г. Москва
08 апреля 2011 г. |
Дело N А41-27439/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Бархатова В.Ю., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Бутылиной Н.В.,
при участии в заседании:
от истца: Волчкова Л.В., по доверенности от 14.01.2011 N 6.1.19/59,
от ответчика: Хабаров Д.В., по доверенности от 28.01.2011 N ил/08-655,
от третьих лиц:
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области: не явились, извещены надлежащим образом;
открытого акционерного общества "Егорьевск-обувь" (ИНН: 5011017647; ОГРН: 1025001466753): Михайлова В.В., по доверенности от 04.03.2011 N 418,
Министерства имущественных отношений Московской области: Блинова М.Н., по доверенности от 29.12.2010 N ис-17421,
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Комитета по управлению имуществом Егорьевского муниципального района Московской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности, при участии третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, открытого акционерного общества "Егорьевск-обувь", Министерства имущественных отношений Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом Егорьевского муниципального района (далее - комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области (далее - управление, ответчик) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок общей площадью 18 153 кв.м с кадастровым номером 50:30:001 03 66:0001, расположенный по адресу: Московская область, г. Егорьевск, ул. Советская, д. 137/26, из категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - для производственной деятельности.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены открытое акционерное общество "Егорьевск-обувь" (далее - общество, ОАО "Егорьевск-обувь") и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - регистрирующий орган).
В обоснование заявленных исковых требований комитет указал, что между комитетом и обществом заключен договор от 21.11.2001 N 018/01 аренды земельного участка общей площадью 18 153 кв.м с кадастровым номером 50:30:001 03 66:0001, расположенный по адресу: Московская область, г. Егорьевск, ул. Советская, д. 137/26. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке. На момент заключения договора аренды сведения о правах на спорный земельный участок отсутствовали. На спорном земельном участке расположены объекты недвижимости, право собственности за которыми зарегистрировано за ОАО "Егорьевск-обувь". При обращении истца в регистрирующий орган для регистрации перехода права собственности на спорный земельный участок в связи с заключением договора купли-продажи на указанный земельный участок между истцом и обществом - получено уведомление об отказе в государственной регистрации на основании того, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется запись о праве собственности Российской Федерации в отношении данного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12.10.2010 заявленные исковые требования удовлетворены.
Суд первой инстанции исходил из того, что в материалы дела не представлено доказательств факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок в установленном порядке. Также в регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией на спорный земельный участок не представлялись правоустанавливающие документы на спорный земельный участок. Доказательств обращения Российской Федерации с заявлением о регистрации права собственности на спорный земельный участок суду также не представлено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
В обоснование апелляционной жалобы управление указало, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
С момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок у истца отсутствует право распоряжения земельным участком.
Действия регистрирующего органа, направленные на регистрацию права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок не оспорены и не признаны судом незаконными.
Судом апелляционной инстанции установлено, что судом первой инстанции принято решение о правах лиц, не привлеченных к участию в деле.
Так, разрешение вопроса о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок общей площадью 18 153 кв.м с кадастровым номером 50:30:001 03 66:0001, расположенный по адресу: Московская область, г. Егорьевск, ул. Советская, д. 137/26, - непосредственно затрагивает права и интересы Министерства имущественных отношений Московской области - правопреемника Фонда имущества Московской области, в полномочия которого входит право распоряжения государственным имуществом.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2011 суд перешел к рассмотрению дела N А41-27439/10 Арбитражного суда Московской области по правилам, установленным для рассмотрения дел в суде первой инстанции. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Московской области.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца просил заявленные исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
Представитель общества просил удовлетворить заявленные исковые требования комитета.
Представитель Министерства поддержал заявленные исковые требования комитета. Полагает, что, несмотря на осуществление Мособлкомимуществом приватизации арендного предприятия "Егорьевская обувная фабрика", на момент передачи спорного земельного участка в аренду право распоряжения данным земельным участком в силу закона принадлежало истцу.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области, извещенного судом надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований комитета.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено исследованными по делу доказательствами:
Комитетом по управлению имуществом Московской области (Мособлкомимущество) администрации Московской области принято решение от 20.05.1992 N 195 о приватизации арендного предприятия "Егорьевская обувная фабрика".
Между Фондом имущества Московской области (продавцом) и арендным предприятием "Егорьевская обувная фабрика" (покупателем) заключен договор купли-продажи от 01.07.1992 N 26, согласно которому продавец продает, а покупатель покупает государственное имущество арендного предприятия "Егорьевская обувная фабрика", расположенного по адресу: 140300, г. Егорьевск Московской области, ул. Советская, 137, стоимостью 10618 тыс. (десять миллионов шестьсот восемнадцать тысяч) рублей (пункт 1.1 договора купли-продажи).
