г. Владивосток |
Дело |
25 марта 2011 г. |
N А59-4652/2010 |
Резолютивная часть постановления оглашена 22 марта 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 марта 2011 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Т.А. Солохиной
судей: Г.А. Симоновой, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.С. Барановой
при участии:
от ООО "Кормчий" - не явились, извещены надлежащим образом,
от Сахалинской таможни - не явились, извещены надлежащим образом.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Кормчий"
апелляционное производство N 05АП-601/2011
на решение от 30.12.2010
судьи С. О. Кучеренко
по делу N А59-4652/2010 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению ООО "Кормчий"
к Сахалинской таможне
о признании незаконным и отмене постановления от 12.10.2010 N 10707000-264/2010
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Кормчий" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Сахалинской таможне (далее - административный орган, таможня) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 12.10.2010 N 10707000-264/2010, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 30 543 рублей 76 копеек.
Решением от 30.12.2010 Арбитражный суд Сахалинской области отказал в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с решением суда, административный орган подал апелляционную жалобу, доводы которой сводятся к тому, в соответствии с ч. 1 ст. 138 Таможенного кодекса РФ при вывозе с таможенной территории РФ российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. В последующем, представление декларантом таможенному органу полной таможенной декларации является завершающим этапом декларирования конкретной товарной партии. Именно с момента подачи декларантом полной таможенной декларации может наступить ответственность, предусмотренная ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, при условии, что в действиях декларанта имеется состав данного административного правонарушения.
По мнению заявителя, наличие неточных сведений о товаре во временной декларации не образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.
На основании изложенного, Общество просит решение суда Сахалинской области от 30.12.2010 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Сахалинская таможня представила отзыв на жалобу, в котором просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
На основании пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд рассматривает дело в отсутствие сторон по имеющимся в деле документам.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
08.06.2010 Обществом была подана в Корсаковский таможенный пост Сахалинской таможни временная грузовая таможенная декларация N 10707030/090610/0002373 для оформления в таможенном отношении в режиме "экспорт 10" товаров, в том числе товара N 2 - нерка мороженная, потрошенная с головой, без жабр, с укусом морского зверя, в количестве 9 814 кг. (вес нетто), 701 картонных ящиков.
В период с 10.06.2010 по 15.06.2010 на основании поручения на досмотр N 10707030/100610/000427 с целью идентификации сведений, заявленных в ГТД N 10707030/080610/0002373, таможенным органом проведен таможенный досмотр товара N 2, в ходе которого установлено что обществом представлен к таможенному оформлению товар N 2 - нерка мороженаяё глазированная с головой без жабр, в количестве 10 373 кг. (вес нетто), 701 картонный ящик.
Данный факт отражен в Акте таможенного досмотра N 10707030/100610/000427.
Общество в нарушение статей 124, 127, 131, 132 Таможенного кодекса РФ не задекларировало по установленной письменной форме обнаруженный товар общим весом 559 кг.
По выявленному факту нарушения таможенного законодательства таможней было возбуждено дело об административном правонарушении N 10707000-264/2010, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
28.09.2010 административным органом был составлен протокол об административном правонарушении N 10707000-264/2010 по признакам состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
12.10.2010 Сахалинской таможней было рассмотрены материалы дела об административном правонарушении и вынесено постановление N 10707000-264/2010, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере одной второй стоимости предметов административного правонарушения, что составило 30 543,76 руб.
Не согласившись с постановлением, Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в жалобе, коллегия апелляционной инстанции находит решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Как следует из материалов дела, заявитель привлечён к ответственности по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть, в том числе не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации (пункт 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 18 от 24.10.2006).
В силу ст. 123 Таможенного кодекса РФ товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленных статьями 183, 184, 247, 391 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 124 Таможенного кодекса РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным ТК РФ, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
В соответствии с п. 1 ст. 138 Кодекса при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После фактического вывоза российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать одну или несколько полных и надлежащим образом заполненных таможенных деклараций на все российские товары, вывезенные за пределы таможенной территории Российской Федерации (п. 2).
Во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного периода времени, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации.
