08 апреля 2011 г. |
Дело N А65-29134/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 апреля 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Финогентовой А.С., с участием:
от общественной организации "Общество охотников и рыболовов Республики Татарстан" - представитель не явился, извещена надлежащим образом,
от министерства лесного хозяйства Республики Татарстан - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 04 апреля 2011 года апелляционную жалобу общественной организации "Общество охотников и рыболовов Республики Татарстан"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 февраля 2011 года по делу N А65-29134/2010, судья Воробьев Р.М., принятое по заявлению общественной организации "Общество охотников и рыболовов Республики Татарстан", ИНН 1654017420, г.Казань, к министерству лесного хозяйства Республики Татарстан, г.Казань,
о признании законным и отмене постановления от 30 ноября 2010 года N 604 о назначении административного наказания по ст.7.9 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Общественная организация "Общество охотников и рыболовов Республики Татарстан" (далее - общественная организация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления министерства лесного хозяйства Республики Татарстан (далее - административный орган) от 30 ноября 2010 года N 604 о назначении административного наказания по ст.7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за самовольное занятие лесных участков.
Решением суда от 17 февраля 2011 года в удовлетворении заявленных требований общественной организации отказано на том основании, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст.7.9 КоАП РФ, нарушений порядка привлечения к административной ответственности не установлено.
В апелляционной жалобе общественная организация просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, оспариваемое постановление признать незаконным и отменить, ссылаясь на незаконность привлечения к административной ответственности, отсутствие в его действиях административного правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу министерство лесного хозяйства Республики Татарстан просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения N 155 от 01 октября 2010 года государственным лесным инспектором Республики Татарстан отдела государственного контроля надзора, охраны и защиты лесного фонда с 11 часов 00 минут 04 октября 2010 года по 17 часов 00 минут 22 октября 2010 года проведена плановая проверка соблюдения заявителем требований лесного законодательства. По результатам проверки 22 октября 2010 года министерством составлен акт проверки соблюдения пользователем лесного фонда обязательных требований лесного законодательства.
Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан в отношении заявителя 22 октября 2010 года составлен протокол об административном правонарушении N 1022-01, согласно которому общественная организация использует лесные участки без правоустанавливающих документов, регламентирующих лесопользование в целях проведения охоты и ведения охотничьего хозяйства. Тем самым общество нарушило требования ст.25, ч.5 ст.36 Лесного кодекса Российской Федерации от 04 декабря 2006 года N 200-ФЗ, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ст.7.9 КоАП РФ.
Заместителем государственного лесного инспектора Республики Татарстан 30 ноября 2010 года вынесено постановление N 604 о привлечении общественной организации к административной ответственности, предусмотренной ст.7.9 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
В соответствии со ст.7.9 КоАП РФ самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения, установленного в ст.7.9 КоАП РФ (самовольное занятие лесных участков), выражается в совершении противоправных действий, направленных на нарушение установленных требований к пользованию лесным фондом: самовольное, то есть без надлежащего оформления, занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд.
Частью 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Согласно статье 22 Лесного кодекса Российской Федерации правами пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, являются безвозмездное пользование и краткосрочное пользование.
В соответствии со статьей 23 названного Кодекса право пользования участками лесного фонда и право пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, возникает непосредственно из актов государственных органов, из договоров, из судебных решений и по иным основаниям, допускаемым Лесным кодексом Российской Федерации.
Права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, возникают на основании договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, договора концессии участка лесного фонда, а также лесорубочного билета, ордера или лесного билета (ст. 24 Кодекса).
Исходя из части 1 статьи 28 Лесного кодекса Российской Федерации права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, прекращаются, в частности, по истечении срока пользования. Прекращение прав пользования участками лесного фонда и прав пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, не освобождает лесопользователей от административной и иной ответственности за нарушение лесного законодательства Российской Федерации.
Заявитель осуществляет свою деятельность на основании долгосрочных лицензий, полученных от Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных. Лицензии выданы на основании постановления кабинета министров Республики Татарстан от 05 марта 1997 года N 200, договоров с министерством экономики и промышленности Республики Татарстан. Сроки действия договоров истекают 31 октября 2012 года. Всего заключено договоров по 42 охотничьим хозяйствам. В настоящее время в системе общественной организации 41 охотничье хозяйство; Актанышское охотничье хозяйство перешло на самостоятельную финансовую деятельность.
