г. Санкт-Петербург
25 марта 2011 г. |
Дело N А26-7009/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б. Семеновой
судей И.Д. Абакумовой, И.Б. Лопато
при ведении протокола судебного заседания: Ж.А. Алыбиной
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20879/2010) Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.10.2010 по делу N А26-7009/2010 (судья Н.А. Кришталь), принятое
по иску (заявлению) ОАО "Сегежский ЦБК"
к Министерству лесного комплекса Республики Карелия
о признании незаконным и отмене постановления N 130/10Л от 28.07.2010 о назначении административного наказания
при участии:
от истца (заявителя): не явился (уведомлен)
от ответчика (должника): не явился (уведомлен)
установил:
Открытое акционерное общество "Сегежский ЦБК" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства лесного комплекса Республики Карелия (далее - Министерство) от 28.07.2010 N 130/10Л по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в виде взыскания штрафа в размере 7 500 рублей.
Решением суда от 08.10.2010 заявленное обществом требование удовлетворено в полном объеме, оспариваемое постановление Министерства лесного комплекса Республики Карелия признано незаконным и отменено в связи с отсутствием состава вменяемого административного правонарушения в действиях общества.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (образовано из Министерства лесного комплекса Республики Карелия в соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 04.09.2010 N 177-П) направило апелляционную жалобу, в которой просило отменить решение суда, принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленного требования. По мнению подателя жалобы, неправомерным является вывод суда первой инстанции о том, что невыполнение санитарно-оздоровительных мероприятий не образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ, поскольку в данном случае обязанность по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий установлена пунктом 4.4.13 договоров аренды.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, Министерством в лице Государственного учреждения Республики Карелия "Беломорское центральное лесничество" направлено обществу как арендатору лесных участков требование от 17.05.2010 N 434 о принятии в срок до 15.06.2010 мер по ликвидации своими силами и за свой счет свалок бытовых и промышленных отходов, не оформленных в установленном порядке, в том числе в квартале 128 выделе 41 Лехтинского участкового лесничества Беломорского центрального лесничества на площади 1,0 га, в квартале 48 выделе 35 Летнинского участкового лесничества Беломорского центрального лесничества на площади 1,5 га (т.1 л.д.17).
В материалах дела имеются договоры аренды лесного участка от 19.12.2008 N 59-з и от 19.12.2008 N 60-з, согласно которым Министерство (арендодатель) передает, а общество (арендатор) принимает во временное пользование (аренду) лесные участки, расположенные на территории Государственного учреждения "Сосновецкое центральное лесничество", в том числе в квартале 48 Летнинского участкового лесничества и в квартале 128 Лехтинского участкового лесничества, для использования в целях заготовки древесины.
Письмом от 01.06.2010 N 73/2680 требование Министерства отклонено как необоснованное на том основании, что выявленные свалки коммунально-бытовых отходов не имеют отношения к деятельности общества (т.1 л.д.18).
В результате проверки исполнения требования от 17.05.2010 N 434, проведенной ГУ РК "Беломорское центральное лесничество" 17.06.2010, установлено, что требование не исполнено, ранее обнаруженные свалки в квартале 128 выдела 41 Лехтинского участкового лесничества и в квартале 48 выдела 35 Летнинского центрального лесничества обществом не ликвидированы, указанное отражено в актах от 17.06.2010 (т.1 л.д.108-109).
Усмотрев в действиях общества признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ, Министерством 09.07.2010 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении по указанной квалификации, выразившемся в нарушении пункта 4.4.13 договоров аренды лесного участка от 19.12.2008 N 59-з и от 19.12.2008 N 60-з (т.1 л.д.113-115).
28.07.2010 Министерством вынесено постановление N 130/10Л о привлечении ООО "Сегежский ЦБК" к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 7 500 рублей (т.1 л.д.9-13).
Общество не согласилось с указанным постановлением и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, связанные с использованием и охраной лесов. Объективная сторона правонарушения состоит в том, что виновный нарушает установленные заключенным договором условия использования леса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Кодекса.
В соответствии с пунктом 8 статьи 29 Лесного кодекса РФ граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
Из материалов дела следует, что обществу на основании договоров аренды от 19.12.2008 N 59-з и от 19.12.2008 N 60-з предоставлены на длительный срок в пользование участки лесного фонда с целью заготовки древесины.