Убытие российских товаров с таможенной территории Российской Федерации в количестве, превышающем заявленное во временной таможенной декларации, не допускается, за исключением случаев, установленных пунктами 1 и 2 статьи 122 настоящего Кодекса. Подача временной таможенной декларации и таможенная процедура убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации являются составляющими декларирования товаров при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 60 Таможенного кодекса РФ установлено, что таможенное оформление завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с настоящим Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
Завершение таможенного оформления обусловлено причинно-следственной связью между совершением первого действия в отношении товаров при их вывозе (то есть подачей, в данном случае, временной грузовой таможенной декларации) и совершением таможенных операций, определяющих окончательную судьбу товара. Тем самым законодатель ставит совершение определенных действий, которые влияют на принятие решения о судьбе товара, в зависимость от таможенного режима.
Согласно п. 23 ч. 1 ст. 11 Таможенного кодекса РФ, выпуск товаров - действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом.
Учитывая, что подача декларантом как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений, и возникает один объект таможенного оформления и контроля, то действия таможенного органа по таможенному оформлению товара завершаются помещением его под определенный таможенный режим (экспорт). Следовательно, при периодическом временном декларировании таможенное оформление завершается и окончательная судьба товара определяется принятием таможенным органом решения о разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с заявленным таможенным режимом, путем проставления оттиска штампа "Выпуск разрешен" на временной таможенной декларации.
Ссылка Общество на возможность представления полной таможенной декларации, содержащей достоверные сведения о спорном товаре, коллегией отклоняется в силу следующего.
В соответствии со статьей 138 Таможенного кодекса РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени (пункт 2).
Во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного периода времени, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации.
Убытие российских товаров с таможенной территории Российской Федерации в количестве, превышающем заявленное во временной таможенной декларации, не допускается, за исключением случаев, установленных пунктами 1 и 2 статьи 122 настоящего Кодекса.
Следовательно, представление таможенному органу полной таможенной декларации уже после погрузки товара на борт судна, убывающего за пределы таможенной территории Российской Федерации и проставления штампа таможенного органа, не освобождает от ответственности, предусмотренной за административное правонарушение по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу части 2 статьи 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно представленным суду материалам дела, 02.02.2010 в ходе проведения таможенного досмотра было установлено, что фактически в товарной партии присутствует товар, не заявленный во временной ГТД N N10707030/090610/0002373, а именно: нерка мороженная, потрошенная с головой, без жабр, с укусом морского зверя, в количестве 559 кг.
Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд считает доказанным факт совершения заявителем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена часть 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Довод Общества на возможность представления полной таможенной декларации, содержащей достоверные сведения о спорном товаре коллегия отклоняет, поскольку применительно к рассматриваемому случаю не указывает на отсутствие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При определении вины организации необходимо использовать понятие вины юридического лица, изложенное в ч. 2 ст. 2.1 Кодекса.
Согласно названной норме, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд считает, что заявитель имел возможность для соблюдения правил и норм, предусмотренных законом, однако не принял все зависящие от него меры по их соблюдению ни в установленные сроки. Доказательств обратного заявитель суду не представил.
На основании изложенного суд считает, что вина Общества в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ подтверждается материалами дела.
Довод общества о том, что вес (нетто) спорного товара N 2 определен без учета глазури (3%) коллегия отклоняет в силу следующего.
Согласно пункту 4.3 приложения к контракту от 08.04.2010 N 3/10, заключенного между ООО "Кормчий" и фирмой "Фуккуяма Суйсан Ко., Лтд" (Япония) установлено, что для предотвращения недовеса (учета потерь веса при замораживании и размораживании) продукция, предназначенная на экспорт должна выпускаться с 3 % увеличением веса, против веса указанного на трафарете.
Правила заполнения грузовой таможенной декларации установлены Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, утвержденной приказом ФТС России от 04.09.2007 года N 1057 (далее - Инструкция).
