Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 18 сентября 2006 г. N КА-А40/8619-06
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2006 г.
ООО "Цептер Интернациональ" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 48 по г. Москве (далее - инспекция) о признании частично недействительным ее решения от 27.12.05 N 53/04.
Решением суда от 20.03.06 Арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения постановлением от 23.05.06 Девятого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворены на основании положений ст.ст. 169, 171, 172, 173 НК РФ.
В кассационной жалобе инспекция просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить как принятые с неправильным применением норм материального права и основанные на неполно выясненных обстоятельствах, имеющих значение для дела, и в удовлетворении требования обществу отказать.
От общества поступил письменный отзыв на жалобу с доказательством его получения инспекцией.
Суд, совещаясь на месте, определил: приобщить письменный отзыв к материалам дела.
Представитель инспекции в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Представители общества просили судебные акты оставить без изменения, считая, что суд правильно применил нормы материального права, не допустил нарушений норм процессуального права и выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка ООО "Цептер Интернациональ" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет сумм налогов и сборов за период с 01.01.2001 г. по 31.12.2003 г. (за исключением налога на прибыль за период с 01.01.2001 г. по 31.01.2001 г., базы переходного периода, НДФЛ и ЕСН), по результатам которой составлен акт проверки от 28.11.2005 г. N 40/04 и принято решение от 27.12.2005 г. N 53/04.
Выводы решения инспекции в оспариваемой части основаны на неправомерном принятии заявителем к вычету сумм НДС на основании счетов-фактур, выставленных индивидуальными предпринимателями, не являющимися плательщиками НДС, но предъявившими (выделившими в счетах-фактурах) эти суммы НДС к оплате заявителю (сумма доначисленного налога - 12329798 руб.) и на неправомерном принятии к вычету сумм налога на основании тех же (указанных выше) счетов-фактур, кроме того, оформленных с нарушением требований пунктов 5, 6 ст. 169 НК РФ (сумма доначисленного налога в размере 1335654 руб. включена Инспекцией в общую сумму 12329798 руб.).
В части отказа в вычетах по НДС на сумму 1335654 руб. заявитель решение инспекции не оспаривает, а просит признать его недействительным в части доначисления НДС в сумме 10994144 руб. (12329798 руб. - 1335654 руб.), начисления соответствующих пеней и штрафа.
Признавая недействительным решение инспекции в оспариваемой части, судебные инстанции исходили из того, что право ООО "Цептер Интернациональ" на применение налоговых вычетов основано на положениях ст.ст. 169, 171-173 НК РФ. При этом в подтверждение права на применение налоговых вычетов за рассматриваемый период налогоплательщиком в налоговый орган представлены документы, предусмотренные ст. 172 НК РФ.
Судебными инстанциями установлено, что общество осуществляет на территории Российской Федерации реализацию продукции "Цептер" (посуда, постельные принадлежности, иные товары народного потребления, товары медицинского назначения, косметика, парфюмерия, системы связи и охраны и другие товары). Распространение продукции осуществляется методом "прямых продаж", то есть через агентов-распространителей, действующих на всей территории Российской Федерации, которые непосредственно заключают договоры купли-продажи с покупателями.
Применяемая заявителем система "прямых продаж" обуславливает наличие хорошо развитой сети распространения продукции, и, соответственно, большого количества агентов-распространителей, оказывающих услуги заявителю и получающих вознаграждение, количество которых в разные периоды (месяцы) составляет от 12000 до 19000 человек.
В число агентов входят предприниматели, работающие по договорам гражданско-правового характера, которые по данным заявителя находятся на общем режиме налогообложения и уплачивают НДС в общем порядке. Данной категорией агентов счета-фактуры за оказанные услуги выставляются с выделенной суммой НДС, которая оплачивается заявителем и принимается к вычету по основаниям, установленным налоговым законодательством.
Довод инспекции о том, что часть индивидуальных предпринимателей по сообщениям налоговых органов не являются плательщиками НДС, поскольку применяют упрощенную систему налогообложения, либо являются плательщиком единого налога на вмененный доход, либо освобождены от уплаты НДС на основании ст. 145 НК РФ, признан судебными инстанциями не соответствующим налоговому законодательству.
Статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено право налогоплательщика уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные вычеты.
Согласно пункту 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении на территории Российской Федерации товаров для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Указанные налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога (пункт 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пп. 1, 2 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21.
Таким образом, право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета обусловлено фактом оплаты им товара (работ, услуг) контрагенту, включая сумму налога на добавленную стоимость, принятием данных товаров (работ, услуг) и наличием соответствующих первичных документов и при этом не ставится в зависимость от уплаты налога на добавленную стоимость контрагентами-поставщиками.
