г. Челябинск |
|
01 апреля 2011 г. |
N 18АП-2295/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 апреля 2011 года
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Ивановой Н.А., Степановой М.Г.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Пироговой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергопром" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18.01.2011 по делу N А47-8858/2010 (судья Галиаскарова З.И.).
В заседании принял участие представитель:
общества с ограниченной ответственностью "Энергопром" - Бражников С.Н. (решение от 06.06.1997).
19.10.2010 в Арбитражный суд Оренбургской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Энергопром" (далее - ООО "Энергопром", плательщик, общество, заявитель) с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N 14-40/17747 от 10.08.2010 в части начисления земельного налога за 2009 год в сумме 135 155 руб., 16 685,85 руб. пени, 9 652,60 руб. штрафа.
По результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2009 г. установлено занижение суммы налога, подлежащего уплате в бюджет. По данным плательщика кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: г. Орск, ул. Металлистов, 1, составила 6 618 507 руб.; налоговый орган руководствовался данными кадастровой выписки федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" (далее - ФГУ "Земельная кадастровая палата") на более позднюю дату, где кадастровая стоимость составила 15 628 864,02 руб., а удельный показатель - 897,57 руб./кв.м.
Решением от 10.08.2010 заявитель привлечен к ответственности по п. 1 ст. 119, п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа, ему предложено уплатить недоимку по налогу, начислены пени.
Общество указало, что при определении налоговой базы для исчисления земельного налога использовались данные о кадастровой стоимости земельного участка, установленные актом N 4031 от 21.06.2006, по которому удельный показатель составил 380,09 руб./кв.м. В нарушение положений п. 1 ст. 391 НК РФ результаты кадастровой оценки до 1 марта не утверждены, информация об изменении кадастровой стоимости до плательщика не доведена, налог не уплачен по независящим от заявителя причинам, в связи с чем, пени и штрафы начислены незаконно (письмо Минфина РФ от 06.06.206 N 03-06-02-02/75).
Кроме того, имеет место нарушение сроков проведения государственной кадастровой оценки земель, поскольку указанная оценка не могла быть проведена ранее 21.09.2009 (л.д. 6).
Определением от 18.11.2010 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГУ "Земельная кадастровая палата" Оренбургской области (л.д. 63-64).
Налоговый орган заявленные требования не признал, указал, что начисление налога произведено на основании данных о кадастровой стоимости, полученных в установленном порядке (л.д. 36-38).
Третье лицо в отзыве пояснило, что кадастровая стоимость спорного земельного участка рассчитана на основании постановления Правительства Оренбургской области N 414-п от 30.11.2007, внесена в ГКН 18.08.2008. нормативы кадастровой стоимости, утвержденные постановлением администрации Оренбургской области N 103-п от 29.05.2003, утратили силу.
Информация о кадастровой стоимости и о её изменении предоставляется по письменному запросу налогоплательщика (л.д. 68-71).
Решением суда первой инстанции от 18.01.2011 в удовлетворении требований отказано. Суд установил, что в спорный период действовали удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков, утвержденные постановлением Правительства Оренбургской области N 414-п от 30.11.2007 - 897,54 руб./кв.м., инспекция обосновано руководствовалась данными кадастровой выписки ФГУ "Земельная кадастровая палата".
Полная информация о кадастровой стоимости размещена на сайте Федерального агентства государственного кадастра, откуда плательщиком могли быть получены сведения, сроки проведения государственной кадастровой оценки земель ФГУ "Земельная кадастровая палата" соблюдены (л.д. 87-91).
28.02.2011 от общества поступила апелляционная жалоба, где поставлен вопрос об отмене решения по причине неполного исследования доказательств. Судом не исследованы причины увеличения кадастровой стоимости земельного участка в 2,36 раза, сделаны неверные выводы о порядке доведения сведений о кадастровой стоимости до налогоплательщика, поскольку в соответствии с требованиями п. 14 ст. 396 НК РФ указанная обязанность возложена на органы местного самоуправления. В соответствии с разъяснениями Минфина РФ от 06.06.2006 N 03-06/021-02/75 в случае, если кадастровая стоимость земельных участков и порядок предоставления информации определены, а указанные сведения до плательщика не доведены, то авансовые платежи и земельный налог уплачиваться не должны (л.д. 96).
В отзывах инспекция и третье лицо возражают против доводов жалобы, указывают, что сведениями о кадастровой стоимости налогоплательщик обязан обеспечивать себя самостоятельно.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав плательщика, установил следующее.
ООО "Энергопром" зарегистрировано в качестве юридического лица, состоит на налоговом учете, является плательщиком земельного налога (л.д. 9).