Свидетельством о собственности N 147, выданном Фондом имущества Московской области товариществу с ограниченной ответственностью "Егорьевская обувная фабрика" - правопреемнику арендного предприятия "Егорьевская обувная фабрика", подтверждается право собственности на государственное имущество арендного предприятия "Егорьевская обувная фабрика".
Министерство имущественных отношений Московской области является правопреемником Фонда имущества Московской области в силу постановления Правительства Московской области от 10.03.2009 N 190/10 "О ликвидации государственного специализированного учреждения Московской области "Фонд имущества Московской области" и распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 17.03.2009 N 315 "О ликвидации государственного специализированного учреждения Московской области "Фонд имущества Московской области".
ОАО "Егорьевская обувная фабрика" зарегистрировано как юридическое лицо 16.07.1998, созданное в порядке реорганизации (регистрационный номер юридического лица 50:30:00055).
Главой Егорьевского района Московской области вынесено постановление от 05.11.2001 N 2925 о сдаче в аренду земельного участка ОАО "Егорьевск-обувь" (т.1 л.д.78).
Во исполнение указанного постановления между комитетом и обществом заключен договор аренды от 21.11.2001 N 018/01 (далее - договор аренды) земельного участка общей площадью 18 153 кв.м с кадастровым номером 50:30:001 03 66:0001, расположенный по адресу: Московская область, г. Егорьевск, ул. Советская, д. 137/26, из категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - для производственной деятельности (т.1 л.д.8-9).
Договор аренды зарегистрирован в установленном действующим законодательством порядке, что подтверждается записью регистрации от 21.11.2001 за N 50-01/30-9.2001-591.1 (т.1 л.д.8).
Согласно пункту 2.1 договор аренды заключен по 30.11.2004 включительно.
Постановлением Главы Егорьевского района Московской области от 13.10.2004 N 3448 комитету поручено внести изменение в договор аренды, установив срок действия договора по 30.11.2007 (т.1 л.д.20)
Постановлением Главы Егорьевского района Московской области от 30.06.2008 N 1832 комитету поручено продлить срок действия договора аренды и считать его заключенным на срок по 21.11.2011 (т.1 л.д.89).
Во исполнение указанного постановления комитетом и обществом заключено дополнительное соглашение N 018-05/08 о продлении действия договора аренды на срок до 21.11.2011 включительно (т.1 л.д.24-25).
Дополнительное соглашение N 018-05/08 зарегистрировано в установленном действующим законодательством порядке, что подтверждается записью регистрации от 02.10.2008 N 50-50-30/033/2008-057.
Главой Егорьевского района Московской области вынесено постановление от 20.10.2008 N 2882 о предоставлении в собственность за плату обществу земельного участка т.1 л.д.49).
Во исполнение указанного постановления между комитетом и обществом заключен договор от 12.04.2010 N 619-08-КП-ЗН купли-продажи земельного участка общей площадью 18 153 кв.м с кадастровым номером 50:30:001 03 66:1, расположенный по адресу: Московская область, г. Егорьевск, ул. Советская, д. 137/26, из категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - для производственной деятельности (т.1 л.д.38-39).
При обращении комитета в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии для осуществления регистрации перехода права собственности на спорный земельный участок регистрирующим органом отказано в государственной регистрации в связи с имеющейся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записью о праве собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
Так, согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества от 10.03.2010 N 98/008/2010-997 правообладателем спорного земельного участка указана Российская Федерация (т.1 л.д.109)
В связи с тем, что наличие данной записи препятствует осуществлению полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, комитет обратился с настоящим иском в суд.
Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных прав и законных интересов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России.
Как следует из выписки Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правообладателем спорного земельного участка указана Российская Федерация.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся полномочия на решение вопросов местного значения в области использования земель. Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Статьями 9 и 65 АПК РФ на лиц, участвующих в деле, возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика пояснил, что единственным основанием, по которому он считает право собственности на спорный земельный участок принадлежащим Российской Федерации, является запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Доказательств нахождения на спорном земельном участке объектов недвижимости, относящихся к федеральной собственности в настоящее время или когда-либо, а равно документов, из содержания которых возможно сделать вывод об отнесении спорного земельного участка к собственности Российской Федерации по иным законодательно установленным критериям, не имеется.
Из представленных в материалы дела документов, в том числе копии дела правоустанавливающих документов регистрирующего органа, также следует, что объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, федеральным государственным унитарным предприятиям, некоммерческим организациям, на спорном земельном участке не имеется и ранее не располагалось.
