г. Хабаровск
08 апреля 2011 г. |
N 06АП-223/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малышевой Л.Г.
судей Волковой М.О., Иноземцева И. В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
от истца: Лопатина Т.А., представитель по доверенности от 01.01.2011 б/н;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 22.10.2010
по делу N А73-9404/2010
Арбитражного суда Хабаровского края
принятого судьей Бутковским А.В.
по иску конкурсного управляющего Федерального государственного унитарного предприятия "89 Центральный автомобильный ремонтный завод" Министерства обороны Российской Федерации
к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае, Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации
о признании права хозяйственного ведения
третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "89 Центральный автомобильный ремонтный завод" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1022700912376, ИНН 2702010130) (далее - ФГУП "89 ЦАРЗ" Минобороны России, истец, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае (ОГРН 1092721008005, ИНН 2721172546), Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261) (далее - ответчики, ТУ Росимущества в Хабаровском крае, Минобороны России) о признании права хозяйственного ведения на объект недвижимости -- нежилое здание ацетиленовой станции, литер Р, этажность 1, площадью 71,9 кв.м., расположенное по адресу: г. Хабаровск, пер. Облачный, 62.
Определением суда от 18.08.2010 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (ОГРН 1042700170116, ИНН 2721121630) (далее - третье лицо).
Решением от 22 октября 2010 года Арбитражный суд Хабаровского края исковые требования ФГУП "89 ЦАРЗ" Минобороны России удовлетворил.
Минобороны России, считая решение суда незаконным, принятым с неправильным применением норм материального и процессуального права, обжаловало его в Шестой арбитражный апелляционный суд. Заявитель жалобы полагает, что основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют, так как на момент издания распоряжения от 11.11.2005 N 2521-р о ликвидации и исключении ГП "89 ЦАРЗ" из числа предприятий, подведомственных Минобороны России, право хозяйственного ведения завода не было зарегистрировано.
Кроме того, Минобороны России полагает, что оно является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку на момент вступления в силу постановления Правительств Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 о передаче полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом, находящимся в ведении организаций, подведомственных Минобороны России, непосредственно Министерству обороны Российской Федерации, распоряжением N 2521-р истец исключен из числа предприятий, подведомственных Минобороны России.
Заявитель жалобы также считает, что истцом выбрана неправильная форма защиты. По его мнению, истцу следовало обратиться в регистрирующий орган за регистрацией права при отсутствии притязаний третьих лиц на спорное имущество.
Конкурсный управляющий ФГУП "89 ЦАРЗ" Минобороны России с доводами апелляционной жалобы не согласился. Решение суда считает законным и обоснованным принятым по фактическим обстоятельствам дела с соблюдением норм права. Право хозяйственного ведения у предприятия возникло с момента передачи ему имущества. Предприятие регистрацию права хозяйственного ведения не производило, но и от принадлежащего ему права не отказывалось, правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника не производилось, принудительного изъятия также не было. Просит оставить решение суда в силе.
Представитель истца в судебном заседании доводы апелляционной жалобы отклонил по основаниям, изложенным в отзыве, просил оставить ее без удовлетворения.
Ответчики и третье лицо надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в судебное заседание не направили. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия в порядке статьи 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения, заслушав представителя истца, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Материалами дела установлено, приказом Комитета по управлению государственным имуществом Хабаровского края от 31.10.1996 N 521 "О закреплении государственного имущества за государственным предприятием "89 Военный завод Министерства обороны Российской Федерации" за последним закреплено на праве хозяйственного ведения государственное имущество Российской Федерации в объемах и на условиях в соответствии с заключенным договором (приложение N 1).
На основании договора от 31.10.1996 N 789 (приложение N 1 к приказу) между Комитетом и государственным предприятием "89 Военный завод Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ГП "89 военный завод") на праве хозяйственного ведения закреплено недвижимое и движимое имущество (основные и оборотные средства и их источники), отраженное в балансе предприятия по состоянию на 01.10.1996.
Согласно пункту 14 указанного договора баланс предприятия с расшифровкой статьи "Основные средства" является неотъемлемой частью договора.
В пункте 26 приложения "Основные средства" к балансу предприятия на 01.01.1996, указан объект - кислородно-ацетиленовая станция, площадью 149 кв.м., 1986 года ввода в эксплуатацию, балансовой стоимостью 434 700 руб. (т. 1, л.д. 125-130).
ФГУП "89 ЦАРЗ" Минобороны России является правопреемником ГП "89 Военный завод" и находится в ведомственном подчинении Минобороны России, что следует из Устава ФГУП "89 ЦАРЗ", утвержденного заместителем Министра обороны Российской Федерации 25.03.2004 и согласованного Министерством имущественных отношений 05.03.2004 (пункты 1.1 и 1.4).
Согласно пункту 3.3 Устава на момент утверждения настоящего Устава чистые активы Предприятия составляют 24 338 000 руб., в том числе недвижимое имущество пообъектно согласно Приложению N 1 к настоящему Уставу. В приложении N 1 спорный объект поименован (т. 1, л.д. 108-109).
