрашиваемый земельный участок попадает в данные границы, в связи с чем размещение объекта капитального строительства на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено, правомерно не принята судом первой инстанции во внимание, поскольку указанное решение, а также какие-либо схемы (планы) и иные документы в суд не представлялись, в связи с чем дать оценку указанному основанию отказа невозможно. Более того, в судебном заседании в суде первой инстанции представитель администрации г. Смоленска пояснял, что по испрашиваемому земельному участку как и в целом по г. Смоленску отсутствует документация по планировке территории, в связи с чем суд правомерно указал, что изложенные в письме от 15.07.2010 N 2260/1 обстоятельства не могут служить основанием для отказа в обеспечении выбора земельного участка, поскольку не соответствуют фактическим обстоятельствам и не подтверждены документально.
Таким образом, отказ администрации в обеспечении выбора земельного участка под размещение объекта торгово-бытового обслуживания по причине предоставления земельного участка площадью 13900 кв.м по ул. Минской (в настоящее время - ул. Кутузова) заводу п/я N 65 для строительства трех многоэтажных жилых домов и общежития рабочих завода, является незаконным.
Довод апелляционной жалобы о том, что на испрашиваемом земельном участке, который находится на придомовой территории дома N 10 по ул. Кутузова, расположены хозяйственные площадки, зеленые насаждения, выполнено благоустройство территории, в связи с чем размещение на этом участке объекта капитального строительства может затронуть права третьих лиц, является несостоятельным в силу следующего.
Как следует из представленных в материалы дела постановления администрации г. Смоленска от 04.10.2007 N 2433-адм, которым утверждены границы земельных участков по ул. Кутузова, под жилым домом N8 площадью 1969 кв.м и по ул. Кутузова, под жилым домом N10 площадью 1684 кв.м; постановления главы города Смоленска от 04.08.2005 N 2181, которым утвержден проект границ земельного участка площадью 2744 кв.м по ул. Кутузова, 12; паспорта земельного участка с кадастровым номером 67:27:001 39 01:0007 (ул. Кутузова, 10); паспорта земельного участка с кадастровым номером 67:27:001 39 01:0032 (ул. Кутузова, 8); паспорта земельного участка с кадастровым номером 67:27:000 00 00:0000 (ул. Кутузова, 12), испрашиваемый земельный участок не накладывается на соседние земельные участки и не имеет с ними общих границ и, соответственно, не может находиться на придомовой территории дома 10 по ул. Кутузова. Более того, администрацией не представлено доказательств того, что площадки отдыха, детские и хозяйственные площадки расположены с обратной стороны многоквартирного дома N 10 на территории испрашиваемого земельного участка. Также администрацией не представлено доказательств того, что при проектировании и строительстве многоквартирного жилого дома N 10 по ул. Кутузова земельный участок, находящийся в непосредственной близости к проезжей части предусмотрен для использования жильцами для размещения площадок в нарушение норм, запрещающих их размещение в непосредственной близости с дорогой.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что на спорном участке растут зеленые насаждения, сведений о его благоустройстве сторонами не представлено, а также не представлены сведения о том, каков удельный вес озеленения испрашиваемого участка в настоящее время и каков он будет (на сколько уменьшится) при производстве строительных работ.
Ссылка апелляционной жалобы на то, что суд первой инстанции не дал оценку технико-экономическому обоснованию предполагаемого объекта на предмет его соответствия градостроительным и противопожарным нормам, является несостоятельной, поскольку противоречит имеющимся в решении суда выводам, в которых дана оценка возможности размещения объекта торгово-бытового обслуживания на испрашиваемом земельном участке в соответствии с санитарными и градостроительными и нормами.
Довод апелляционной жалобы о том, что права граждан жилых домов N N 8, 10, 12 были нарушены при формировании границ земельных участков, на которых расположены указанные жилые дома и при рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции не учел возможное нарушение прав жильцов, не может быть принят во внимание в силу следующего.
В целях введения единого подхода к формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома и иные входящие в состав таких домов объекты недвижимого имущества, в границах кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры на территории г. Смоленска в соответствии с нормами земельного, градостроительного, жилищного законодательства при формировании земельных участков под многоквартирными жилыми домами и иными, входящими в состав таких домов объектами недвижимого имущества применяются Методические рекомендации по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома и иные входящие в состав таких домов объекты недвижимого имущества, в границах кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры на территории г. Смоленска, утвержденные постановлением администрации г. Смоленска от 16.02.2009 N 145-адм.
Пункт 2.5. Методических рекомендаций предусматривает, что границы земельных участков, сформированных до 01.03.2005 и стоящих на государственном кадастровом учете, пересмотру не подлежат. Границы земельных участков, сформированных после 01.03.2005, могут быть пересмотрены на основании заявлений собственников помещений в многоквартирном жилом доме или их представителей, уполномоченных на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников.
Земельные участки под многоквартирными домами N N 8, 10, 12 по ул. Кутузова в г. Смоленске сформированы после 01.03.2005.
В соответствии с позицией Конституционного суда РФ, изложенной в постановлении от 28.05.2010 N 12-П, с заявлением о пересмотре границ земельного участка вправе обратиться любой собственник помещений многоквартирного дома.
Сведения об обращении собственников многоквартирного жилого дома N N 8, 10, 12 по ул. Кутузова с заявлениями о пересмотре границ земельных участков администрацией в материалы дела не представлено. Следовательно, в случае предоставления испрашиваемого земельного участка Иваничкиной Т.Я. права третьих лиц затронуты не будут.
Довод апелляционной жалобы о том, что испрашиваемый земельный участок относится к территориальной зоне Ж-3, основным видом разрешенного использования которой является размещение жилых зданий с размещением в нижних этажах объектов обслуживания населения, в связи с чем испрашиваемый земельный участок с размещением на нем здания торгово-бытового обслуживания не соответствует основному виду разрешенного использования, также не может быть принят во внимание.
В соответствии со ст. 29 Правил землепользования и застройки города Смоленска, утвержденных решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 N 490, с изменениями, внесенными решением Смоленского городского Совета от 09.11.2010 N 193, размещение объектов капитального строительства - объектов бытового обслуживания населения относится к основным видам разрешенного использования в территориальной зоне Ж3 и могут размещаться только на земельных участках, непосредственно примыкающих к красным линиям улиц, дорог, площадей, проездов, набережных, бульваров, являющихся территориями общего пользования, за исключением внутриквартальных проездов, при отсутствии норм законодательства, запрещающих их размещение.
При вышеуказанных обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Смоленской области от 21 января 2011 года по делу N А62-5065/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Полынкина |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-5065/2010
Истец: ИП Иваничкина Т.Я.
Ответчик: Администрация города Смоленска
Третье лицо: Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области
Хронология рассмотрения дела:
30.03.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1068/11