г. Санкт-Петербург
18 апреля 2005 г. |
Дело N А56-33550/2004 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.марта 2005 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2005 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Мельниковой Н.А.
судей Поповой Н.М., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Козловой Н.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.12.04г. по делу N А56-33550/2004 (судья В.А.Лилль),
по иску (заявлению) ООО "Соломель"
к ОАО "Российские железные дороги" - филиал "ОЖД"
о взыскании 5601 руб. 32 коп.
при участии:
от истца (заявителя): Бородулин С.И., дов. от 14.03.05г.
от ответчика (должника):Иванова О.В., дов. от 29.12.04г. N Ю-11/358
установил:
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.12.04г. по делу А56-33550/2004 с ОАО "Российские железные дороги" в пользу ООО "Соломель" взыскано 5601 руб. 32 коп. пени за просрочку возврата порожних вагонов в соответствии с п. 12 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 23.06.03г. N 4816 и ст. 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
На указанное решение ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой, указывая на неправильную оценку судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права, просит судебный акт отменить и в иске отказать. В обоснование жалобы ответчик указывает на то, что к спорным правоотношен6иям должно применяться Тарифное руководство 16-Б "Тариф на перевозку пассажиров, багажа, товаробагажа и грузов. Условия перевозок" от 01.01.1948г., поскольку перевозка порожних вагонов была осуществлена в международном железнодорожном сообщении. Спорные отправки были оформлены по накладным Советско-Финляндского прямого железнодорожного сообщения, порожние вагоны указаны как груз на своих осях, который допускается к перевозке с соблюдением особых условий. Расчет доставки груза должен осуществляться в соответствии с положениями ст.ст. 12, 31 Условий перевозок. Согласно указанным нормам сумма возмещения в случае просрочки доставки груза не должна превышать 30% провозной платы и согласно расчету ответчика составляет 4100 руб. 40 коп. Ответчик также считает, что размер предъявленных к взысканию пени в размере 5601 руб. 33 коп. неправомерно включен налог на добавленную стоимость.
При проверке законности и обоснованности решения суда апелляционная инстанция не усматривает оснований к его отмене.
Как явствует из материалов дела истец-грузоотправитель в январе 2004 г. осуществил поставку пяти железнодорожных выгонов леса в адрес UРМ-КYММЕNЕ ОY, АRАNNА, МUSТОLА ТIMВЕR на арендованных платформах N N 44711877, 4345136, 44718419, 44318459, 40055980, в соответствии с железнодорожными накладными NN Б 743954, Б 743949, Б 743952, Б 743906, Б 743905.
Порожние выгоны доставлены на станцию Гамзино 27.01.04г. с просрочкой 9-10 дней как явствует из железнодорожных накладных N N 563714, 563715, 563716, 282413, 557049.
Относительно содержания провозных документов, даты пересечения таможенной границы и даты возврата железнодорожных выгонов у сторон спора нет.
Санкции за просрочку возврата выгонов предусмотрены Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, Уставом железнодорожного транспорта РФ, на которые ссылается истец. Тарифным руководством 16-Б, которое подлежит применению, по мнению ответчика, предусмотрено возмещение в случае нарушения срока доставки груза. В первом случае санкции составляют 5601 руб. 32 коп., в редакции ответчику сумму 4100 руб.
Стороны отказались от мирового урегулирования спора, считая принципиальным вопрос о применении правовых норм к спорным правоотношениям.
По мнению апелляционной инстанции, судом подробно и всесторонне исследованы материалы и обстоятельства дела, им дана правильная правовая оценка. При решении вопроса о применении права суд исходил из того, что к спорным отношениям подлежит применению законодательство России, поскольку сторонами в правоотношении являются хозяйствующие субъекты Российской Федерации, просрочка в доставке вагонов также имела место на территории Российской Федерации.
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Финляндской Республики о российско-финляндском прямом железнодорожном сообщении от 16.04.96г. не вступило в силу в связи с отсутствием условий, предусмотренных в ст. 6. Действующее соглашение о Советско-Финляндском прямом железнодорожном сообщении 1947 года является по сути международным договором и регулирует вопросы межведомственного характера между железными дорогами России и Финляндии.
Суд также обоснованно сослался на ст. 42 Тарифного руководства N 16-Б, согласно которой вопросы, неурегулированные данным руководством, подлежат разрешению применительно к законам и правилам внутреннего законодательства каждой из стран, поскольку в указанном документе отсутствуют нормы предусматривающие ответственность за нарушение срока доставки порожних вагонов, суд обоснованно пришел к выводу о правомерности исковых требований о взыскании пени в соответствии с ст. 97 Устава железнодорожного транспорта РФ, п. 12 вышеуказанных Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
Доводы ответчика о несоблюдении истцом претензионного порядка урегулирования спора опровергается материалами дела. Необоснованны также и доводы подателя жалобы относительно начисления НДС на сумму пени, поскольку предусмотренная ст. 97 Устава железнодорожного транспорта РФ неустойка в размере 9% платы за перевозку грузов, порожних вагонов составляет большую величину чем размер исковых требований.
В связи с изложенным апелляционная инстанция пришла к выводу о несостоятельности доводов апелляционной жалобы и отсутствии оснований к отмене решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.12.04г. по делу N А56-33550/2004 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Мельникова Н.А. |
Судьи |
Н.М. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-33550/2004
Истец: ООО "Соломель" в лице ЗАО "АРАННА РЕЙЛ СЕРВИС"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" - филиал "ОЖД"
Хронология рассмотрения дела:
18.04.2005 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-990/05