Федеральный закон от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" устанавливает, что охота является видом пользования животным миром, но не раскрывает содержания данного понятия.
Письмо Федеральной службы лесного хозяйства от 16 января 1998 года N БФ-1-17-5/10 разъясняет, что под нуждами охотничьего хозяйства в лесном законодательстве подразумевается использование участков лесного фонда в качестве охотничьих угодий.
В соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации от 04 декабря 2006 года N 200-ФЗ, вступившего в действие с 01 января 2007 года, охота является одним из видов лесопользования.
Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона от 04 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01 января 2009 года.
С момента вступления в силу Лесного кодекса Российской Федерации заявитель неоднократно обращался к министерству лесного хозяйства Республики Татарстан и подведомственным министерству учреждениям по вопросам, касающимся ведения охотничьего хозяйства, как одного из видов лесопользования. В частности, общественной организацией были направлены письма от 24 января 2008 года N 14 в адрес МЛХ РТ, от 25 января 2008 года N19 в адрес ГБУ "Сабинский учебно-опытный лесхоз", от 05 февраля 2008 года N28 в адрес ГБУ "Мензелинское лесничество", от 13 декабря 2008 года N32 в адрес МЛХ РТ, от 13 марта 2008 года N54 в адрес ГБУ "Билярское лесничество", от 03 апреля 2008 года N66, от 29 апреля 2008 года N80 в адрес МЛХ РТ, от 14 мая 2008 года N 91 в адрес ГБУ "Бавлинское лесничество", от 05 июня 2008 года N111 в адрес ГБУ "Агрызское лесничество", от 01 июля 2008 года N124 в адрес ГБУ "Нижнекамское лесничество", от 02 июля 2008 года N 132 в адрес ГБУ "Бугульминское лесничество".
Заявителю неоднократно выдавались к исполнению предписания об устранении выявленных в ходе мероприятий по государственному лесному контролю нарушений лесного законодательства подведомственными министерству учреждениями. В частности, от имени ГБУ "Мензелинское лесничество" по акту от 27 декабря 2007 года; от имени ГБУ "Нурлатское лесничество" по акту от 19 марта 2008 года и ряда других.
Основанием возникновения права пользования участком лесного фонда является регистрация права пользования в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно ст.37 Федерального закона "О животном мире" конкурсы организуют и проводят органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно со специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Отдельные положения по предоставлению права долгосрочного пользования объектами животного мира для ведения охотничьего хозяйства, в том числе по организации и проведению конкурсов, могут устанавливаться нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 12 Федерального закона "О животном мире" законодательно закреплено отделение права пользования землей и другими природными ресурсами от права пользования животным миром, т.е. право пользования землей и другими природными ресурсами регулируется гражданским законодательством, земельным, лесным, водным и иным природоресурсным законодательством.
Долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира Татохотрыболовобществу выдана по распоряжению кабинета министров Республики Татарстан N 1508-Р от 28 октября 2003 года на срок с 31 октября 2003 года по 30 октября 2012 года.
Судом первой инстанции принято во внимание, что на момент получения долгосрочной лицензии заявителем действовал Лесной кодекс Российской Федерации 1997 года, согласно статье 80 которого в лесном фонде может осуществляться пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, являющееся видом лесопользования.
На момент проверки договоры аренды участков лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства заявителем не были заключены. В этой связи судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что общество осуществляет свою деятельность без правоустанавливающих документов на лесопользование.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, заявителем не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований лесного законодательства в части получения правоустанавливающих документов на лесопользование. Доказательств невозможности соблюдения данных требований в материалы дела не представлено.
Переписка, на которую ссылается заявитель, не может быть принята в качестве обстоятельства, исключающего административную ответственность по ст.7.9 КоАП РФ, поскольку данных мер недостаточно для выполнения требований, установленных Лесным кодексом Российской Федерации. Заявителем допущено самовольное занятие лесных участков в отсутствие разрешительных документов.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в действиях заявителя вменяемого состава административного правонарушения.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, наличие достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, являются поводами к возбуждению дела об административном правонарушении.
Согласно ч.1 ст.28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.
В силу п.5 ч.5 ст.28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.9 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица государственных учреждений, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор.
На основании п.1 ч.2 ст.23.24 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.9 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством).
С учетом вышеприведенных правовых норм государственный лесной инспектор Республики Татарстан Манихов Р.Ф. вправе был составлять протокол от 22 октября 2010 года по факту самовольного занятия заявителем участка лесного фонда, так как это входит в компетенцию государственного органа, который он представляет.
