г. Ессентуки |
Дело N А20-238/2010 |
24 сентября 2010 г. |
Регистрационный номер |
апелляционного производства 16АП-1985/10 (1,2)
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2010 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Параскевовой С.А., Винокуровой Н.В. (судья - докладчик), судей Марченко О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Климовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики и Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 22.06.2010 по делу N А20-238/2010, принятое судьей Шогеновым Х.Н., по иску МУП "Троллейбусное управление" к Министерству труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики о взыскании 9 155 265 рублей 94 копеек, при участии в судебном заседании от Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике Борчаевой Л.Х. (доверенность от 25.01.2009), от Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики Мальбаховой З.С. (доверенность от 23.04.2010 N 13/1498), от Министерства труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики Ульбашева А.Б. (доверенность от 18.01.2009 N 173), от МУП "Троллейбусное управление" Пшукова Т.Х. (доверенность от 04.08.2010),
УСТАНОВИЛ
Муниципальное унитарное предприятие "Троллейбусное управление" (далее - предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к Министерству труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики о взыскании 9 155 265 рублей 94 копеек расходов по предоставлению льгот отдельным категориям граждан.
Определением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 26.02.2010 по ходатайству истца к участию в деле в качестве ответчиков были привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации и Кабардино-Балкарская Республика в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики.
Согласно уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исковым требованиям истец просил:
- взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 2 915 964 рублей 34 копеек, в том числе: 1 678 952 рубля 50 копеек задолженности за перевозку пассажиров по единым социальным проездным билетам, реализованным за октябрь, ноябрь и декабрь 2009 года, гражданам, получающим ежемесячную денежную выплату за проезд в общественном транспорте по федеральному регистру; 1 237 011 рублей 84 копейки расходов от предоставления проезда льготным категориям граждан на основании единых социальных проездных билетов по федеральному регистру за период с августа по март 2009 года, образовавшихся в результате оплаты стоимости проездного билета в меньшем размере, чем установлено решением Нальчикского городского Совета местного самоуправления от 27.06.2008;
- взыскать с Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики 6 239 301 рубль 60 копеек расходов от предоставления проезда льготным категориям граждан на основании единых социальных проездных билетов по республиканскому регистру за январь - декабрь 2009 года, образовавшихся в результате оплаты стоимости проездного билета в меньшем размере, чем установлено в решении Нальчикского городского Совета местного самоуправления от 27.06.2008.
Решением от 22.06.2010 Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики взыскал с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 1 678 952 рубля 50 копеек задолженности и 1 237 011 рублей 84 копейки выпадающих доходов от оказания услуг льготной категории граждан; взыскал с Кабардино-Балкарской Республики за счет казны Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики 6 239 301 рубль 60 копеек выпадающих доходов от оказания услуг льготной категории граждан; в иске к Министерству труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики отказал.
В части удовлетворенных требований предприятия суд первой инстанции сослался на то, что согласно материалам дела выделенные федеральным и республиканским бюджетом денежные средства не покрывают понесенных истцом расходов от предоставления услуг по бесплатному пользованию отдельных категорий граждан услугами общественного транспорта, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики не исполнили обязанности по обеспечению исполнения бюджета по возмещению всей суммы расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта.
Не согласившись с решением суда первой инстанции от 22.06.2010, Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики и Управление Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике обратились в суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований предприятия отказать в полном объеме, ссылаясь на то, что Российская Федерация и Кабардино-Балкарская Республика в полном объеме исполнили обязательства по финансированию льгот, установленных постановлениями правительства Кабардино-Балкарской Республики и предусмотренных бюджетом на указанные цели.
Правильность решения от 22.06.2010 проверена в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, выслушав представителей участвующих в деле лиц, апелляционный суд не усматривает оснований к удовлетворению апелляционных жалоб исходя из следующего.
В соответствии с постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 30.11.2007 N 306-ПП "О порядке предоставления льготного проезда на транспорте общего пользования отдельным категориям граждан, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике" в целях реализации прав отдельных категорий граждан, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике, по обеспечению доступности транспорта общего пользования, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательными актами, указанными в постановлении, Правительство Кабардино-Балкарской Республики утвердило Порядок предоставления льготного проезда на транспорте общего пользования отдельным категориям граждан, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике.
Пунктом 2 данного постановления на территории республики введен единый социальный проездной билет стоимостью 100 рублей в месяц на проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования ряду категорий граждан, получающих ежемесячную денежную выплату по федеральному и республиканскому регистрам; пунктом 7 Министерству финансов Кабардино-Балкарской Республики предписано не позднее 20 числа каждого месяца выделять Министерству здравоохранения и социального развития Кабардино-Балкарской Республики средства для компенсации расходов транспортных предприятий за перевозку льготных категорий граждан на каждый реализованный единый социальный проездной билет по федеральному регистру в размере 334 рублей и за реализованные единые социальные проездные билеты по республиканскому регистру в размере 1 000 000 рублей. Министерству здравоохранения и социального развития Кабардино-Балкарской Республики предписано заключить с транспортными предприятиями договоры по возмещению расходов, связанных с пассажирскими перевозками льготных категорий граждан по единым социальным проездным билетам (пункт 8).