Согласно пункту 4.4.13 данных договоров, нарушение которого вменяется обществу оспариваемым постановлением, арендатор обязан соблюдать требования Правил санитарной безопасности в лесах РФ, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) на лесном участке, переданном в аренду, принимать меры по рекультивации и ликвидации своими силами и за свой счет свалок (не оформленных в установленном законом порядке) производственных отходов своей деятельности в пределах арендуемой территории и свалок бытовых отходов, возникших по вине арендатора.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается подателем жалобы, административным органом не представлено доказательств того, что свалки бытовых и промышленных отходов на арендуемых обществом лесных участках возникли по вине арендатора (образовались в результате производственной деятельности общества).
В то же время из содержания пункта 4.4.13 договоров аренды лесного участка следует, что обязанность общества ликвидировать свалки бытовых и производственных отходов, возникших не по его вине, договором не предусмотрена.
Из пункта 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 N 414, на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.
Разделом 5 Проектов освоения лесов на 2009-2010г.г. по договору от 19.12.2008 N 59-з и по договору от 19.12.2008 N 60-з предусматриваются мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов:
1. Выборочные или сплошные санитарные рубки;
2. Защита заготовленной древесины от поражения вредными организмами;
3. Очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
В разделе 5 Проектов также указано, что в границах арендованных лесных участков имеются несанкционированные свалки бытовых и производственных отходов, в том числе в квартале 48 выдел 35 Летнинского участкового лесничества - на площади 1,5 га, в квартале 126 выдел 41 - на площади 1,0 га.
Таким образом, данные несанкционированные свалки возникли до передачи лесных участков в аренду обществу.
Суд первой инстанции правомерно отклонил ссылку Министерства на нарушение обществом обязанности осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия на лесных участках, переданных в аренду, так как в пункте 4.4.13 договора отдельно указано, что арендатор обязан своими силами и за свой счет принимать меры, в том числе по ликвидации не оформленных в установленном законом порядке свалок производственных отходов именно своей деятельности в пределах арендуемой территории и свалок бытовых отходов, возникших по его (арендатора) вине.
Поскольку Министерством не представлено доказательств вины общества в возникновении несанкционированных свалок на арендуемых лесных участках, правомерным является вывод суда первой инстанции о том, что обществом не нарушен пункт 4.4.13 договора.
Согласно пункту 66 приложения N 2 к приказу Министерства природных ресурсов РФ от 29.12.2007 N 523 при обнаружении на территории земель лесного фонда захламления (загрязнения) строительными, древесными, промышленными и иными отходами, токсичными веществами уполномоченные органы исполнительной власти предпринимают меры по выявлению нарушителей и инициируют применение к ним штрафных, административных или уголовных санкций в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 67 приложения N 2 очистка леса от захламления производится за счет нарушителя. В случае если в течение года нарушитель не обнаружен, мероприятия по очистке ставятся в план санитарно-оздоровительных мероприятий.
В данном случае суд апелляционной инстанции считает неправомерным довод подателя апелляционной жалобы о том, что ликвидация указанных свалок включена в ежегодный план санитарно-оздоровительных мероприятий, не связанных с рубкой погибших и поврежденных насаждений, так как в разделе 5 проектов освоения лесов не указано, что арендатор обязан ликвидировать несанкционированные свалки, не установлены сроки для их ликвидации. Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, проект освоения лесов не может противоречить договору аренды лесного участка и возлагать на арендатора обязанности, не предусмотренные договором.
Суд первой инстанции, оценив и исследовав имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, сделал правильный вывод о том, что Министерством не доказано наличие состава вменяемого административного правонарушения в действиях общества.
Кроме того, согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Суд апелляционной инстанции критически относится к представленным в материалы дела актам от 17.06.2010, на основании которых административным органом установлен факт неисполнения обществом требования от 17.05.2010 N 434, поскольку указанные документы подписаны только представителями лесничества, из содержания актов усматривается, что осмотр территорий лесных участков в нарушение требований пункта 2 статьи 27.8 КоАП РФ осуществлялся в отсутствие представителей юридического лица, привлекаемого к административной ответственности.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08 октября 2010 года по делу N А26-7009/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
И.Д. Абакумова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-7009/2010
Истец: ОАО "Сегежский ЦБК"
Ответчик: Министерство лесного комплекса Республики Карелия, Министество по природопользованию и экологии по Республике Карелия
Хронология рассмотрения дела:
25.03.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-20879/10