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности составления протокола государственным лесным инспектором Республики Татарстан и рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.9 КоАП РФ, заместителем главного государственного лесного инспектора Республики Татарстан по использованию и охране земель.
Довод заявителя об истечении срока давности привлечения общественной организации к административной ответственности суд обоснованно отклонил.
Исходя из положений ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по ст.7.9 КоАП РФ составляет 2 месяца со дня совершения административного правонарушения.
В силу положений ч.2 ст.4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, деятельность общества приостановлена не была и осуществляется по настоящее время. В частности, согласно акту проверки на территории лесного фонда, в соответствии с лицензионными условиями, проведены в качестве биотехнических мероприятий следующие работы. Подкормочные площадки для кабанов в виде яслей или люлек под навесом, либо в виде насыпного огороженного участка под навесом, складов-кормушек под навесом с шиберной заслонкой - 137 шт.; солонцы для лосей - 336 шт.; солонцы для косулей - 119 шт.; солонцы для зайцев - 2735 шт.; кормушки для косуль - 57 шт.; галечники, порхалища - 480 шт. Общая площадь лесных земель, находящихся под сооружениями, составляет 2,97 га. Данные обстоятельства зафиксированы актом проверки от 22 октября 2010 года.
Учитывая, что с момента истечения срока, на который заявителю было предоставлено право пользования лесными участками по заключенным договорам аренды, он продолжал их использовать без оформления необходимых документов, то допущенное заявителем правонарушение является длящимся. В этой связи днем обнаружения правонарушения в данном случае является составление акта проверки соблюдения требований законодательства в сфере лесопользования - 22 октября 2010 года. В этой связи срок давности привлечения к административной ответственности административным органом соблюден.
Довод заявителя о том, что постановление министерства является незаконным в связи с неверным указанием наименования лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку вместо: "Общественной организация "Общество охотников и рыболовов Республики Татарстан" указано: "Общественная организация "Республиканское общество охотников и рыболовов", судом первой инстанции правомерно отклонен. Материалы дела об административном правонарушении позволяют точно определить, в отношении какого юридического лица возбуждено дело об административном правонарушении и принято постановление о привлечении к административной ответственности.
В силу ч.1 и 2 ст.26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В данном случае обстоятельства, подтверждающие события административных правонарушений, отражены в акте проверки N 1022-01 от 22 октября 2010 года.
Таким образом, факт нарушения заявителем требований ст.25 и п.5 ст.36 Лесного кодекса Российской Федерации на момент проверки подтверждается материалами дела, в том числе: актом проверки N 1022-01 от 22 октября 2010 года, протоколом N 1022-01 от 22 октября 2010 года об административном правонарушении.
Согласно ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Оспариваемым постановлением заявителю назначено административное наказание, соответствующее минимальному пределу санкции ст.7.9 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суда первой инстанции сделал правомерный вывод об отсутствии оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено.
Довод апелляционной жалобы об истечении сроков давности привлечения к административной ответственности несостоятелен, поскольку административным органом факт нарушения (то есть фактического использования самовольно занятых лесных участков) был обнаружен 22 октября 2010 года. Оспариваемое постановление вынесено 30 ноября 2010 года, то есть в пределах двухмесячного срока, установленного ст.4.5 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы о непроведении государственного учета лесного фонда на территории, предоставленной заявителю, на момент вынесения оспариваемого постановления, не принимаются, поскольку указанное обстоятельство не освобождает заявителя от обязанности осуществлять лесопользование в соответствии с требованиями законодательства. Бездействие государственных органов в случае отказа в постановке используемых заявителем участков лесного фонда на государственный кадастровый учет могло быть предметом обжалования в судебном порядке. В то же время это обстоятельство не устраняет ответственности заявителя в рассматриваемом случае по ст.7.9 КоАП РФ.
Таким образом, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного решение суда от 17 февраля 2011 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
В соответствии с ч.4 ст.208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений суда по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 февраля 2011 года по делу N А65-29134/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу общественной организации "Общество охотников и рыболовов Республики Татарстан" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
В.Е.Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-29134/2010
Истец: ООО "Общество охотников и рыболовов Республики Татарстан", г. Казань
Ответчик: Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан, г. Казань
Хронология рассмотрения дела:
08.04.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2790/11