Доказательства обращения управления к регистрирующему органу с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на спорный земельный участок суду не представлено, в материалах регистрационного дела такие сведения отсутствуют.
В свою очередь истец ссылается на то, что Егорьевская обувная фабрика была образована в 1936 году на месте бывшей фабрики-кухни города Егорьевска Московской области.
Земельный участок общей площадью 18 153 кв.м, с кадастровым номером 50:30:001 03 66:0001, расположен в границах Егорьевского муниципального района.
На момент предоставления спорного земельного участка в собственность ОАО "Егорьевск-обувь" распоряжение земельным участком было осуществлено в соответствии с положением пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Впервые спорный земельный участок предоставлен в аренду ОАО "Егорьевс-обувь" в 2001 году. Ранее данный земельный участок, находящийся в границах муниципального образования, никаким другим физическим и юридическим лицам не предоставлялся.
Статья 3.1 Федерального закона "О введение в действие земельного кодекса Российской Федерации", введенная Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ, содержит критерии отнесения земель к собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Спорный земельный участок не может быть отнесен к собственности Российской Федерации применительно к названной норме, и не был передан в собственность Российской Федерации в соответствии с ранее действовавшим законодательством (Федеральный закон от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю).
Как следует из материалов регистрационного дела, с заявлением от 21.11.2001 N 6-1-11/803 о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:30:001 03 66:0001 обратился Комитет по управлению имуществом Егорьевского района Московской области, поскольку земельный участок передавался в аренду ОАО "Егорьевск-обувь", в связи с чем внесена запись от 21.11.2001 N 50-01.30-09.2001-590.1.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Запись в ЕГРП о праве собственности за Российской Федерацией, внесенная без правовых оснований, нарушает законные права истца в отношении земельного участка и не позволяет ему в полной мере осуществлять возложенные на него законом полномочия по решению вопросов местного значения, связанных с использованием находящегося на территории муниципального образования земельного участка.
В пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
В связи с изложенным признается необоснованным довод апелляционной жалобы о том, что действия регистрирующего органа, направленные на регистрацию права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки, не оспорены и не признаны судом незаконными.
По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определение законом способов защиты гражданских прав направлено, на восстановление нарушенного права. В связи с этим содержащийся в статье 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктом 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Истцом по настоящему делу избран такой способ защиты как признание отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на вышеуказанные земельные участки.
Такой способ оспаривания зарегистрированного права собственности Российской Федерации не противоречит положениям статьи 12 ГК РФ и нормам Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV названного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
Согласно статье 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно статье 17 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент внесения записи, право собственности у Российской Федерации на земельные участки могло возникнуть в связи с признанием собственности Российской Федерации на земельные участки федеральными законами, право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также в случае приобретения земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".
Управление в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представило суду доказательств наличия законных оснований для возникновения права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, более того, не указывает, что земельный участок может быть отнесен к федеральной собственности в силу требований закона применительно к статье 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок зарегистрировано при отсутствии документов-оснований, а также в отсутствие заявления правообладателя, вследствие чего не может быть признано законно возникшим.
Учитывая обстоятельства конкретно данного дела, принимая во внимание, что на спорном земельном участке изначально располагались объекты недвижимости, не относящиеся к уровню федеральной собственности, земельный участок предоставлен в аренду, а впоследствии в собственность, управомоченным лицом, договор аренды заключен в соответствии с действующим на момент сделки законодательством, прошел государственную регистрацию и в установленном законом порядке не оспорен. Арендная плата за земельный участок вносилась арендатором в порядке и на условиях, определенных договором аренды, и в период действия договора аренды Российской Федерацией не предъявлялись претензии о получении арендных платежей неуполномоченным лицом, решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленного требования не подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, пунктом 61 статьи 268, пунктом 4 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12.10.2010 по делу N А41-27439/10 отменить.
Иск удовлетворить.
Признать отсутствующим зарегистрированное право собственности Российской Федерации на земельный участок общей площадью 18 153 кв.м с кадастровым номером 50:30:001 03 66:0001, расположенный по адресу: Московская область, г. Егорьевск, ул. Советская, д. 137/26, из категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - для производственной деятельности.
Председательствующий |
Е.А. Мищенко |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-27439/2010
Истец: Комитет по управлению имуществои Егорьевского района Московской области, КУИ Егорьевского муниципального района Московской области
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области, ТУ ФАУГИ по Московской области
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области, ОАО "Егорьевск-обувь", ООО "Егорьевск-обувь", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области