В соответствии с п. 36 указанной Инструкции в графе 38 "Вес нетто (кг)" необходимо указать в килограммах массу "нетто" декларируемых товаров:
а) для товаров, перемещаемых в упакованном виде: массу декларируемых товаров с учетом только первичной упаковки, если в такой упаковке, исходя из потребительских свойств, товары представляются для розничной продажи и первичная упаковка не может быть отделена от товара до его потребления без нарушения потребительских свойств товаров; массу декларируемых товаров без учета какой-либо упаковки в остальных случаях;
б) для товаров, перемещаемых без упаковки (насыпом, наливом, навалом) или трубопроводным транспортом, - общую массу товаров.
При этом, понятие "Упаковка" приведено в правилах заполнения графы 31. Под "Упаковкой" понимаются (в значениях, определенных Конвенцией о временном ввозе от 26 июня 1990 года (приложение В.З)) любые изделия и материалы, служащие или предназначенные для упаковки, защиты, размещения и крепления или разделения товаров, за исключением упаковочных материалов (солома, бумага, стекловолокно, стружка и тому подобное), ввозимых навалом.
Процессы заморозки и глазировки морепродукции осуществляются для целей увеличения сроков хранения товаров путем минимизации внешних воздействий, которые могли бы повлиять на потребительские свойства товара. Отделение глазури от товара (рыбы мороженной) до его поступления в розничную продажу повлекло бы за собой ухудшение его потребительских свойств. Таким, образом, лед и глазурь являются материалами, служащими для сохранения потребительских свойств рыбы мороженой до ее поступления в розничную продажу.
Исходя из вышеизложенного, глазурь следует рассматривать в качестве первичной упаковки в понятии, используемом Инструкцией, и включать в вес нетто товара, указываемый в графе 38 ГТД.
Таким образом, при осуществлении таможенного досмотра мороженной рыбы в акте таможенного досмотра указывается вес нетто товара с учетом глазури. Указанная информация полностью подтверждается ответом на запрос от 03.08.2010 года N 18-11/561, полученным из отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров Сахалинской таможни.
Довод заявителя жалобы о том, что количество ящиков, в которых была упакована замороженная рыба, соответствует количеству, фактически погруженному на борт морского судна, судом отклоняется.
В соответствии с Таможенным тарифом Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 718 основной единицей измерения является килограмм. Строка таможенного тарифа состоит из следующих основных элементов: код ТН ВЭД, наименование позиции, единицы измерения, ставки таможенной пошлины.
Товар N 2, декларируемый в ГТД N 10707030/080610/0002375, классифицируется в субпозиции 030311 ТН ВЭД России. Товар, классифицируемый в указанной субпозиции ТН ВЭД России, измеряется исключительно в основной единице измерения, то есть в килограммах.
При таких обстоятельствах, в таможенных правоотношениях для таможенных целей применима основная единица измерения (килограмм), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации для данного вида товара, перемещаемого через таможенную границу российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, коллегия приходит к выводу о наличии в действиях ООО "Кормчий" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 ст. 16.2 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено. Сроки давности привлечения к административной ответственности не истекли.
При таких обстоятельствах, суд правомерно отказал в удовлетворении заявлении о признании незаконным и отмене постановления Сахалинской таможни от 12.10.2010 N 10707000-264/2010 о назначении административного наказания.
Учитывая, что суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, у апелляционного суда отсутствуют законные основания для отмены или изменения судебного акта.
В соответствии со статьей 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Поскольку согласно пункту 5 статьи 30.2 КоАП РФ, пункту 4 статьи 208 АПК РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается, уплаченная ООО "Кормчий" при подаче апелляционной жалобы госпошлина в сумме 2000 (две тысячи) рублей подлежит возврату на основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 30.12.2010 по делу N А59-4652/2010 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Кормчий" государственную пошлину в размере 2.000 (две тысячи) рублей, уплаченную платежным поручением N 663 от 12.01.2011 за рассмотрение апелляционной жалобы по делу N А59-4652/2010.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
В соответствии с частью 4.1 статьи 206 АПК РФ постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в 2-х месячный срок только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Председательствующий: |
Т. А. Солохина |
Судьи |
Г. А. Симонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-4652/2010
Истец: ООО "Кормчий"
Ответчик: Сахалинская таможня
Третье лицо: Сахалинская таможня
Хронология рассмотрения дела:
25.03.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-601/11