26.03.2009 Правительством Кабардино-Балкарской Республики было принято постановление N 70-ПП, которым постановление от 30.11.2007 N 306-ПП признано утратившим силу и пунктом 2 которого на территории республики введен единый социальный проездной билет стоимостью 100 рублей в месяц на проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования ряду категорий граждан, получающих ежемесячную денежную выплату по федеральному и республиканскому регистрам; пунктом 9 Министерству финансов Кабардино-Балкарской Республики предписано не позднее 20 числа каждого месяца выделять Министерству здравоохранения и социального развития Кабардино-Балкарской Республики средства для компенсации расходов транспортных предприятий за перевозку льготных категорий граждан на каждый реализованный единый социальный проездной билет по федеральному регистру в размере 478 рублей и за реализованные единые социальные проездные билеты по республиканскому регистру в размере утвержденных ассигнований. Министерству здравоохранения и социального развития Кабардино-Балкарской Республики предписано заключить с транспортными предприятиями договоры по возмещению расходов, связанных с пассажирскими перевозками льготных категорий граждан по единым социальным проездным билетам (пункт 7).
В целях реализации Постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 30.11.2007 N 306-ПП и от 26.03.2009 N70-ПП между Министерством труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики и истцом были заключены государственный контракт на оказание услуг по перевозке льготных категорий граждан от 25.01.2008 N172 и договоры на оказание услуг по перевозке льготных категорий граждан от 25.01.2009 N 45 и от 01.04.2009 N74.
В приложении N 1 к государственному контракту N 172 предусмотрено количество граждан, имеющих право на льготный проезд, равное 32 728.
Согласно договорам на оказание услуг по перевозке льготных категорий граждан от 25.01.2009 N 45 и от 01.04.2009 N74 истец обязался предоставлять право проезда льготным категориям граждан на основании единых проездных билетов установленного образца, ежемесячно за 10 дней до начала месяца представлять территориальным управлениям труда и социального развития Министерства труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики льготные проездные билеты для продажи их льготной категории граждан на очередной месяц; ежемесячно, в определенный строк, предоставлять Министерству труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики отчеты-реестры, согласованные с руководителями территориальных управлений труда и социального развития раздельно на федеральных и республиканских льготников, получивших единые социальные проездные билеты на два вида транспорта; на основании отчетов-реестров, подписанных уполномоченным отделом Министерства труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики и предприятием, предъявлять счета на оплату разницы в стоимости социальных проездных билетов (по федеральному и республиканскому регистрам).
В пункте 4.1.2. договора на оказание услуг по перевозке льготных категорий граждан от 25.01.2009 N 45 предусмотрена обязанность Министерства труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики компенсировать предприятию провоз льготной категории пассажиров в соответствии с актом распределения денежных средств по компенсации расходов между муниципальным унитарным предприятием "НальчикАвтобусТранс" и истцом от продажи единых льготных проездных билетов на перевозку льготных категорий пассажиров на текущий период.
В пункте 4.1.2. договора от 01.04.2009 N 74 на оказание услуг по перевозке льготных категорий граждан предусмотрена обязанность Министерства труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики компенсировать предприятию провоз льготной категории пассажиров в соответствии с пунктом 9 постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26.03.2009 N 70-ПП "О порядке предоставления льготного и бесплатного проезда на транспорте общего пользования отдельным категориям граждан, проживающим в Кабардино-Балкарской Республике" и актом распределения денежных средств по компенсации расходов между муниципальным унитарным предприятием "НальчикАвтобусТранс" и истцом от продажи единых льготных проездных билетов за перевозку льготных категорий пассажиров на текущий период.
В приложении N 1 к договорам были определены функциональные и качественные характеристики услуг.
Дополнительным соглашением от 24.04.2009 к договору от 01.04.2009 N 74 определено, что стоимость услуг по перевозке граждан, имеющих право на льготный проезд в общественном транспорте по федеральному регистру составляет 4 650 000 рублей, по региональному регистру - 3 270 000 рублей, общая стоимость 7 920 000 рублей.
Дополнительным соглашением от 22.12.2009 к договору от 01.04.2009 N 74 стоимость услуг по региональному регистру уменьшена до 3 259 490 рублей 40 копеек.
В соответствии с актами распределения денежных средств по компенсации расходов между муниципальным унитарным предприятием "НальчикАвтобусТранс" и истцом от реализации единых социальных проездных билетов, истцу с 01.01.2008 полагалось 36% от стоимости билета, а с 01.01.2009 - 40%.
Как правильно установил суд первой инстанции, истец во исполнение обязательств по договорам N N 45, 74 осуществлял перевозку льготных категорий граждан и ежемесячно представлял Министерству труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики счета на оплату услуг, однако услуги истца по перевозке пассажиров по единым социальным проездным билетам, реализованным за октябрь, ноябрь и декабрь 2009 года гражданам, получающим ежемесячную денежную выплату на проезд в общественном транспорте по федеральному регистру, остались неоплаченными, в связи с чем образовалась задолженность в размере 1 678 952 рублей 50 копеек, что подтверждается имеющимися в материалах дела счетами-фактурами N N 81, 89, 96, копиями справок "Количество реализованных проездных билетов отдельным категориям граждан в соответствии с федеральными и республиканскими регистрами" за октябрь-декабрь 2009 года, платежным поручением N 364 от 20.11.2009.