26.03.2010 обществом сдана уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2009 г., при определении налоговой базы использовались данные о кадастровой стоимости земельного участка - 6 618 507 руб., установленной актом N 4031 от 21.06.2006, по которому удельный показатель составил 380,09 руб./кв.м. (л.д. 19).
Инспекцией проведена камеральная проверка достоверности представленного расчета, составлен акт N 14-40/18384 от 30.06.2010, установлено занижение налога на 135 155 руб. (л.д. 47-50).
10.08.2010 налоговым органом принято решение N 14/40/17747 о привлечении к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119, п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа, предложено уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 135 155 руб., пени. Налоговый орган пришел к выводу о применении при расчете налога заниженных показателей (л.д. 40-43).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области оспариваемое решение инспекции утверждено (л.д. 16-17).
Согласно данным Управления федерального кадастра объектов недвижимости по Оренбургской области, стоимость земельного участка составила 15 628 864,02 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 897,54 руб./кв.м. (л.д. 61).
При правовой оценке материалов дела, доводов апелляционной жалобы и возражений плательщика суд исходит из следующего.
По мнению заявителя жалобы - плательщика налог не подлежит начислению, поскольку сведения об изменении кадастровой стоимости земельного участка до общества не доведены, причины увеличения кадастровой стоимости земельного участка в 2,36 раза судом не исследовались.
Суд первой инстанции установил, что в спорный период действовали удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков, утвержденные постановлением Правительства Оренбургской области N 414-п от 30.11.2007, сведения о стоимости плательщик мог получить на сайте органа кадастрового учета.
Выводы суда являются правильными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и нормам налогового законодательства.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Законодатель в п. 1 ст. 388 НК РФ определил, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ под налоговой базой для исчисления земельного налога понимается кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Согласно ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. В соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости.
Согласно п. 14 ст. 396 НК РФ, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков", в целях реализации положений п. 14 ст. 396 НК РФ установлено, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 НК РФ, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются также на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Таким образом, информация о кадастровой стоимости земельных участков доступна налогоплательщикам не только в информационных ресурсах муниципального образования, но и предоставляется территориальными органами Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, по письменному заявлению налогоплательщиков.
Следовательно, довод заявителя о не доведении до него информации о кадастровой стоимости земельных участков, необоснован. До даты представления налоговой декларации за спорный период плательщик реально мог получить сведения о кадастровой стоимости участка.
Порядок расчета кадастровой стоимости определен в Методических указаниях по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утв. Приказом Минэкономразвития от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания). Кадастровая стоимость ранее учтенного земельного участка определяется Земельной кадастровой палатой по соответствующему субъекту Российской Федерации (п. 1.2 Методических указаний).
Кадастровая стоимость земельного участка 6 618 507 руб., указанная в акте N 4031 от 21.06.2006 была рассчитана с применением удельного показателя 380,09 руб.кв./м., утвержденного Постановлением администрации Оренбургской области от 29.05.2003 N 103-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений области", которое утратило силу. С 01.01.2008 действует Постановление правительства Оренбургской области от 30.11.2007 N 414-п, которым утвержден удельный показатель 897,54 руб./кв.м.
Таким образом, при определении налоговой базы для исчисления налога инспекция обоснованно использовала данные о кадастровой стоимости 15 628 864,02 руб., предоставленные Управлением федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Оренбургской области, и доначислила плательщику земельный налог, пени, штрафы.
Ссылка заявителя на письмо Минфина РФ от 06.06.206 N 03-06-02-02/75 подлежит отклонению, поскольку разъяснения Минфина Российской Федерации даются по запросам заинтересованных лиц и в силу п.4 ст. 2 НК РФ не имеют нормативного характера.
Вопрос о причинах увеличения кадастровой стоимости земельного участка в 2,36 раза не входит в предмет доказывания по данному спору. Законность нормативного акта субъекта федерации в части величины удельных показателей может быть оспорена в судебном порядке.
Ввиду изложенного, основания для переоценки выводов суда первой инстанции, отмены судебного решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Не установлены нарушения, перечисленные в ч. 4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.
При подаче апелляционной жалобы ООО "Энергопром" была излишне уплачена государственная пошлина в размере 1000 рублей по платежному поручению от 16.2.2011 N 32, которая в силу ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18.01.2011 по делу N А47-8858/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергопром" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Энергопром" из федерального бюджета 1000 рублей - сумму излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
Ю.А. Кузнецов |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-8858/2010
Истец: ООО "Энергопром"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Орску Оренбургской области
Третье лицо: ФГУП " Земельная кадастровая палата" Оренб. обл.