г. Тула |
|
07 апреля 2011 г. |
Дело N А09-8603/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 апреля 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Тучковой О.Г., судей Дорошковой А.Г., Игнашиной Г.Д.,
по докладу судьи Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления по благоустройству и экологии г. Брянска
на решение Арбитражного суда Брянской области
от 04.02.2011 по делу N А09-8603/2010 (судья Грахольская И.Э.), принятое
по заявлению ИП Гориной Н.А.
к Управлению по благоустройству и экологии г.Брянска
о признании недействительным предписания от 21.10.2010 N 5942,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явились, извещены надлежаще,,
от ответчика: не явились, извещены надлежаще,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Горина Наталья Александровна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Управлению благоустройства и экологии города Брянска (далее - Управление, ответчик) о признании недействительным предписания от 21.10.2010 N 5942.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 04.02.2011 заявление удовлетворено.
Не согласившись с принятым решением, Управление подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом, Управление по благоустройству и экологии г.Брянска, направило в суд апелляционной инстанции ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст. ст. 266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Управлением благоустройства и экологии города Брянска в отношении ИП Гориной Н.А. было вынесено предписание от 21.10.2010 N 5942, которым предпринимателю предложено произвести благоустройство прилегающей территории к магазину по ул. Красноармейской, д. 170 (ямочный ремонт, асфальтирование, укладка плитки либо др.) в срок до 05.11.2010.
Полагая, что данное предписание нарушает права и законные интересы ИП Гориной Н.А., последняя обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичны полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом ненормативный правовой акт может быть признан недействительным только при наличии одновременно двух условий, а именно: несоответствие закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Единые нормы и требования к состоянию благоустройства территории города Брянска, защите окружающей среды, поддержанию чистоты и порядка, в том числе на прилегающих и закрепленных территориях, установлены Правилами благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Брянска, принятыми решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28.06.2006 N 460 (далее - Правила благоустройства).
Согласно абз. 5 п. 2.2 Правил благоустройства юридические, должностные лица и граждане на основании проектов благоустройства территорий города Брянска, предусмотренных абз. 4 п. 2.2, обязаны производить благоустройство (асфальтирование, укладка тротуарной плитки и т.п.), озеленение (устройство клумб, газонов, посадка деревьев, кустарников и т.п.) территорий, прилегающих к находящимся в собственности или аренде нежилым (офисным, торговым и т.п.) помещениям.
Контроль за соблюдением юридическими, должностными лицами и гражданами настоящих Правил благоустройства в соответствии с п.п. 8.2, 8.3 осуществляет управление по благоустройству и экологии города Брянска в соответствии с Положением об управлении, утвержденным решением Брянского городского Совета народных депутатов от 26.07.2006 N 500. В соответствии с п.1.1 названного Положения Управление является отраслевым (функциональным) органом Брянской городской администрации, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере организации обеспечения благоустройства и озеленения территорий города Брянска, сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории города Брянска, организации мероприятий по охране окружающей среды в границах города Брянска и реализации полномочий по размещению наружной рекламы на территории города Брянска.
При выявлении нарушений Правил благоустройства специалистами управления по благоустройству и экологии города Брянска составляются акты, выдаются предписания (п.2.2.18 Положения об управлении), фиксирующие нарушения, в которых отражается сущность нарушения (с указанием на соответствующий пункт Правил благоустройства) и устанавливается срок для его устранения.
Согласно п.1.4 Положения об управлении данный орган в своей работе руководствуется Конституцией, федеральными законами, законами Брянской области и иными нормативными правовыми актами Брянской области, Уставом г.Брянска, муниципальными правовыми актами г.Брянска и Положением об управлении.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон о защите).
При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится (п/п. 2, ст.18 Закона о защите).
В силу положений ст. 16 Закона о защите по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Акт проверки должен содержать следующие сведения: дату, время и место составления акта проверки; наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля; дату и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля; фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку; наименование проверяемого юридического лица или фамилию, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилию, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки; дату, время, продолжительность и место проведения проверки; сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения; сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала; подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
Согласно ст. 21 Закона о защите руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом; знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля; обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, составление акта, полное отражение в нем выявленных нарушений, направление акта, последующие изучение и составление возражений на него проверяемым лицом являются элементом досудебного рассмотрения возможного спора по итогам проведенной проверки и служат гарантией соблюдения прав проверяемого лица.
Из материалов дела следует, что акт проверки Управлением не составлялся. В оспариваемом предписании не отражена сущность нарушения, совершенного ИП Гориной Н.А., не указаны пункты Правил, которые ею нарушены, конкретная территория, подлежащая благоустройству, а также способ, которым должно быть устранено допущенное нарушение.
Кроме того, как следует из пояснений представителя заявителя, собственником помещений, расположенных по адресу: г. Брянск, ул. Красноармейская, д. 170, является ООО "Диана-92", указанные помещения арендуются несколькими арендаторами (субарендаторами).
Однако Управлением данный вопрос не был выяснен. Из дополнения к отзыву от 04.02.2011 исх. N 102-и/1 следует, что запрос в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области о зарегистрированных правах на объект недвижимости, расположенный на 1 этаже дома N 170 по ул. Красноармейской Советского района г. Брянска, подготовлен ответчиком только в ходе судебного разбирательства по настоящему делу.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что проверка в отношении заявителя проведена Управлением с нарушением требований Федерального закона от 26.12.2001 N 294-ФЗ и, как следствие, удовлетворил требования ИП Гориной Н.А. о признании незаконным оспариваемого предписания.
В апелляционной жалобе Управление указывает, что действие Закона о защите не распространяется на мероприятия, проводимые ответчиком. Суд апелляционной инстанции не принимает данный довод, как основанный на неверном толковании норм материального права.
В ч.3 ст.1 Закона о защите содержится исчерпывающий перечень мероприятий, на которые действие данного нормативного акта не распространяется. Проведение проверки в сфере благоустройства и озеленения территорий в данный перечень не включено.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится контроль за использованием земель на территории муниципального образования, благоустройство и озеленение территории муниципального образования. Органом, уполномоченным осуществлять данный вид контроля в муниципальном образовании - город Брянск, является Управление по благоустройству и экологии г.Брянска. Следовательно, данный орган уполномочен осуществлять муниципальный контроль в соответствующей сфере деятельности и на него в полной мере распространяется действие Закона о защите.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемое решение суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области 04.02.2011 по делу N А09-8603/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Г. Тучкова |
Судьи |
А.Г. Дорошкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-8603/2010
Истец: ИП Горина Наталья Александровна
Ответчик: Управление по благоустройству и экологии г. Брянска
Хронология рассмотрения дела:
07.04.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1180/11