Включение спорного объекта недвижимости в состав имущества Предприятия подтверждается также данными заключения ООО "Аудиторско-консультационная фирма "Дальрегиоаудит" по результатам проверки достоверности проведения инвентаризации по состоянию на 01.06.2006 и остатков статей бухгалтерского баланса в процессе ликвидации предприятия, а также заключением ТУ Росимущества в Хабаровском крае от 14.05.2010 N 17 о проверке достоверности данного отчета.
Земельный участок с кадастровым номером 27:23:030411:342, на котором расположен спорный объект, находится в федеральной собственности, предоставлен для использования под производственные объекты, что подтверждается выпиской из кадастрового паспорта от 26.04.2010 N 2723/214/10-1724 (т. 1, л.д. 137-143).
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 29.12.2006 N 27 АБ 299306 нежилое здание - ацетиленовая станция инв. N 167А литер Р, этажность 1, площадью 71,9 кв.м., расположенное по адресу: г. Хабаровск, пер. Облачный, 62, находится в собственности Российской Федерации (т. 1, л.д. 143).
Согласно выписке из реестра федерального имущества от 27.12.2006 N 1337, приложения к свидетельству о внесении в реестр федерального имущества от 07.06.2004, спорный объект закреплен на праве хозяйственного ведения за ФГУП "89 ЦАРЗ" (т. 1, л.д. 144, 147-150).
Распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 11.11.2005 N 2521-р "О ликвидации ФГУП "89 ЦАРЗ" Минобороны России" принято решение о ликвидации завода, ТУ ФАУФИ по Хабаровскому краю совместно с Минобороны России предписано создать ликвидационную комиссию.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 01.12.2008 по делу N А73-10917/2008 ликвидируемый должник ФГУП "89 ЦАРЗ" Минобороны России признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.
Ссылаясь на невозможность государственной регистрации права хозяйственного ведения в отношении спорного объекта, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрена защита гражданских права, в том числе, путем признания права хозяйственного ведения.
Пунктом 1 статьи 299 ГК РФ установлено, что право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Пунктом 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление Пленума N 10/22) разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о регистрации, права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу нестоящего Федерального закона, признаются юридические действительными при отсутствии их государственной регистрации.
Государственная регистрация таких прав производится по заявлению правообладателя.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 59 Постановления Пленума N 10/22, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Выбранная форма защиты истцом по настоящему спору соответствует закону.
В силу изложенного довод заявителя жалобы об избрании истцом неправильной формы защиты, судом отклоняется.
Суд первой инстанции по представленным доказательствам, свидетельствующим о закреплении собственником спорного имущества на праве хозяйственного ведения за ФГУП "89 ЦАРЗ" Минобороны России правомерно признал за истцом право хозяйственного ведения.
При этом истцом правомерно предъявлены исковые требования как к ТУ Росимущества в Хабаровском крае, так и к Минобороны России, которые являются надлежащими ответчиками по настоящему делу.
Как указано выше, спорное здание зарегистрировано на праве собственности за Российской Федерацией.
В соответствии с положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Минобороны России федеральных государственных унитарных предприятий.
Данное постановление не содержит указания о том, что функция управления федеральным имуществом передана от Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Минобороны России.
Передача спорного объекта правомерно осуществлена Комитетом по управлению государственным имуществом Хабаровского края, поскольку в силу пункта 2 раздела 11 Приложения 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", спорное имущество (имущество Вооруженных Сил Российской Федерации) отнесено к федеральной собственности, а ГП "89 Военный завод" на дату издания указанного постановления входило в состав Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 и пунктом 9 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом президента РФ от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны, которое возглавляет Министр обороны, осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.
Ответчиками не представлено суду надлежащих доказательств фактической передачи имущества из ведения Минобороны России.
Довод апелляционной жалобы об исключении завода из числа предприятий, подведомственных Минобороны России, со ссылкой на распоряжение от 11.11.2005 N 2521-р, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку указанным распоряжением лишь предписано ответчикам - Минобороны России и ТУ Росимущества в Хабаровском крае совместно создать ликвидационную комиссию для ликвидации предприятия, к которой переходят полномочия по управлению делами предприятия, в том числе, внесения изменений в реестр федерального имущества.
Как следует из пункта 1.4 Устава ФГУП "89 ЦАРЗ" Минобороны России функции учредителя и собственника имущества предприятия осуществляют Министерство имущественных отношений Российской Федерации (ныне Федеральное агентство по управлению государственным имуществом) и Минобороны России. В связи с чем истец правильно предъявил настоящий иск к двум ответчикам: к ТУ Росимущества в Хабаровском крае и к Минобороны России.
Иные доводы апелляционной жалобы, в связи с изложенным, являются несостоятельными и подлежат отклонению.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 22.10.2010 по делу N А73-9404/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Л.Г. Малышева |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-9404/2010
Истец: Конкурсный управляющий ФГУП "89 Центральный автомобильный ремонтный завод" МО России - Серегина Т. Ю.
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае, ФГУ МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РФ
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Хабаровскому краю - Управление Росреестра по Хабаровскому краю