Из указанных документов следует, что за октябрь, ноябрь и декабрь 2009 года реализовано 9 169 единых социальных проездных билетов на общую сумму 1 753 112 рублей 80 копеек, а платежным поручением N 364 оплачено лишь 74 160 рублей 30 копеек, следовательно, неоплаченная сумма составила 1 678 952 рубля 50 копеек.
Кроме того, за период с августа 2008 года по март 2009 года было реализовано 22 927 единых социальных проездных билетов гражданам, пользующимся правом льготного проезда в городском пассажирском транспорте по федеральному регистру. Стоимость одного проездного билета на два вида транспорта решением Нальчикского городского Совета местного самоуправления от 27.06.2008 "О тарифах на перевозку пассажиров и проезд багажа в г. Нальчике" утверждена в размере 578 рублей. В соответствии с вышеуказанными актами распределения денежных средств по компенсации расходов муниципальным унитарным предприятием "НальчикАвтобусТранс" и истцом от реализации единых социальных проездных билетов, доля истца с августа по декабрь 2008 года определена в размере 36%, а с января 2009 года - 40%.
Исходя из материалов дела, суд первой инстанции правильно указал, что расходы истца по перевозке граждан, которым предоставлено право льготного проезда по федеральному регистру за указанный период составили 4 965 228 рублей 08 копеек, из которых при приобретении единых социальных проездных билетов льготными категориями граждан оплачено 859 036 рублей, за счет средств федерального бюджета - 2 869 180 рублей 24 копейки.
Не возмещенные расходы истца по перевозке граждан, которым предоставлено право льготного проезда по федеральному регистру за период с августа 2008 года по март 2009 года составляют 1 237 011 рублей 84 копейки, что подтверждается представленными истцом в материалы дела копиями счетов-фактур, копиями справок о количестве реализованных проездных билетов, копиями актов о списании единых социальных проездных билетов, копиями платежных поручений, списками льготных категорий граждан по федеральному регистру.
По республиканскому регистру за 2009 год гражданам, которым предоставлено право льготного проезда в городском пассажирском транспорте, было реализовано 55 153 единых социальных проездных билетов.
Исходя из положений вышеуказанного решения Нальчикского городского Совета местного самоуправления от 27.06.2008 и акта распределения денежных средств по компенсации расходов между муниципальным унитарным предприятием "НальчикАвтобусТранс" и истцом на период с 01.01.2009 доля истца по перевозке граждан, которым предоставлено право льготного проезда, в 2009 году по республиканскому регистру составила 12 751 373 рублей 60 копеек.
Из указанной суммы 2 206 120 рублей оплачены льготными категориями граждан при приобретении единых социальных проездных билетов, 4 305 952 рублей возмещены истцу за счет средств бюджета Кабардино-Балкарской Республики.
Таким образом, не возмещены в полном объеме расходы истца по перевозке граждан, которым предоставлены льготные проезды по республиканскому регистру за 2009 год, в сумме 6 239 301 рубля.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными истцом в материалы дела копиями счетов-фактур, справок о количестве реализованных проездных билетов, актов списания единых социальных проездных билетов, платежных поручений и списками льготных категорий граждан по республиканскому регистру.
Поскольку из материалов дела усматривается, что выделенные федеральным и республиканским бюджетом денежные средства не покрывают понесенных перевозчиком расходов от предоставления услуг по бесплатному пользованию отдельных категорий граждан услугами общественного транспорта, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики не исполнили обязанности по обеспечению исполнения бюджета по возмещению всей суммы расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта, суд первой инстанции, применив нормы пункта 5 статьи 790, статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 26.3 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации" и правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.2006 N56-0, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что исковые требования следует удовлетворить, взыскав спорные сумму по федеральному и республиканскому регистру соответственно за счет средств казны Российской Федерации и казны Кабардино-Балкарской Республики.
Доводы апелляционных жалоб о том, что Российская Федерация и Кабардино-Балкарская Республика в полном объеме исполнили обязательства по финансированию льгот, установленных постановлениями правительства Кабардино-Балкарской Республики и предусмотренных бюджетом на указанные цели, апелляционным судом, исходя из вышеуказанных норм права, не принимаются.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционным жалобам относится на Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики и Министерство финансов Российской Федерации, которые от ее уплаты освобождены.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 22.06.2010 по делу N А20-238/2010 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Н.В. Винокурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-238/2010
Истец: МУП "Троллейбусное управление"
Ответчик: Министерство труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики, Министерство труда и социального развития КБР, Министерство финансов КБР, Министерство финансов Российской Федерации
Третье лицо: в лице Министерства финансов РФ, Кабардино-Балкарская республика в лице Министерство финансов КБР, УФК МФ РФ по КБР