Все вышеназванные документы (книги покупок, счета-фактуры, договоры с индивидуальными предпринимателями, акты выполненных работ, платежные документы, выписки банка) представлены заявителем в инспекцию, что отражено в решении налогового органа, и имеются в материалах дела, исследованы судом и получили соответствующую оценку.
Как установлено судебными инстанциями и не опровергнуто инспекцией, агенты-предприниматели выставляли счета-фактуры, выделяя отдельной строкой НДС. При этом факт оплаты, в том числе налога на добавленную стоимость, инспекцией не оспаривается, следовательно, заявитель исполнил обязанность по уплате налога на добавленную стоимость при приобретении им товара (услуг) в соответствии с требованиями вышеназванным норм Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции находит обоснованным вывод судебных инстанций о том, что счет-фактура приобретает статус документа только в момент его подписания поставщиком, в связи с чем довод жалобы о том, что заявитель направлял предпринимателям составленные им проекты счетов-фактур, правильно отклонен судебными инстанциями. К тому же, инспекция не оспаривает довод общества о том, что данные проекты счетов-фактур направлялись предпринимателям на рассмотрение и для проверки ими правильности определения суммы вознаграждения за оказанные услуги.
Судами обеих инстанций правильно отклонены ссылки инспекции на ст. ст. 346.11, 346.26 НК РФ, поскольку данные нормы не регулируют рассматриваемые правоотношения.
Кроме того, как правильно указал суд, в оспариваемом решении инспекции не содержится сведений о налоговом статусе предпринимателей в проверяемом периоде, то есть, не указано какие именно индивидуальные предприниматели находились на упрощенной системе налогообложения, уплачивали ЕНВД, освобождены от уплаты НДС.
Доводы инспекции со ссылкой на объяснения трех предпринимателей - П.В.И., М.Т.С. и П.Д.Н.- судебными инстанциями проверены и отклонены. При этом суд указал, что с учетом положений ст.ст. 171, 172 НК РФ данное обстоятельство не имеет значения при решении вопроса о принятии к вычету НДС заявителем при условии выставления счетов-фактур с выделенной суммой НДС, и, кроме того, данные объяснения, по сути, являются подтверждением позиции заявителя, поскольку свидетельствуют о полном соответствии налоговому законодательству применяемого заявителем порядка получения счетов-фактур от поставщиков.
Доводы жалобы относительно подписания счетов-фактур гражданами Г.Е.В. и Ю.С.Х., снятыми с налогового учета в связи с их смертью до выставления счетов-фактур, отклоняются, поскольку в отношении отказа в применении вычетов по НДС по счетам-фактурам, подписанным от имени ПБОЮЛ Г.Е.В., заявитель решение инспекции не оспаривал, а счета-фактуры, подписанные от имени Ю.С.Х. не фигурируют в оспариваемом решении инспекции и общество по данным счетам-фактурам НДС к вычету не заявляло.
Доводы инспекции о том, что подписи на счетах-фактурах, на актах выполненных работ, договорах одного и того же предпринимателя значительно разнятся, образцы подписей некоторых предпринимателей на декларациях не соответствуют образцам подписей на счетах-фактурах, представленных заявителем, на ряде счетов-фактур различных предпринимателей стоит одна и та же подпись, судом проверены и признаны необоснованными.
При этом суд исходил из того, что указанные обстоятельства не имеют отношения к делу, поскольку доначисления НДС произведены по другим основаниям (на основании того, что счета-фактуры выставлены лицами, не являющимися плательщиками НДС, либо не представляющими налоговую отчетность по НДС).
Кроме того, как указал суд, инспекцией не представлено доказательств, опровергающих подлинность подписей предпринимателей.
Доводы о недобросовестности заявителя инспекция не заявляла.
В соответствии с п. 3 ст. 189, АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле документов установлено, что инспекция не обосновала законность оспариваемого в части решения, надлежащим образом не опровергла доводы заявителя, в связи с чем у суда кассационной инстанции в силу пределов полномочий, установленных п. 2 ч. 1 ст. 287 АПК РФ, не имеется оснований к переоценке оцененных судом обстоятельств.
Суд кассационной инстанции при рассмотрении настоящего дела учитывает сложившуюся судебно-арбитражную практику по спорам между теми же сторонами относительно возмещения НДС в аналогичных правовых ситуациях за отдельные налоговые периоды (постановления ФАС МО N КА-А40/13684-05 от 23.01.2006, N КА-А40/656-06 от 27.02.2006, N КА-А40/3006-06 от 19.04.2006).
Руководствуясь ст.ст. 284, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 20.03.2006 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 23.05.2006 N 09АП-4547/06-АК Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N A40-3656/06-141-32 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 48 по г. Москве - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 сентября 2006 г. N КА-А40/8619-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании