05 апреля 2011 г. |
Дело N А65-33420/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена: 04 апреля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 05 апреля 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Холодной С.Т.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глущенко Е.И.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен;
от налогового органа - не явился, извещен;
от третьего лица - не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 6 дело по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Наговицыной Ольги Анатольевны на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 декабря 2010 года по делу N А65-33420/2009 (судья Сальманова Р.Р.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Наговицыной Ольги Анатольевны, г. Лениногорск,
к Межрайонной ИФНС России N 17 по Республике Татарстан, г. Бугульма,
третье лицо УФНС России по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Наговицына Ольга Анатольевна (далее заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 17 по Республике Татарстан (далее налоговый орган) о признании незаконным решения от 27.07.2009 г. N 7 в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 204 837, 74 руб.; взыскания пени, исчисленных на недоимку по взносам в пенсионный фонд, НДФЛ, ЕСН; доначисление НДФЛ за 2007 г. в сумме 72 218, 43 руб., отказ в вычете по НДС за 2007 г. в сумме 77 475, 44 руб. и доначисление НДС за 2007 г. в сумме 77 475, 44 руб., доначисление ЕСН за 2007 г. в сумме 11 110, 53 руб.
Арбитражный суд Республики Татарстан решением от 17.05.2010 г. заявленные требования удовлетворил частично. Решение налогового органа от 27.07.2009 г. в части доначисления: налога на доходы физических лиц за 2007 г. в сумме 72 218, 43 руб., а также соответствующих пеней и налоговых санкций; отказа в вычете по НДС за период 1 - 4 кварталы 2007 г. в сумме 77 475, 44 руб.; доначисления НДС за период 1 - 4 кварталы 2007 г. в сумме 77 475, 44 руб. а также соответствующих пеней; доначисление единого социального налога за 2007 г. в сумме 11 110, 53 руб., привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ по НДС в сумме 104 413, 74 руб. было признано незаконным.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21.09.2010 г. решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.05.2010 г. по данному делу отменено по эпизоду взаимоотношений заявителя с ООО "Авто-М" с направлением дела в указанной части на новое рассмотрение.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 декабря 2010 года по делу N А65-33420/2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заявитель в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и удовлетворить заявленное требование, считает, что суд приял незаконное решение.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из представленных по делу документов, ответчиком проведена выездная налоговая проверка деятельности заявителя за период с 01.01.2006 г. по 31.12.2007 г. по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов и сборов согласно программы проверяемых вопросов, в результате которой были выявлены нарушения налогового законодательства, которые нашли свое отражение в акте выездной налоговой проверки N 5 от 29.05.2009 г.
Решением налогового органа N 7 от 27.07.2009 г. заявитель привлечён к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119, п. 1 ст. 122, ст. 123, ст. 126 НК РФ, п. 2 ст. 27 Закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", заявителю доначислены НДФЛ в сумме 394 156 руб.; НДС в сумме 394 647, 84 руб.; ЕСН в сумме 107 874 руб., НДФЛ уплачиваемый в качестве налогового агента в сумме 18 824 руб., страховые взносы в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по страховой части пенсии в сумме 19 200 руб., по накопительной части в сумме 7 680 руб. и пени в соответствующем размере.
Заявитель обжаловал решение налогового органа в УФНС России по Республике Татарстан.
Рассмотрев жалобу заявителя, вышестоящий налоговый орган принял решение N 621 от 15.09.2009 г. об изменении решения Межрайонной ИФНС России N 17 по Республике Татарстан, в строке 1 таблицы к пункту 3 резолютивной части решения цифра - "394 647, 84" изменена на цифру "340 399, 95", в остальной части решение налогового органа оставлено без изменения.
Считая, что решение налогового органа N 7 от 27.07.2009 г. в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 213 706, 94 руб.; начисления пени на недоимку по взносам в пенсионный фонд, НДФЛ, ЕСН; доначисление НДФЛ за 2007 г. в сумме 72 218 руб., НДС за 2007 г. в сумме 77 475, 44 руб., а также соответствующих пеней, является незаконным, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.
Пунктами 1.1 и 1.3 решения налогового органа N 7 от 27.07.2009 г. предпринимателю доначислен НДФЛ за 2007 г. в общей сумме 240 373 руб., оспаривается доначисление налога по контрагенту ООО "Авто-М" в сумме 167 093, 71 руб.; отказано в вычете по НДС за период январь - декабрь 2007 г. по контрагенту ООО "Авто-М" в сумме 196 068, 74 руб. и доначислен НДС за 2007 г. в сумме 101 119, 91 руб.
Основанием для доначисления налогов послужил вывод налогового органа о неправомерном предъявлении к вычету профессиональных налоговых вычетов по НДФЛ и сумм НДС со стоимости товара по товарным накладным и счетам фактурам, оформленным от имени ООО "Авто-М", которое прекратило свою деятельность 11.12.2006 г. путем реорганизации в форме преобразования в ООО "Сириус".
Заявитель, обосновывая правомерность вычетов по НДФЛ и НДС указал, что при заключении договора с ООО "Авто-М" были затребованы учредительные документы, сведения из налогового органа, а также в подтверждение реальности понесенных затрат представлены на проверку документы, оформленные надлежащим образом.
Исходя из подпункта 1 пункта 1 статьи 227 Кодекса физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, исчисление и уплату налога производят от суммы доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
Согласно статье 210 Кодекса при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
Налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 Кодекса.
В силу статьи 221 Кодекса при исчислении налоговой базы по НДФЛ право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 Кодекса - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. Состав расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций" Кодекса.
В соответствии со статьей 236 Кодекса объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Налоговая база указанных налогоплательщиков определяется как сумма доходов, полученных ими за налоговый период от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для плательщиков налога на прибыль.
Согласно статье 252 Кодекса расходы - обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком; обоснованные расходы - экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме; документально подтвержденные расходы - затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Вместе с тем согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон) первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, представленной в альбомах унифицированных форм первичной документации, а документы, форма которых не определена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа, дату составления документа, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.
Таким образом, при решении вопроса о возможности принятия расходов в целях исчисления НДФЛ и ЕСН необходимо проверить документальное подтверждение расходов.
В статье 172 Кодекса (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) определен порядок применения налоговых вычетов, согласно которому налоговый вычет производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Согласно статье 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Следовательно, исполнив упомянутые требования Кодекса, налогоплательщик вправе претендовать на получение налогового вычета при исчислении налога на добавленную стоимость.
Перечисленные требования Закона и Кодекса касаются не только полноты заполнения всех реквизитов, но и достоверности содержащихся в них сведений. Соответственно, счета-фактуры и накладные содержащие все необходимые сведения и реквизиты, не достаточны для принятия данных документов в качестве доказательств, понесенных предпринимателем расходов и для целей применения налоговых вычетов по НДС по следующим основаниям.
В рассматриваемом случае материалами дела установлено, что в подтверждение расходов по сделке с обществом с ограниченной ответственностью "Авто-М" на приобретение товарно-материальных ценностей заявителем представлены накладные и счета-фактуры, датированные 2007 годом.
Как следует из сведений, представленных ИФНС России по Автозаводскому району г. Нижнего Новгорода, Общество с ограниченной ответственностью "Авто-М" ИНН 5256045867 снято с налогового учета 11.12.2006 г. в связи с реорганизацией в форме присоединения в общество с ограниченной ответственностью "Сириус" ОГРН 1062563037135. О прекращении деятельности присоединенного юридического лица общества с ограниченной ответственностью "Авто-М" внесена соответствующая запись в Единый Государственный реестр юридических лиц.
Таким образом, счета-фактуры и накладные, представленные заявителем, как документальное подтверждение произведенных расходов и для целей применения налогового вычета по НДС оформлены от имени общества с ограниченной ответственностью "Авто-М" в период, когда данная организация, как юридическое лицо уже не существовала.
В соответствии с нормами статей 11 Кодекса плательщиками налогов являются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого Государственного реестра юридических лиц.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный выводу о том, что заявителем представлены первичные документы не соответствующие требованиям статей 169, 252 НК РФ и статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" с учетом того, что общество с ограниченной ответственностью "Авто-М" на период их составления не существовало, а поэтому заявленное требование о признании решения налогового органа N 7 от 27.07.2009 г. в части доначисления НДФЛ в сумме 72 218 руб., НДС в сумме 77 475, 44 руб., ЕСН в сумме 11 110, 53 руб., а также соответствующих пеней и налоговых санкций, по эпизоду взаимоотношений заявителя с обществом с ограниченной ответственностью "Авто-М" удовлетворению не подлежит.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 декабря 2010 года по делу N А65-33420/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-33420/2009
Истец: ИП Наговицына Ольга Анатольевна, ИП Наговицына Ольга Анатольевна, г. Лениногорск
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N17 по Республике Татарстан, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N17 по Республике Татарстан,г.Бугульма
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан
Хронология рассмотрения дела:
05.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15699/11
21.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N 15699/11
28.07.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5848/11
05.04.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1932/11
19.01.2011 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-415/11
13.12.2010 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-33420/09
21.09.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А65-33420/2009
24.05.2010 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-33420/09